Українська судова реформа: "Підніміть мені повіки: не бачу!"

147 переглядів
П'ятниця, 18 червня 2010, 14:52
Еміль Купайгородський
адвокат, для УП
"Спидометр отстучал еще пять миль, и я сказал - а если за ним ничего нет? А Хозяин сказал - всегда что-то есть. А я сказал - у судьи может и не быть. А он сказал - человек зачат в грехе и рожден в мерзости, путь его - от пеленки зловонной до смердящего савана. Всегда что-то есть".
Роберт Пенн Уоррен, "Вся королевская рать"

Как показывает современная история, для окончательного и успешного получения и закрепления власти ленинское "взятие почты, телефона и телеграфа" - стало неактуальным.

Во-первых, пьяной вооруженной матросни на улицах Киева, слава Богу, пока не наблюдается. Во-вторых, почти у каждого мобильная связь и e-mail. В-третьих, времена уже не те. Технический прогресс, однако.

Потому-то крайне и нужен суд, вернее высшая судебная власть в государстве.

Без нее не целовал бы Виктор Андреевич в парламенте настолько желанную для него президентскую булаву. Да и Виктору Федоровичу есть, за что поблагодарить Высший админсуд - он только одним своим видом, то есть полным составом, дал понять Юлии Владимировне и ее советникам о тщетности дальнейших претензий на президентское кресло. Даже намекнули: не будет телетрансляции и точка, нечего народ баламутить!

Судебная власть в одних умелых руках - это, перефразируя классиков, мечта поэта, Клондайк, Эльдорадо. Это все, что пожелаешь, в одном флаконе.

Необходимо, наконец, принять как данность, что не будет без своей, ручной судебной власти счастья ни одному лидеру Украины и его присным.

Представленный недавно законопроект о судебной реформе, уже успевший на реактивной скорости пройти "материнскую" рабочую группу из 55 членов, и первое чтение в парламенте, напомнил гоголевскую сцену. К несчастному бурсаку философу Хоме Бруту приводят страшного и ужасного Вия, который с помощью окружающей его нечисти убивает всякого. Ему только надо помочь поднять веки, а жертве - посмотреть на него.

Кажется, и указанный законопроект, стань он законом, так же безжалостно будет уничтожать и правых, и виноватых судей - всех, кто попадет в цепкие лапы и ручонки его, скажем так, не очень чистой, но уж больно шустрой свиты.

Хотя удивляться, по большому счету, и не стоит.

Ведь мы - общество крайностей. Наше движение в вечности, как траектория маятника: от судейского беспредела до беспредела в отношении судей. А потом, по законам социальной физики, - обратно ...

Да, есть множество технических фишек и заморочек. Судебная повестка по e-mail и факсу, автоматизированное распределение дел между судьями, запрет награждения судей орденами, медалями и званиями, хитроумная система декларирования судьями своих доходов-расходов, и прочая. Всё это выставляется как крупнейшие "реформаторские" достижения.

Все остальное свелось к серьезной перекройке всей судебной системы Украины под определённую группу товарищей. И поэтому назвать это реформой язык никак не поворачивается.

Эти фишки-заморочки - всего-навсего политически вкусный и специфический соус для общества, чтобы легче затолкать и вкуснее проглотить дешевое и неполезное блюдо, которое будет перевариваться всеми нами долго и мучительно.

Скорее, все это - контрреформа.

Банальная, грубая и пошлая концентрация судебной власти в руках одной политической силы. Внедрение процесса администрирования деятельности судьи при отправлении им правосудия.

То позитивное, что встречается в законопроекте, полностью перечеркивается как "реформаторским" идиотизмом, так и особым цинизмом, такими близкими и естественными для нашей политической "элиты".

Формат данной заметки не позволяет остановиться на других вопросах, довольно "оригинально" решаемых законопроектом. Это и создание еще одного высшего суда с очень длинным названием - Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Это и язык судопроизводства, и назначение судей на должности замов и председателей судов. Это и компетенция Высшего совета юстиции, сроки апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, и многое другое.

Отметим лишь только, что, по мнению разных экспертов, указанные вопросы очень сильно расходятся с действующими положениями Основного закона и решениями КС.

Предлагаемые законопроектом изменения, в случае их принятия парламентом - а в этом можно не сомневаться! - обеспечат следующее:

1. Расстановка сил в судебной ветви власти станет совершенно разбалансированной, что приведет к узурпации всей судебной власти одной политической силой.

2. Концентрация судебной власти в одних руках - Высший совет юстиции и три высших специализированных суда. Верховный Суд, в соответствии с реформой, будет пребывать в анабиозе. Это позволит на очень длительный период времени законсервировать всю политическую власть в государстве, и эффективно расправляться как с неугодными судьями, так и с политическими оппонентами.

3. Под циничным прикрытием якобы "прогрессивных и реформаторских" новелл законопроекта об обеспечении независимости судейского корпуса, судьи станут еще более зависимыми. Но - уже от возможной дисциплинарной расправы со стороны реальной политической власти.

4. Фактическое отстранение ВСУ от правосудия, а также от контроля над единообразным применением законов, позволит высшим спецсудам без оглядки выносить любые решения по негласному указанию лиц, олицетворяющих реальную политическую власть в государстве.

5. Предлагаемая реформаторами модель построения судебной системы и концентрации судебной власти объективно является шаткой, несовершенной и очень сильно зависит от людей на высших судебных и околосудебных должностях. То есть - от человеческого фактора. Поэтому партия власти сделает всё, чтобы расставленные ею нужные люди оставались на своих ключевых местах как можно дольше, для продления всеобщего "юридического" удовольствия. А это значит - такую власть без "боев" уже никогда не отдадут.

Плохо даже не то, что конкретные ребята из конкретной партии будут где-нибудь на дачах решать, какое конкретное окончательное решение нужно будет принять высшим судом в конкретном деле.

Плохо то, что от этого соблазна вряд ли откажется следующая политическая сила, которая займет властный олимп после выборов.

А это значит, что предложенная реформаторами модель теперь надолго закрепится в Украине. Это означает окончательную, без надежды на реанимацию, смерть действительному правосудию в государстве. И это не громкие слова - реальность уже очень близка.

Что удивило в процессе проведения, такой вот, прости Господи, судебной реформы?

- молчание немногочисленных ученых, входящих в рабочую группу. Со стороны складывается впечатление, что их взяли в качестве подтанцовки авторам-идеологам реформы;

- к процессу реформирования оказались причастны одиозные фигуры, чей авторитет не способствует доверию к реформе;

- отсутствие научной и профессиональной дискуссии в юридическом сообществе о целях и путях проведения судебной реформы;

- отсутствие публичных незаангажированных авторитетных мнений и взглядов на суть реформы;

- очень необходимую борьбу с коррупцией в судейской среде авторы реформы начали с декларирования судьями своих доходов-расходов. А о себе почему-то забыли. Видимо, борьбу с коррупцией рассматривают не как один из методов наведения порядка в украинском правосудии, а как дополнительный законодательный рычаг, или крючок, для воздействия на судей в плане принятия нужного решения;

- уровень реформаторского идиотизма. В одной судебной специализации объединили уголовные и гражданские дела;

- уничтожение Верховного Суда, глумление над ним в особо циничной и извращенной законодательной форме. Что касается нового соотношения полномочий ВС и высших специализированных судов, то здесь будет интересно поработать ученым-психоаналитикам. Только прослеживающимися комплексами отдельных реформаторов дело вряд ли ограничивается.

ВСУ, согласно шалунам-реформаторам, будет состоять из 20 человек, вместо 89, и выполнять только две функции:

(а) пересматривать дела в случае соответствующего решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге;

(б) с позволения высшего спецсуда следить за единообразным применением законов ... тем же высшим специализированным судом.

То есть, Верховный Суд сможет принять и рассмотреть заявление, указывающее на неодинаковое применение закона высшим судом, только в случае, если этот же высший суд (!) даст на это добро в виде принятия определения о допуске жалобы.

Это как же нужно внутренне ненавидеть Верховный, чтобы такое придумать?!

А теперь ответьте самому себе - вы часто признаете публично свои собственные ошибки? А почему какие-то тети и дяди-реформаторы решили, что высший специализированный суд будет на весь мир признавать свои ошибки. Тем самым принижая свой собственный не ахти какой авторитет, и подрывая к себе и так не очень высокое доверие. Да еще и в делах, где он, чисто теоретически, мог руководствоваться отнюдь не законом.

А такие дела, уверяю вас, еще как будут - ведь деньги-то в Украине, слава Богу, судебная реформа не отменяет!

Поэтому, сказать, что с принятием законопроекта в украинском правосудии начнут происходить коренные изменения к лучшему - значит бессовестно солгать всем. И прежде всего самому себе.

Перестанет ли определенное количество судей после принятия ВР указанного законопроекта брать взятки даже за законные решения? - Не уверен.

Убрал ли законопроект возможность использовать админресурс для получения нужных судебных решений? - Нет, только добавил. Просто всё стало циничней, тоньше и изобретательней.

Ну и главное.

Так поспешно реформировать хотят только отдельную, судебную, сферу реализации публичной государственной власти. При этом, не затрагивая погрязшие по уши в коррупции и завязанные на неё исполнительную и законодательную.

Получается, что судьи самые крайние оказались? А как же остальные бедолаги?

Но при таком подходе дело не пойдет. Так не реформируют, ребята. Это не системная, и не реформа.

Это просто наш родной отечественный спорт - распил. Но в данном случае не бюджета (бюджет, как хорошо известно, - чемпионат ежегодный), а всей судебной власти в государстве.

А как его, этот распил на одного, красивее завернуть и публике предъявить? Правильно - в красивой и яркой обертке под названием "судебная реформа".

Тем не менее, законопроект первое чтение в парламенте уже прошел. И недалёк тот час, когда он станет законом. А это значит - снова добро пожаловать в страну дураков, на открытие нового сезона - сезона охоты-2010 на "судейских ведьм".

Присоединяйтесь! Для вас вход бесплатный!

Эмиль Купайгородский, адвокат, специально для УП

powered by lun.ua
Капітолій. Початок реваншу Трампа
Дональд Трамп не здасться зараз, оскільки має намір балотуватися на наступних президентських виборах.
Заробити на смертях: як нас позбавили світової вакцини в 5 разів дешевше
Три долари заплатила Всесвітня організація охорони здоров'я за вакцину, закупівлю якої в ручному режимі зірвав міністр охорони здоров'я Максим Степанов.
Справжня ціна хутра норок: історія одного розслідувача
Наприкінці вересня 2020 року польський Сейм (нижня палата парламенту) провів історичну нараду з питань правового захисту тварин у Польщі.
Чи змінив Національний банк свою політику на валютному ринку
За яким принципом НБУ буде виходити на ринок з валютними інтервенціями та як впливатиме на курс. Що змінилося у новій стратегії?
Торговельний фокус з лісом: друзям — усе, а суспільству — нічого?
Чому торгівля необробленою деревиною відбувається на закритих "аукціонах" та без конкуренції.
Справа генерала Назарова — сигнал, який не можна ігнорувати
Справа Назарова як потенційний прецедент для військового судочинства України та свідчення неврегульованості ключових питань військової юстиції.
Демократія і некомпетентність
Чому Арістотель не довіряв демократії як формі правління, у чому полягають вади останньої та що це означає для сучасної України.