Чого чекати від політичного 2011-го?

Середа, 12 січня 2011, 10:36

Политический сезон 2011-го года только начался, но сценарии, по которым он будет проходить, просматриваются уже достаточно четко. Эти сценарии видны из первых заявлений спикеров от власти и оппозиции и из действий ключевых публичных акторов.

2011 год обещает стать годом окончания четкого разделения украинской политики на провластный и оппозиционный лагеря, каждый из которых попытается навязать обществу свой социально-экономический и политический дискурс и собственный набор ключевых месседжей.

В общественном сознании будет окончательно закреплена бинарная оппозиция между двумя основными политическими силами – Партией регионов и "Батькивщиной", олицетворяемых не только и даже не столько лидерами, Януковичем и Тимошенко, сколько набором позиций, которые эти политсилы будут доносить до своих потенциальных избирателей.

Два противоположных дискурса уже сегодня становятся настолько доминирующими в информационном пространстве и общественном сознании, что все месседжи и их ретрансляторы, не подпадающие под один из дискурсов – властный или оппозиционный – постепенно скатываются на информационный маргинес.

Их либо не замечают, либо быстро забывают. Поэтому все политсилы, желающие оставаться в информационном пространстве вынуждены будут влиться в один из дискурсов, а в дальнейшем, возможно, и раствориться в нем, став сателлитом одной из сил олицетворяющих два ключевых дискурса 2011-го года.

Дискурс власти – реформы

В условиях достаточно сложной экономической ситуации, в которой находится сегодня Украина, дискурс реформ является едва ли не единственно возможным и единственно правильным для власти.

Он демонстрирует обществу "свет в конце туннеля", разъясняя, что ждать осталось недолго, и скоро наступит улучшение. Именно поэтому все действия власти подаются в реформаторском контексте – конституционная реформа, административная реформа, налоговая реформа, пенсионная реформа, жилищно-коммунальная реформа и т.д.

В реформаторский дискурс, кроме Партии регионов, в разной степени вливаются также другие политические силы из условно провластного или околовластного лагеря – "Сильная Украина" Сергея Тигипко, Народная партия Владимира Литвина, КПУ.

В зависимости от такого, насколько сильно они перенимают дискурс реформ, они растворяются в нем, теряясь на фоне главного ретранслятора данного набора месседжей – Партии регионов.

Успех же реформаторского дискурса будет зависеть не столько от качества и количества его подачи в информационном пространстве, сколько от соответствия дискурса реальной социально-экономической ситуации в стране. Если ситуация будет улучшаться, дискурсу будут доверять. Если же ситуация будет оставаться на посткризисном уровне, дискурс реформ будет вызывать скептицизм.

Дискурс оппозиции – репрессии

Оппозиция же, не имея ни возможности, ни особенного желания как-то влиять на ситуацию, выбрала себе практически беспроигрышный дискурс репрессий – то есть положение обиженных. А обиженных, как известно, украинский избиратель любит.

Причем, если вина экс-чиновников, против которых сегодня возбуждены уголовные дела, будет доказана, оппозиция будет подавать это как политические преследования, не признавая справедливости приговоров. Если же никого из обвиняемых сегодня экс-чиновников не накажут, оппозиция сможет подавать это опять же как репрессии, дополняя это заявлениями в духе "даже украинский суд признал нашу правоту".

В этот дискурс, кроме "Батькивщины", постепенно вливаются партии из блока НУНС и даже Арсений Яценюк, против которого никаких уголовно-процессуальных мер не принимается.

Но разделить "лавры мучеников" политически выгодно, поэтому следует ожидать, что на этом поприще будут пытаться позиционировать себя и другие оппозиционные политики и партии.

Слабым местом дискурса репрессий, который использует оппозиция, является достаточно сильный политический скептицизм общества и сформированная установка "все воруют".

Из этой установки проистекает вывод, что практически каждого политика можно обвинить в злоупотреблениях. Не будем оценивать объективность такого суждения, однако его наличие в общественном сознании существенно подрывает доверие к заявлениям о политических репрессиях.

В целом, дискурс репрессий изначально более выгоден и перспективен, чем дискурс реформ.

Во-первых, для внедрения этого дискурса в общественное сознание не нужно предпринимать никаких активных мер. Это происходит пассивно через информирование граждан о ходе расследований.

Во-вторых, его внедрение основывается на чисто политических методах и не зависит от социально-экономической ситуации. Однако в конечном итоге успех каждого из дискурсов будет зависеть от того, насколько он будет соответствовать реальной ситуации в стране, в частности, от того, насколько справедливыми будут наказания обвиняемых экс-чиновников и насколько эффективной будет реализация анонсированных реформ.

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Росія заплатить за війну: як США зробили важливий крок до конфіскації $300 млрд  російських активів

Чому міста не зацікавлені будувати власні електростанції на своїх територіях?

Чому росте тіньовий ринок тютюнових виробів

Як Україна допомагає удосконалювати американські стандарти тактичної медицини

Ринок, який неможливо знищити ракетами

Як безболісно запровадити електронний документообіг