Великая ничья: о больших и малых смыслах

Середа, 11 листопада 2009, 15:13

Целенаправленная работа по изменению отношения к советскому прошлому является, пожалуй, единственным системным деянием, на которое оказались способны Ющенко и его окружение.

И чем хуже становится день сегодняшний, тем активнее проталкивается идея о том, что во всем виноваты "памятники тоталитаризма". Взять хотя бы статью историка Владимира Вятровича, в которой он предлагает подискутировать о Второй мировой войне.

Начнем с определения "Великая Отечественная война", которая, к ура-патриотическому удовольствию, вычеркнута из учебников.

Для Польши война началась 1 сентября 1939 года, но эта дата одновременно считается и началом Второй мировой. У финнов есть "Talvisota", Зимняя война1939-40 годов – это отдельная тема.

В Болгарии "Отечествена война" – это события 1944-1945 годов. И никто не оспаривает эту дату.

22 июня 1941 года, коснувшись земли, которую мы, независимо от отношения к советской власти, считаем своим Отечеством, война стала Отечественной. И Великой по масштабам.

А 9 мая 1945 года праздновали и празднуем не потому, что СССР хотел "присвоить" себе Победу, а потому, что подписание Акта о военной капитуляции вооруженных сил Германиизавершилось в 0.50 9 мая по московскому времени. Или в 22.50 8 мая по центрально европейскому.

Европейцы отмечают День Победы во Второй мировой войне или День Европы 8 мая только лишь из-за разницы в часовых поясах. И "евростандартизировать" дату Дня Победы смешно.

Действительно, Европа празднует День победы без помпезности. И это понятно, ведь Европа капитулировала перед Германией. Полномасштабные боевые действия вела только Красная армия.

Кто из европейцев бился с нацистами, не щадя себя? Англичане сбрасывали бомбы туда, где не было войны, – они бомбили заводы Германии.

Кто из европейцев противостоял фашистам? Чешская и польская армии? Они, напомню, были созданы в СССР. Польская, в частности, из поляков, высланных с западноукраинских земель.

Герой Советского Союза автоматчица Анеля Кживонь, напомню, родилась в Бучацком повете Тарнопольского воеводства Польши.

А вот против СССР, на стороне Германии, воевали шведы, норвежцы, финны, датчане, французы, бельгийцы, голландцы, испанцы, итальянцы, словаки, венгры, румыны, хорваты.

Почти все они никогда не сталкивались с "ужасами большевизма" и даже слабо представляли себе географию СССР. Но свою родину предпочли сдать.

Так в честь чего устраивать парады демократической Европе?

Неприятно и обидно это признавать, но наличие либо отсутствие украинцев не имело решающего значения в ходе знаковых исторических событий. Напротив, украинцам всегда приходилось быть частью чего-то большого, чтобы выживать.

Можно устроить еще миллион выставок об УПА, но все равно украинские повстанцы, при всем к ним уважении, не оказали сколько-нибудь существенного влияния на ход Второй мировой войны. Они просто были.

И вот именно здесь на первый план выходит проблема больших и малых смыслов.

Вторая мировая война – величайшее событие XX века, кардинально изменившее мир, определившее судьбы миллионов и перекроившее политическую карту Земли.

У нас есть два варианта, как отстроить себя по отношению к этому событию. Считать себя наследниками Великой Победы, теми, кому эта Победа и главенствующее место в иерархии армий-победительниц принадлежит по праву.

Или назначить себя муравейником, по которому промчался табун лошадей – сначала в одну сторону, потом в другую.

9 мая всегда было днем, когда всей планете напоминали: ребята, победители – это мы. Кстати, по числу Героев Советского Союза украинцы были вторыми после русских. А Россия, как преемница СССР, продолжает традицию размашистого празднования Дня Победы. Иначе, она признала бы, что отказывается от нее. А это не позволительно.

Как не позволительно пересматривать политические итоги Второй мировой, закрепленные международными соглашениями.

Поэтому любителей переписывания учебников истории в России особенно не жалуют.

Потому что цель их системной работы по переоценке исторических событий, как совершенно справедливо отмечает Вятрович, – уравнять гитлеровский и советский режимы и лишить уже не СССР, а Россию права гарантировать незыблемость политических итогов Второй мировой.

Можно придерживаться определенных политических взглядов и вещать о "преступлениях сталинского режима".

Но такая позиция неизбежно возвращает нас к теме современных границ Украины и территориальных претензий к ней со стороны той же Румынии.

"Политические итоги" касаются не только украинских границ, но и более серьезных вопросов. Так мы выходим на проблему национальной идеи.

