Фальсифікація як примара 2004 року

Четвер, 24 грудня 2009, 09:51

Еще весной, в интервью одному изданию, я высказал мнение, что кандидаты в президенты должны подписать Пакт о ненападении. Речь идет о том, что, как правило, называют "честной игрой". Каждый должен был пообещать, что признает победу оппонента и после выборов поздравит его с победой или, по крайней мере, подаст руку.

Но никакого Пакта не получилось. В этой ситуации есть один выход - жесткие рамки проведения кампании. Это рамки может установить только Закон.

Я не идеалист по поводу искоренения такого явления как фальсификация. Наверное, это произойдет, но не в этой жизни: когда политическая культура будет выше, а политика более моральней.

Поэтому я предложил внести изменения в некоторые законы Украины о выборах президента (законопроект № 5419). В этом документе учтены замечания Конституционного Суда и частично пожелания Венецианской комиссии Совета Европы.

Самый большой камень преткновения - это коррекция списков избирателей. Часть депутатов настаивает, чтобы было так, как написано в законе, принятом летом. А в этом документе территориальные комиссии имеют право вносить изменения, даже в день голосования. Эта та же "карусель".

Только в 2004 году "каруселили" с открепительными талонами, а сейчас достаточно иметь при себе паспорт. Таким образом, можно "накаруселить" от 600 тысяч до миллиона "левых" голосов в пользу одного кандидата.

В законопроекте №5419 предлагается вернутся к проверенной, старой практике. Списки ТВК "закрывают" за два дня до голосования. Если кто-то себя не обнаружил в этом перечне, то тогда действует общее правило, записанное в Конституции. Это и предлагается законопроектом №5419 - любой гражданин может обратиться в суд.

А они, как известно, в день выборов, работают круглосуточно. При такой схеме практика "каруселей" исключена. Потому что нереально вызвать такое количество "мертвых душ" и обеспечить их явку в суд.

А если какой-нибудь судья найдет способ установить связь с потусторонним миром и наштамповать, скажем, тысячу решений о включении в список, то это будет предметом для того чтобы поставить вопрос о профпригодности судьи и лишении его судейской мантии.

Следующий пункт, где возможны фальсификации, - это голосование на дому. По действующему закону, проголосовать, не отходя от кровати, может каждый. Например, человек решил, что ему лень и, по закону, ТВК обязана принести ему урну домой. Такие случаи были.

Не все члены ТВК имеют медицинское образование, чтобы определить - болен избиратель или нет. Даже, если и будет выявлен факт симуляции, то по закону член комиссии не может отказать в праве проголосовать домоседу. Заявление есть - вопросы в сторону...

Чтобы было меньше вопросов, предлагается давать право проголосовать "на дому" только тем, кто реально не может прийти на участок. Основание для этого может быть, например, справка от врача или удостоверение инвалида. Кроме того, по домам урну должны носить члены ТВК, которые представляют разных кандидатов. Это предусмотрено законопроектом № 5419.

Принцип взаимного контроля сохраняется и во время транспортировки протоколов с результатами голосования. В действующем законодательстве отсутствует норма, которая запрещает открывать конверт.

Даже студент знает аксиому: если не запрещено - значит разрешено. Чтобы не было соблазна вскрыть конверт и "подправить" результаты волеизъявления, предлагается обязать транспортировать протокол или председателя или секретаря комиссии в присутствии двух членом ТВК.

Но это сопровождение должно представлять тех кандидатов, которые на данном участке заняли первое и второе места. Я вполне допускаю, что будут случаи вскрытия конверта, но это будет скорее исключение, чем правило.

В предложенном законопроекте урегулировано голосование заграницей. Конституционный Суд 20 октября 2009 признал неконституционной норму, согласно которой, бросить бюллетени в урны имеют право только те граждане, которые состоят на консульском учете.

Статью ликвидировали, но проблема осталась. Что делать тем, которые, например, отдыхают? Или тем, кто поехал на заработки? Общее число украинцев, которые, по разным причинам, пребывают за границей, составляет около 5 миллионов человек. Правда, голосует всегда незначительное число.

В моем законопроекте предлагается, что человек, который заранее знает, что 17 января будет за границей и у него есть желание проголосовать, может не позже чем за семь дней до выборов подать заявление соответственной избирательной комиссии о включении его в список избирателей.

Здесь речь идет не так о фальсификации, как о праве человека проголосовать. Использует он это право или нет - это его гражданская позиция.

Предложенные изменения - это не прихоть отдельного депутата или отдельной политической силы. Это необходимость. Чтобы не было соблазна фальсифицировать результаты и стать президентом страны без страны - нужно усовершенствовать закон.

Иначе, никто не может гарантировать, что призрак 2004 года не вернется в 2010. Тогда не избежать судебных войн и очередного, не нужного для страны, противостояния.

Сергей Мищенко, народный депутат Украины, председатель комитета ВР по вопросам правовой политики, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Повоєнне відновлення місцевих громад: як на це вплинуть урбанізація та зміни клімату

Сонячна енергетика: як уникнути відключень і забезпечити стабільність

Єдиний реєстр військовослужбовців: рішення для військових та цивільних

Шлях до ЄС: які європейські транспортні стандарти необхідно запровадити Україні

Як Україна лишилася непоміченою на бієнале сучасного мистетва Manifesta 2024

8 перешкод на шляху до українського економічного дива: на що скаржаться польські інвестори