Одеська Опера: театр двох директорів

Понеділок, 27 липня 2009, 16:36
Сегодня вокруг Одесского театра оперы и балета сложилась несколько странная ситуация.

В апреле на должность и.о. генерального директора – художественного руководителя был назначен киевский режиссер и продюсер Сергей Проскурня. 30 июня он же был утвержден в должности, а 10 июля министр культуры и туризма Василий Вовкун уволил Сергея Проскурню с занимаемой должности.

Увольнению предшествовал визит театральной оппозиции во главе с солистами Оперы, народными артистами Украины Анатолием Дудой и Людмилой Шириной к премьер-министру Юлии Тимошенко. Премьер приняла решение об увольнении Проскурни и озвучила его министру Вовкуну, при этом не поинтересовавшись мнением еще одной стороны конфликта - самим Проскурней и частью творческого коллектива, которая поддерживает экс-директора.

Таким силовым образом попытались завершить конфликт между Дудой и Проскурней.

Все неприятности начались после того, как Сергей Проскурня еще в качестве исполняющего обязанности директора провел заседание, посвященное билетному хозяйству театра, и потребовал предоставления ему рапортичек о проданных билетах.

На протяжении ряда лет театр сотрясают скандалы, которые активно освещает местная пресса: артисты жалуются на недоплаченные суточные во время гастролей, на скверные условия проживания. Три года назад даже было возбуждено уголовное дело, но как идет или чем закончилось расследование, до сих пор неизвестно. Следствие ссылается на … тайну следствия.

2 июля Сергей Проскурня провел пресс-конференцию, на которой четко заявил: грядет аудит, а за ним – инвентаризация.

- Я привез в Одессу из Киева аудиторскую фирму, - уточнил Сергей Владиславович. – Эта фирма сегодня уже начала аудит. Следующим шагом будет полная инвентаризация. После чего я обращусь в Контрольно-ревизионное управление и Счетную палату с просьбой проверить наш театр. Я уже не просто хочу знать о театре все, в том числе и в отношении финансовой части, но просто обязать понять, что творится в билетном и других хозяйствах театра.

Проскурня добавил, что на будущий юбилейный, двухсотый сезон запланировано 320 спектаклей и концертов, подробности о которых пообещал сообщить позже: "Я своими действиями при поддержке коллектива докажу, что театр может зарабатывать деньги на новые постановки".

Но всего этого не произошло.

Сергей Проскурня был уволен сразу после того, как в театре началась серьезная финансовая проверка прокуратурой и КРУ. Получается, что полноценно "при должности" Проскурня был всего-то 10 дней, если не считать его 70-дневного пребывания в качестве и.о.

Что же он мог "натворить" такого, за что его так скоропостижно и без промедления уволили?

В Одессе уже открыто говорят, что конфликт вокруг Одесского оперного – это видимая часть айсберга под названием "политическая борьба". Когда за право влиять ведут борьбу политики, то творчество – это всего лишь разменная монета.

На своей последней пресс-конференции теперешний и.о генерального директора Анатолий Дуда открыто благодарил народного депутата Украины от Блока Литвина Сергея Гриневецкого - экс-губернатора Одесской области и последовательного сторонника федерализации страны. Именно он помог Дуде и его сторонникам попасть в приемную Юлии Тимошенко.

Эта встреча и стала причиной увольнения назначенного 30 июня генеральным директором Одесской оперы Сергея Проскурни, с которым Министерство культуры и туризма подписало контракт на 5 лет.

Потому как иных, внятных аргументов нет.

За 80 дней пребывания Сергея Проскурни у руководства Одесского Оперного, он обнаружил десятки "мертвых душ" - это люди, которых директор так и не смог застать на работе.

Проскурня заявляет и о других о злоупотреблениях в театре: о бездеятельности тендерного комитета; о серьезных нарушениях противопожарной охраны, что ставит под угрозу безопасность жемчужины мировой архитектуры; о злоупотреблениях в билетном хозяйстве и сознательно заниженных показателях при реализации билетов; о "левых" экскурсиях и о двойной бухгалтерии при обслуживании иностранных туристов; о завышенных бюджетах и заангажированных подрядчиках.

В результате его обращения к прокурору Одесской области в театре началась проверка областной прокуратурой и КРУ.

Как только Проскурня потребовал прозрачности в отчетности, доходы тейтра выросли вдвое - вместо запланированных 373, 4 тысяч гривень дохода, по состоянию на июнь театр получил 815, 3 тысяч.

Кроме этого, благодаря инвестициям Международного фонда оперных постановок (Нидерланды) в театре в максимально краткие сроки была подготовлена премьера новой оперы "Кармен" при участии творческой молодежи театра и студентов музыкальной академии имени Неждановой.

Но все это оказалось неважным… Часть коллектива была поднята на борьбу против Проскурни. Среди обвинений звучали и такие: Проскурня вместе с министром Вовкуном предпринимают рейдерскую атаку на театр, хотят превратить его в развлекательный комплекс, в ночной клуб…

Сергея Проскурню начали открыто "травить". В ход пошел даже такой грязный прием, как публичные насмешки над украинским языком, на котором говорит Сергей Проскурня, над вышиванкой, которую он, случается, надевает. Замечу, что в настоящее время, сотрудники правоохранительных служб настоятельно рекомендуют Сергею Проскурне не появляться на улицах Одессы без охраны.

Оппозиция, возглавляемая народными артистами Анатолием Дудой и Людмилой Шириной, имеет свою точку зрения и свое видение дальнейшего развития театра.