Вариант первый: мы становимся народом, работающим с большими смыслами, присоединяемся к чему-то большому и для нас неслучайному. Встраиваемся в новую систему безопасности с Европой и Россией в рамках той картины мира, к созданию которой мы в 1939-45 годах приложили руку.

К примеру, становимся главным транзитером между российскими ресурсами и европейскими технологиями, космической державой, мировым центром технологий атомной энергетики. И конечно, помним и чтим память жертв политических репрессий, стараясь более не допустить подобного.

Или оперируем малыми смыслами, например, "нехай поганеньке, але своє", теряем там, где можно было бы приобрести, не предлагаем сколько-нибудь внятных форматов сотрудничества с остальным миром, поскольку никакие совместные деяния нас с ним не связывают.

И, кстати, продолжаем быть членами ООН в виде независимого государства, но все так же без внятной и самостоятельной внешней политики. Но это надо решить принципиально. И, конечно, спросив мнения большинства.

В рамках данной темы остается нераскрытым один важный момент, связанный как раз с людьми, с их мировосприятием, проблемами воспитания и культурной среды.

Для многих жителей Галичины и ура-патриотов сказанное выше может показаться совершенно неприемлемым. Я это понимаю и принимаю.

Но по сей день на бывших полях битв в Украине, России и Беларуси остаются непогребенными останки тысяч солдат, призванных в действующую армию с территории современной Украины.

Эти мужики не спрятались дома в подполе, не придумали повод для оправдания своей трусости, не пошли против своих потому, что их обидела власть.

Они приняли смерть за своих детей и родную землю. Они – наши, украинцы. И я не видел отпеваний искреннее и слез чище, чем слезы родных, нашедших своего солдата и кладущих его в землю на скромном сельском мемориале.

Невзирая на любую пропаганду, воспоминания о войне и воевавших родственниках вызывают у миллионов людей чувство родства, воплощением которого также является День Победы. Это, прежде всего, ИХ день, за НИХ пьют не чокаясь, глядя на старые фотографии.

Еще в военное время в сознании народа возник беспрецедентный исторический феномен – объединяющие переживания, имеющие подчеркнуто семейный характер.

Это вовсе не "политическая безликость советского народа". Политическую безликость скорее демонстрируют сегодняшние "дети Индепенденса". Здесь принцип другой: наши деды воевали плечом к плечу. Значит мы – родня и нам нечего делить.

И поэтому…

Давайте признаем, что в Украине живет два украинских народа, которые не могут одновременно считать частью своей личной истории историю Польши, "бабці Австрії" и СССР, исповедовать концепции "угнетения украинцев русскими" и "общей исторической судьбы".

Так же точно мы не можем считать своих дедов одновременно и победителями, и угнетенными. Кроме того, не забываем, что в Украине проживает более ста национальностей со своим историческим концептуальным прошлым.

Раз и навсегда определяем культурную автономию во всех острых вопросах, поскольку они явно мешают развитию государства. Прекращаем навязывать друг другу одну идеологию как единственно верную.

Решаем проблему мировоззренческого конфликта единственно верным способом: все вопросы, связанные с национально-культурной самоидентификацией граждан, уходят с общенационального на региональный уровень.

То есть, делаем шаг к культурной федерализации, которую и нужно назвать Великой Ничьей.

Если ветераны УПА претендуют на те же льготы, что и ветераны Красной Армии, то советские солдаты имеют право лежать на таких же аккуратных кладбищах, что и украинские повстанцы, не оставаясь для детей и внуков "пропавшими без вести".

Процесс уравнивания престарелых ветеранов в правах необходимо начинать с программы поиска и перезахоронения павших. Полуразрушенные братские могилы и их перенос с помощью экскаватора, как это делали на Львовщине, – это позор.

Категорическипресекать всяческие попытки пересмотра политических итогов Второй мировой войны, в том числе, со стороны Польши и Румынии.

Обеспечить территориальную целостность Украины, используя для этого любые способы, в том числе, и Россию, как правопреемницу СССР, гарантирующую незыблемость всех заключенных им договоров. В частности, о делимитации и демаркации границ.

Борьба за то, чтобы весь мир признал Голодомор или за то, чтобы Сталин, коммунизм, НКВД были "засуджені світом як Гітлер, нацизм та гестапо" не увенчается Великой Победой.

Тем более, когда народное хозяйство – в руинах, в стране свирепствует туберкулез, а обычный грипп превращается в национальное бедствие.

 

Дмитрий Заборин, заместитель командира поискового отряда "Днепр", координатор проекта "Электронная Книга Памяти Украины", для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді