Карфаген має бути зруйнований

Вівторок, 28 грудня 2010, 10:54

Украинское общество живет ожиданием реформ. Власть заявляет, что она идет на беспрецедентные и непопулярные реформы, оппозиция отвечает, что эти реформы сводятся к ограблению бедных, эксперты спорят должны ли реформы быть правыми или левыми: что важнее социальная защита или занятость?

Многое из того, что говорится, верно, однако, в этом сонме голосов теряется главное – реформы не могут быть ни правыми, ни левыми, они могут быть только освободительными.

Настоящие реформы означают освобождение общества от сковывающего контроля чиновника и власти политиканов, принятие ответственности за все решения о своей судьбе.

Такие реформы оставляют бюрократам лишь скучную работу – следить за соблюдением закона и, если он нарушен, обращаться в суд.

Чиновник лишается самой возможности перераспределять, разрешать и предписывать, грабя граждан и оставляя львиную долю национального богатства в своем кармане. К сожалению, нынешние "реформы" делают все с точностью до наоборот.

Эрнандо де Сото и проклятый меркантилизм

Эрнандо де Сото был, наверное, первым экономистом, который показал, что реальная причина бедности стран третьего мира заключается в том, что их элиты стремятся подменить собою рынок и право собственности.

Они "в ручном режиме" распределяют национальные богатства, в результате чего инвестиции в повышение эффективности производства становятся нерентабельными в сравнении с вложениями "в обеспечение доступа" к власти, распределению государственных преференций, субсидий и особых прав.

В своих попытках навязать "неразумному" обществу "правильные" модели поведения и экономической деятельности, чиновники доходят до такой степени регламентации, что соблюдать закон становится дороже, чем жить вне закона, несмотря на все сопутствующие издержки.

Отсюда взятки, подпольные производства, обналичивающие конторы, целые нелегальные города, а главное, тысячи и тысячи так и "нерожденных" бизнесов.

Согласитесь, все вышеназванное, кроме кварталов лачуг, построенных на захваченной у государства земле, очень напоминает нашу с вами обыденную реальность.

Наша власть, как и лидеры Перу, Египта, Бразилии, России и многих других стран пытается управлять ценами частных компаний, указывать нам, где держать свои деньги, создавать монополии, разрешать и запрещать различные виды деятельности, контролировать каждый шаг в строительстве, и все это якобы ради нашего блага.

Результат везде один и тот же – ограничение и размывание права собственности, бегство капитала, коррупция, рост теневой экономики и деградация регулируемых отраслей.

Пора уже признать – никогда чиновник не будет думать об общественном благе, он будет думать о себе. Поэтому наша задача – превратить его из хозяина в слугу, следящего за исполнением принятых нами правил.

Чиновник должен бояться не начальства, а нарушения наших прав и закона. Добиться этого можно, например, дав гражданам право, минуя МВД и Прокуратуру, обращаться в суд и лишать чиновников права на занятие госдолжностей за любые нарушения.

Враг реформ

Проблема настоящих реформ в том, что они не нужны властям. Кто бы не сидел на Банковой и Грушевского, они хотят управлять деньгами, распределять "хлебные места" и указывать обществу что делать.

Реформы же означают элиминацию "хлебных мест", распределение денег не по воле правителя, но законом и железной рукой рынка, а также подчинение чиновников обществу.

Если политическая верхушка еще может осознать необходимость проведения революции сверху, ровно потому, что иначе революция снизу может угрожать личной безопасности ее членов, то чиновничий аппарат не может осознать ничего.

Находясь в положении временщика, охраняющего чужие закрома, украинский чиновник не может позволить себе хотя бы на одну ночь остановить воровство, потому что следующей ночью его дверь в закрома может охранять и "иметь" уже кто-то другой.

Реформа для таких сторожей – худшее из зол, ведь она не просто подключает к двери в закрома электрический ток, она замуровывает большинство из них. Чиновник будет делать все, чтобы реформа не прошла. Он прекрасно понимает, что когда народ окончательно озвереет и пойдет громить "контору", на вилы посадят диРРектора, а не его.

Навязчивая мысль

Господство Рима в Средиземноморье далось его гражданам высокой ценой. Так, как пишет Эдвард Гиббон, в битве при Каннах погиб каждый третий сенатор и четвертый всадник древнего города.

Позднее, когда Рим уже брал верх, среди сенаторов нашлись сторонники мира, находившиеся в союзе с аристократической партией карфагенян. Тем не менее, Карфаген был разрушен, а Рим за 400 лет превратился из италийской деревни в центр западного Мира.

За последние месяцы наше общество проиграло несколько важнейших битв, а нашими Каннами стал возврат к Конституции 2004 года. Однако пока мы можем сопротивляться, мы не проиграли "украинскую пуническую войну", а значит, можем превратить Украину из страны бесправия, экономической деградации и чиновничьего произвола в современное государство.

Только разрушив наш "Карфаген несвободы", мы сможем реально приблизиться к Европе и США. Только тогда появится смысл рассуждать правые или левые идеалы подходят украинцам больше всего.

Пока же чтобы преодолеть стоящие перед нами преграды, мы должны быть параноиками – идея освобождения от бюрократических коррупционных пут должна стать нашей навязчивой мыслью такой, какой для римлян был Карфаген.

Михаил Соколов, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як не отримати штраф власникам контрольованих іноземних компаній

Як Росія обходить західні санкції при експорті нафти і газу

Стратегія та візія України: хто і коли має визначити?

Чому прозорості українських міст недостатньо і як це змінити

Люди в армії закінчуються

Чи можна когось не пускати в укриття? Юридична оцінка ситуації з Radisson Blu