Україна після виборів

Середа, 13 січня 2010, 10:54

От судьбы российско-украинских отношений во многом зависит вся европейская и евразийская архитектура международных отношений. На ближайших выборах в Киеве в значительной мере мы приблизимся к решению этой проблемы. В этом - их значение.

Чисто теоретически есть 4 варианта развития этих отношений. Перечислим их.

Первый: Украина жестко ориентируется на США, НАТО, атлантистскую политику; стремится стать "санитарным кордоном" и постоянным раздражителем российско-европейских отношений.

Этот проект стал действительностью после оранжевой революции 2004 года, связан с курсом Виктора Ющенко и включал в себя канонизацию нацистов, гонения на русский язык и т.д.

Второй вариант - Украина ориентируется преимущественно на Россию, с укреплением параллельно отношений с Евросоюзом; не выполняет функций "санитарного кордона"; входит в Единое Экономическое Пространство; прекращает давление на русский язык и отменяет канонизацию нацистов.

Эти ожидания, теоретически, связаны с Януковичем.

Вариант третий: Украина начинает суверенизацию, балансируя между США и Россией, но не делает однозначного выбора, по отдельным вопросам договариваясь то с теми, то с теми.

Это явно линия Юлии Тимошенко; формально сегодня ее озвучивает Яценюк.

Последний вариант развития событий после выборов - Украина распадается на две страны по линии цивилизационного разлома. Правобережье отходит в Евросоюз и НАТО, Левобережье к России; в обоих случаях новые национальные образования получают каждый свою суверенность.

Теперь соотнесем это с положением дел основных претендентов на сегодняшний момент. Существенно лидирует Янукович.

При ослаблении империалистической хватки Вашингтона, связанной с приходом Обамы, готовности Януковича на тесные контакты с Вашингтоном, а также в контексте так или иначе но "перезагрузки" отношений Москва-Вашингтон, его внешнеполитическая легитимация вполне возможна.

Он устроит Москву и, с оговорками, США. Это тем более вероятно, что у оранжевых, ориентирующихся на западенский электорат, будет более серьезная конкуренция: Ющенко, Яценюк и даже Тягнибок, с маленькими, но существующими неонацистскими голосами (прогнозы около 3%).

В таком случае мы будем иметь второй геополитический вариант. Проблема лишь в том, что Янукович категорически не устроит западенцев, которые могут зайти на второй круг "оранжевого бунта" и начать процесс "сепаратизма".

Легитимации на Западе Украины у Януковича не будет ни при каких обстоятельствах - даже если он не отменит немедленно канонизации Шухевича, Мазепы, Бандеры, голодомора и остальных нацистских гаджетов.

В этом случае мы приходим к четвёртому варианту - к расколу.

Раскол сейчас не выгоден никому: ни Москве, ни Вашингтону, ни Брюсселю. Но у западных украинцев есть своеобразные психологические особенности, которые навсегда соотносятся с объективными геополитическими реалиями.

Исход раскола непредсказуем, как и границы и структура будущих пост-украинских государств.

Рассмотрим вариант победы Тимошенко.

Это менее вероятно из-за конкуренции, но по некоторым прогнозам все же лежит в поле вероятного по мере развития выборов и при давлении США на Ющенко, которого последнее время все настойчивее просят уйти "по-хорошему" вашингтонские покровители.

Это вариант номер три. Он в принципе Москву тоже устраивает, и трудно сказать, с кем из них будет проще иметь дело: с Юлией Владимировной, жизненно заинтересованной в повышении своей легитимации на Востоке и в Крыму, или с Януковичем - генетическим "кучмистом", - который наверняка постарается понравиться США и западенцам.

Если Тимошенко, став президентом, удастся маневрировать между Москвой и Вашингтоном с учетом интересов Европы, то Украина может сохраниться как единое образование.

Таким образом, и Янукович и Тимошенко в целом Москву и Вашингтон устраивают. Но и у Тимошенко есть проблема. Подписав указ о запрете говорить на всех языках кроме украинского в украинских школах, она явно восстанавливает против себя Восток и Крым и раздражает Москву.

Если она пойдет по такому пути и дальше, Украине снова грозит скатывание к четвёртому варианту, то есть к развалу. На сей раз зашевелится Крым и Восток.

Остальные кандидаты не выходят за рамки статической погрешности.

А что же Ющенко?

Его положение катастрофично. С ним связывают провал "революционных надежд" и его сделают лично (вместе с окружением - в первую очередь с главой СБУ Наливайченко, Порошенко, Богатыревой и т.д.) "козлом отпущения" и Тимошенко и Янукович.

Даже если сегодня никакой мстительности к нему у будущего президента Украины нет (а эта мстительность есть, но допустим, что ее нет), сама логика политических процессов потребует публичного наказания Ющенко в качестве объяснения, почему все обстоит так, как обстоит сегодня на Украине.

Ющенко - политик неудачный и непредусмотрительный, но считать его круглым идиотом было бы неправильно. Шанс сохранить себя и свой политический курс у него только один: отмена выборов и введение чрезвычайного положения. Это очень опасный путь, но у него нет другого выхода.

Нельзя исключить, что история с повальным заражением украинцев невиданным типом гриппа - начало процесса, который завершится отменой или переносом выборов. Ющенко не может изменить своего закономерного конца, но он может попытаться его оттянуть. И в этом случае четвёртый вариант может оказаться вполне вероятным.

Суммируем прогнозы. Если Украина не распадется, ее отношения с Россией качественно улучшатся. Надир в этих отношениях мы прошли, и дальше они начнут выправляться. В качестве классического "санитарного кордона" Украина не сработала.

России в такой ситуации следует готовиться ко всем возможным сценариям. И для Януковича и для Тимошенко надо предложить проект геополитического партнерства с ясно обозначенными приоритетами - положение русского языка, Черноморский флот, отказ от НАТО, тесное сближение по энергетическим и экономическим вопросам, таможенный союз и т.д., с учетом, конечно, украинской "чувствительности".

У Киева появляется в такой ситуации шанс стать территорией разработки новой модели славянской государственности в условиях постмодерна: более легкой и динамичной, версатильной, нежели громоздкая Россия, но не столь однозначно "посудомоечной", как славянские нации, интегрированные в Евросоюз и ставшие нелюбимым Старой Европой захолустьем.

Открывается перспектива для поиска Украинской Идеи, к которой с удовольствием подключатся те, кому нет места в деполитизированной России и душно в заевшейся престарелой Европе. Не либералы и атлантисты, выдавленные Путиным, как сейчас, но творческие умы, заинтересованные в разработке цивилизационной альтернативы. В этом украинцы перспективнее других.

Для Москвы важно быть готовой к улучшению климата и не держаться за те клише, которые сложились в период Ющенко. Но, естественно, своих позиций по принципиальным вопросам сдавать нельзя.

С другой стороны, не имея никаких резонов к поддержанию распада Украины и будучи к этому совершенно неготовой и в этом совершенно незаинтересованной, Россия должна быть готовой к тому, что по той или иной причине распад Украины станет реальностью.

Это неприятно и об этом думать не хочется, но есть, увы, слишком много факторов, которые делают этот сценарий вероятным. Это не должно застать Москву врасплох.

И конечно, есть цена, которую мы ни при каких обстоятельствах не можем заплатить за поддержку территориальной целостности Украины - это ее вступление в НАТО.

Все что угодно, но только не это. Это должны понимать все и с самого начала.

Александр Дугин, философ, политолог, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Убивчий популізм: що не так з тарифною політикою у водопровідній галузі

Як Данія інвестує в успіх України

Наслідки "яєчного скандалу": як минув перший рік роботи Антикорупційної ради при Міноборони

ДІЯ на експорт. Чим український GovTech приваблює закордонних партнерів

Справедливість, що шкодить. Які наслідки матиме рішення про "покарання" українців за кордоном

Коли запрацює еАкциз в Україні