- Мы отстаиваем не личные интересы, мы отстаиваем позиции классического искусства в этом храме искусства, - рассказал и. о. генерального директора Анатолий Дуда после возвращения из Киева. - Нас Юлия Владимировна приняла – и это было удивительно. Она поняла, что если такие последние очаги высокой духовности, коим является наш театр оперы и балета, будет пущен на самотек, то так все и превратится в обыкновенный бизнес.

- Юлия Владимировна нас поддержала, выслушав вместо 15 отведенных минут 51 минуту. Спросила наших представителей: "Кто у вас займется этим делом, есть кандидатуры?". И затем сказала министру культуры, чтобы он принял решение и издал приказ, - продолжил Дуда, добавив, что в нынешней политической ситуации "премьер-министр заняла четкую, однозначную позицию".

- Я, проработав в театре 33 года как солист оперы, бесспорно, имею представление, что такое театр, потому что десять лет был параллельно еще и парторгом театра. Несмотря на заверения, что театр практически 2 года ничего не делал, это абсолютно неверно. После 11 лет реставрации и ремонта идет постепенное восстановление репертуара, который был до закрытия театра - а тогда было 42 спектакля.

По словам Дуды, отсутствие русской классики, "которая дает возможность оценить искусство певцов, драматургии, музыкантов на должном уровне - это неправильная политика". Он предложил дополнить нынешний классический репертуар не только восстановленной уже "Иолантой", но и "Евгением Онегиным".

- Срочно нужен "Евгений Онегин"! Я думаю, что одесситы понимают, что мы будем стоять на страже нашего театра. И любые попытки, которые хотят дестабилизировать нас, они неуместны, - добавил новый назначенный исполняющим обязанности директора Одесской Оперы.

В вину Проскурне вменяется, прежде всего, подготовка перевода театра из разряда государственного бюджетного учреждения в разряд предприятий. И никто не хочет слышать, что театр переводится в статус ГОСУДАРСТВЕННОГО предприятия, а претензии было бы логично предъявлять столичным законодателям, обязавшим Министерство культуры и туризма привести все национальные коллективы к единому статусу.

Против "рейдера Проскурни" был организован сбор подписей. Письмо подписали: народная артистка Украины, профессор, академик Галина Поливанова; Герои Украины Борис Литвак, Николай Павлюк и Владимир Филиппчук; народный артист Украины Михаил Жванецкий; митрополит Одесский и Измаильский УПЦ МП владыка Агафангел,  пианист, заслуженный артист Украины Алексей Ботвинов.

Одесский писатель-юморист Валерий Хаит, который тоже подписал одно из писем "против" Проскурни, объясняет свою гражданскую активность и позицию следующим образом:

- Я равнодушен к опере и балету, но не равнодушен к Одессе. Ничего не знаю, никаких подробностей, ни одного документа не видел. Когда я прочел в интервью нового директора (имеется в виду Сергей Проскурня – Авт.) о том, что одним из первых его поздравил с назначением Олег Тягнибок, то для меня этого было достаточно, чтобы понять, что пришел в театр человек нетолерантный, пришел националист. Извините за горячность, я принимаю антидепрессанты.

Одно уточнение: в том же интервью Сергей Проскурня говорил и о поздравлении от Анна Герман, и о том, что на территории культуры могли бы найти точки соприкосновения представители полярных политических сил.

Но в этой истории слишком много политики.

И что же дальше? Не исключено, что в сентябре может начаться новый скандал. И.о. директора Анатолий Дуда отказал партнерам из Голландии в проведении гастролей театра – 36 спектаклей "Дон Жуана" и "Кармен" должны были пройти в Нидерландах, Бельгии и Испании.

22 сентября, программой, посвященной 200-летию Одесской оперы, должен был открыться сезон Королевского театра в Гааге.

Сейчас Сергей Проскурня вынужден защищать свою позицию в суде. Поскольку подчиненность министра культуры и туризма премьеру сделала невозможным решение проблемы на "территории" Министерства.

Замечу, что показательное увольнение Проскурни произошло во время проверки театра прокуратурой и КРУ. Остается только надеяться, что результаты проверки не лягут под сукно. Как и на то, что проверка будет доведена до конца. А такие опасения сейчас существуют.

В этом конфликте существенно страдают артисты, работники технических служб – Проскурню поддерживает 2/3 коллектива театра. В том числе – солисты и артисты оперы, балета, художники, оркестранты, работники технических цехов. На его стороне и Независимый профсоюз театра, помещение которого по распоряжению новой администрации опечатано.

Ситуация в Одесском оперном тревожит и представителей творческой интеллигенции страны. Результатом стали письменные обращения к первым лицам государства с просьбой незамедлительно вмешаться в ситуацию вокруг Одесского оперного. Обращения подписали народная артистка Украины Виктория Лукьянец; заслуженный артист Украины Андрей Мусорин; лауреаты Национальной премии имени Тараса Шевченко Тарас Федюк и Дмитрий Стус; писатели Андрей Любка, Тарас Прохасько, Юрий Макаров, Иван Лучук; режиссер, доцент Государственной высшей школы музыки и исполнительного искусства (Штутгарт, Германия) Андрей Критенко, балетмейстер Раду Поклитару, композитор Александр Щетинский, заслуженные артистки Украины Галина и Леся Тельнюк, и другие.

…И, если честно, мне очень сложно вообразить, ка Ангела Меркель увольняет интенданта Штутгартской оперы Пульмана после проходившего "около пятидесяти одной минуты" визита известных артистов... Нонсенс.

 

Мария Гудыма, Одесса, для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді