PR і "Кровосісі" з "Тьмутаракані"

Середа, 20 квітня 2011, 11:26

- Чем хомячки отличаются от мышей?
- У хомячков PR лучше...

Украинские граждане не так давно стали свидетелями того, как президент, всерьез обеспокоившись имиджем нашего государства, давал поручения премьер-министру о подготовке соответствующей программы по его улучшению.

Наверное, каждому, кто хоть раз имел возможность посетить какую-либо цивилизованную страну и пообщаться с их местным населением, понятно, о какой "Тьмутаракани" говорил Виктор Федорович. Когда слышишь, по каким признакам там идентифицируется наша страна, часто становится очень обидно.

Недавно один из украинских телеканалов опубликовал результаты мониторинга имиджа Украины, проведенного в 12 передовых странах. Согласно этим результатам, нас воспринимают как маловлиятельную, нестабильную, находящуюся в перманентном кризисе страну, с плохим инвестиционным климатом и высоким уровнем коррупции.

В глазах большинства жителей развитых стран, символами Украины являются Чернобыль, "оранжевая революция", Кличко и Шевченко. Многие слышали о том, что у нас проблемы с российским газом, красивые женщины и дешевые проститутки.

Более продвинутым "специалистам по Украине", вдобавок к вышеперечисленному также известно о высоком уровне алкоголизма и наркомании, а также о наиболее быстрых в Европе темпах распространения ВИЧ, туберкулеза и гепатита.

Наборчик, в целом, получается малоприглядный. Конечно, можно возражать и говорить о "стереотипичности мышления" западных граждан в отношении Украины, но нам-то самим хорошо известно, что такая оценка не так уж далека от реальности.

Практически все вышеуказанные проблемы с внешним имиджем нашей страны упоминаются и в последнем "Ежегодном послании президента Украины к Верховной Раде".

В последние 5-6 лет среди европейских граждан, не очень интересующихся политикой, на бытовом уровне формируется с помощью ведущих СМИ крайне неприглядный образ Украины. Та же ВВС, к примеру, постоянно говорит о наших проблемах с проституцией, торговлей людьми, секс-туризмом и т.д.

Читая и слушая все это, понимаешь, в каком негативном контексте потом воспринимаются нашими западными соседями безобидные шутки из уст первых лиц нашего государства про "раздевающихся на улицах девушек". Хотя кто из наших мужчин поспорит, что украинские девушки без пальто и в весенней одежде выглядят еще более привлекательно?

Не менее важной, чем проблема внешнего имиджа страны, является проблема внутреннего восприятия украинскими гражданами собственной власти. Ее разрешение – это то, чем также необходимо заниматься в первую очередь.

Приведем лишь один пример – по последним данным соцопроса, проведенного Центром Разумкова, прокуратуре полностью доверяют 9,4%, судам - 7,5%. А тех, кто уверен, что в правоохранительных органах отсутствует коррупция, набралось каких-то 1,4-2,2%, то есть в рамках статистической погрешности.

Наверняка второй президент нашей страны за последнее время перешел в категорию того большинства граждан, доверие которых к правоохранительным органам стремится к нулю.

Но тут ему кроме себя винить особо не кого – он просто стал заложником созданной им же системы, при которой правоохранительные органы могут активно использоваться как инструмент в реализации политических и экономических задач.

Создается ощущение, что скоро и третий президент может быть привлечен к ответственности – к примеру, "за дачу ложных показаний" по своему отравлению.

Может только тогда, кстати, и он поймет, что в свое время зря не последовал примеру своего грузинского коллеги и товарища, и не уделил ключевое внимание реформам правоохранительных органов тогда, когда мог и должен был это делать.

В уже упомянутом послании президент говорит о недоверии к судам и правоохранительным органам в прошедшем времени. Но на самом деле, ситуация вряд ли изменилась коренным образом. А при столь высоком уровне недоверия к ним, сложно говорить о каких-либо реформах в других сферах.

Потому как реформирование предполагает качественные изменения во взаимоотношениях – между гражданами и государством, между служащими и работодателями, и т.д.

Любые изменения, так или иначе, порождают спорные ситуации. И если у граждан нет уверенности в справедливости разрешения таких ситуаций, то и реформы им будут не нужны. Модернизировать страну без веры граждан в справедливость взаимоотношений с государственными органами практически нереально.

Точно также тяжело проводить реформы при их тотальном непонимании гражданами. Правильный PR каждой конкретной реформы является одной из важнейших составляющих процесса реформирования.

Непопулярность реформы означает отсутствие профессионального подхода у тех, кто за нее отвечает. Сегодня в СМИ, за редкими исключениями, практически нет информации об ответственности конкретных высших должностных лиц за ту или иную реформу.

Выбранные властью "говорящие головы" не слишком внушают доверие гражданам, хорошо осознающим, что эти люди не имеют ключевого влияния на государственные процессы. Члены правительства в большинстве своем избегают публичности, пытаясь как можно быстрее скрыться при виде журналиста.

Быть может, действующие политические шоу по формату не очень подходят для разъяснительной работы. Но тогда нужно срочно думать над созданием новых форматов, к тому же никто не отменял социальную рекламу.

Те десятиминутные выступления премьера, которые мы имеем возможность слушать каждую среду, из-за нового наречия (уже не русского, но еще не украинского), на котором они произносятся, вызывают у нашего народа чаще всего смех и поводы для шуток.

Вряд ли стоит надеяться, что такие речи смогут настроить страну "взяться всем миром" за реформирование. Следует понимать, что непубличный на две трети состав правительства никогда не сможет вдохновить народ на подвиги в модернизации и выработать отношение к стране "как к общему делу", как призывает послание.

Промоутерами реформ должны стать высшие чины исполнительной власти, и для того, чтобы делать реформы популярными, нужна соответствующая работа и тщательная подготовка к каждому публичному выступлению.

О том, что ситуация с публичным освещением и популяризацией действий власти сегодня неудовлетворительная, свидетельствует хотя бы тот факт, что последнее послание президента фактически осталось незамеченным, причем не только среди граждан, но и среди экспертов и государственных руководителей среднего звена.

Притом те, кому его удалось все-таки прочитать, согласятся, что нынешнее послание – один из наиболее качественно подготовленных подобных документов за последние годы, с правильными акцентами, необходимым анализом и конструктивными предложениями.

К слову, в послании, практически в каждой главе очень четко просматривается европейский курс. Поэтому непонятно, почему вдруг в последнее время с новой силой разгорелась дискуссия о векторе движения страны.

Вернее, понятно – дело снова в PR… В Европе нас пока боятся, а в России снова боятся нас потерять.

Для Европы PR заключается в публично освещаемом содействии Украине в достижении европейских стандартов и в экономике, и в политике.

Для России удержание Украины в зоне своего влияния – важное звено в общей схеме ее внешнего политического имиджа.

Отсюда и последние предложения о создании нового союза (пока пусть хотя бы таможенного), при вступлении в который нам даже обещают десять миллиардов долларов дополнительных доходов в год.

И здесь у нашего государства снова появляется выбор – либо за деньги остаться в "Союзе", либо за бесплатно приближаться к Европе. И это две абсолютно разные постановки задачи для подготовки государственной имиджевой программы.

Возвращаясь к посланию президента – вполне логичным было бы сделать его "облегченную" версию и популяризировать, вынести "в массы".

В первую очередь для того, чтобы наши граждане в дальнейшем имели возможность объективно оценить соответствие действительно правильных подходов и критериев, которые изложены в послании, с теми реальными действиями, которые будут предприниматься властью, и узнать, насколько искренним является намерение строить в нашей стране полноценное гражданское общество.

Нынешней властью действительно дано много обещаний ключевого характера. И за невыполнение взятых на себя обязательств ее не критиковал еще разве что самый ленивый.

Справедлива ли эта критика? Во многом, к сожалению, да.

Но еще, по крайней мере, до выборов 2012 года есть время и возможность реализовать хотя бы ключевые "имиджевые" задачи, которые будут способствовать позитивному восприятию власти и государства в целом как собственными гражданами, так и внешним миром.

В первую очередь, речь идет о новой модели земельных взаимоотношений в нашей стране. В послании четко обозначены необходимые законодательные акты, но изобретать "свой велосипед" нет необходимости.

Есть прогрессивный опыт Франции и Германии, соответствующие пакеты законов которых, по оценкам экспертов, наиболее подходят к текущей ситуации в Украине и требуют лишь незначительной адаптации.

Во-вторых – наведение хотя бы элементарного порядка в области медицины. Необходимо начать, наконец, реализацию программ по борьбе со СПИДом, туберкулезом и гепатитом, проекты которых, между прочим, уже почти полтора года находятся на рассмотрении СНБО.

Эпидемиологическая ситуация уж никак не будет способствовать большему притоку туристов, ожидаемых к Евро-2012, да и за собственных граждан уже как-то страшновато, если честно. Кроме того, пора навести порядок на рынке лекарств, запретив их беспорядочную и зомбирующую рекламу в СМИ.

Потому что ни в одной цивилизованной стране мира не рекламируются и не находятся в свободной продаже сильнодействующие лекарственные средства. И, в конце концов, "открыть" специализированные закрытые санатории и больницы для "избранных", такие как, к примеру "Феофания", и вывести их из подчинения Госуправления делами (как вариант – открытая продажа на аукционе).

В-третьих – активное реформирование жилищно-коммунального хозяйства, которое гораздо эффективнее можно будет осуществлять при участии государственного "Ощадбанка". Его докапитализация дала бы возможность получить целевой долгосрочный ресурс для кредитных программ в сфере реформирования ЖКХ.

Взаимоотношения между поставщиками и гражданами-потребителями энергоресурсов и коммунальных услуг давно требуют перехода на качественно новый уровень – где с одной стороны должны быть прозрачные принципы установления справедливых тарифов, а с другой стороны – обеспечение своевременной оплаты за потребляемые услуги и возможности точечного автоматического отключения неплательщиков.

Технически такая возможность уже существует, однако, безусловно, ее воплощение в масштабах страны невозможно без соответствующей кредитной поддержки.

В четвертых – начало активной государственной социальной рекламной кампании, направленной против "экспорта" секс-туризма, проституции и секс-рабстсва, которая поможет сформировать правильное понимание последствий подобных вещей у украинских девушек и воспитать в них чувство самосохранения и собственного достоинства.

И, наконец, в-пятых – начало реформ правоохранительной системы. Власть просто обязана это сделать – хотя бы из принципа собственного самосохранения, чтобы не пришлось потом при новой власти жаловаться на несправедливые действия прокуратуры и милиции.

Ведь как показывает мировая практика, особенно с учетом событий в мире ближайшего времени, еще ни одной власти не удавалось оставаться вечной.

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді