Оце тобі й вертикаль...

П'ятниця, 18 лютого 2011, 09:06

В первые годы советской власти Владимир Ленин написал статью "Маленькая картинка для выяснения больших вопросов". Речь шла о ситуации в одном провинциальном российском городке. Для вождя мирового пролетариата это имело методологическую ценность, ибо описываемый им населенный пункт стал той каплей воды, в которой отразилась вся советская действительность того времени.

Действительно, иногда маленький факт является настолько красноречивым и показательным, что ему уступят в этом отношении грандиозные концепции и глубокие аналитические исследования. Поскольку такая мелочь несет в себе момент истины. Она ярче и нагляднее, чем любые теории с их огромной доказательной базой.

Через две недели после террористического акта в аэропорту Домодедово, президент и верховный главнокомандующий Российской Федерации Дмитрий Медведев вдруг посетил Киевский вокзал Москвы. То ли императору Нерону захотел уподобиться, который любил неожиданно появляться собственной персоной в разных кварталах Рима, сея изумление и панику в рядах своих подданных. То ли халифу Гаруну аль-Рашиду, проделывавшему подобное в Багдаде.

Оказалось, что президент хотел застать врасплох местное начальство и обнаружить, как оно борется с террористической опасностью.

Первая часть его плана была выполнена более чем успешно.

Начальство ни о чем не подозревало, и на вокзале царил обычный российский – то есть полный – бардак. Медведев не увидел ни одного мента, ни одного металлоискателя. И вообще – ничего, что хоть как-то могло бы усложнить последние мгновения жизни террористам.

Президент со своей свитой решительными шагами проследовал в местную милицейскую контору.

Там скучал ее начальник в майорских погонах. Глава государства строго поинтересовался, где, мол, подчиненные товарища майора, почему их не видать на вокзале. Майор флегматично набрал номер по мобильнику: "Двадцатый, я первый, ты где сейчас?" Потом доложил Медведеву: "Все на обходе территории".

Странная какая-то сцена.

Вместо того чтобы летать соколами и скакать степными джейранами, в крайнем случае, вытянуться "во фрунт" и есть глазами руководство – ведь не каждый же день в заурядную ментовскую контору президент приезжает! – милиционеры демонстрировали ноль внимания и фунт презрения, лень и скуку.

Сломалась какая-то пружина в механизме российской государственности…

Вернувшись с вокзала, Медведев под телекамеру сказал шефу ФСБ Бортникову: "Вы там все-таки поинтересуйтесь, чем они (милиционеры–Авт.) занимались, когда мы были на вокзале".

Почему-то он не дал такого поручения шефу МВД Нургалиеву. Видимо, с одной стороны, недоверие к ведомству МВД, а с другой – вера в мистические способности спецслужб.

Затем Медведев позвонил главе Российских железных дорог Левитину и потребовал наведения порядка на других вокзалах.

Остается только задуматься: хватит ли президенту РФ сил, времени и здоровья объехать все остальные вокзалы, аэропорты и прочие места массового скопления людей хотя бы только в одной Москве? Что-то не складывается с вертикалью власти на предмет ее эффективного функционирования…

Но с вертикалью проблемы не только в РФ.

Пламенный команданте Фидель Кастро годами на советском "газике" носился по своей небольшой стране, проверяя плантации, фермы, заглядывая в мастерские и рыболовецкие кооперативы. Но на экономике Кубы это позитивным образом не отразилось.

"Великий вождь" Ким Ир Сен любил руководить на месте, на стройках и заводах, давая личные указания своей номенклатуре. Результат – вечно голодающая КНДР. Причем "вертикальная метода" не сработала не только у него, но и у "любимого руководителя" Ким Чен Ира. И, надо полагать, не сработает у его наследника, "блестящего товарища" Ким Чен Уна.

Да что там далеко ходить…

После страшных лесных пожаров лета 2010 года, премьер Владимир Путин дал указание местным властям построить новые дома погорельцам. Но, не питая иллюзий относительно честности и исполнительности своих подчиненных, Путин распорядился на каждой стройке поставить видеокамеру, а картинку вывести на монитор его личного домашнего компьютера.

Результат оказался в высшей степени показательным: те дома, которые были прямо перед камерой, построили хорошо, те, что с боку – заметно хуже, а те, что не попали в объектив – оказались вообще не пригодны для проживания людей.

Классическое проявление "вертикали"…

Вертикаль не справляется не только с экономикой, но и с тем, ради чего её, вертикаль, если верить кремлевским пропагандистам, вроде бы устанавливали: с борьбой с терроризмом.

По данным Генпрокуратуры РФ, в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, количество терактов на Северном Кавказе выросло на 100%. Всемогущество спецслужб, которые ныне являются, как когда-то КПСС, "руководящей и направляющей силой" оказалось не всемогущим. Как заявил в телеэфире депутат Госдумы и бывший полковник контрразведки Гудков, "в борьбе против терроризма методики МВД и ФСБ уже исчерпаны".

Но намного более впечатляющим было другое его заявление: "Только власть, подотчетная обществу, может навести порядок в стране".

Это тот редкий случай, когда устами чекиста глаголет истина…

В России же общество подотчетно вертикали, а не наоборот. И вертикаль работает не на страну – а, что становится уже совершенно очевидно, на частные интересы тех, кто ее выстраивал. Она работает на несколько сотен семей. На "патрицианские" фамилии силовиков, высших бюрократов и приближенных к первому лицу (и это, конечно, не Медведев) олигархов.

Эту группу товарищей в России шутливо называют "Кооператив "Озеро".

Речь идет о сплоченной личными связями структуре, где "свои" люди решают свои проблемы, не слишком близко принимая к сердцу все то, что выходит за пределы их влияния и обогащения. Такую неписаную идеологию и реальную практику бывший экономический советник Путина Андрей Илларионов назвал словом "своизм": когда все, что делается, делается в первую очередь для узкого круга "своих".

И тут вертикаль функционирует блестяще.

Долгое время она блестяще функционировала в целом ряде стран, по своей социально-экономической системе и характеру режима типологически близких к Российской Федерации. "Вертикальный своизм" обеспечил долгие годы личного процветания клану Бен-Али в Тунисе и клану Хосни Мубарака в Египте.

На протяжении 2010 года мы наблюдаем довольно агрессивные попытки построить "вертикаль своизма" в Украине.

На уровне трех ветвей власти она уже построена, осталось только "доразобраться" с Онопенко и Верховным судом. Не вдаваясь в сравнения с режимами арабского Востока, отметим, что, в отличие от России, экономические и социально-политические ресурсы донбасского "Кооператива "Озеро" весьма ограничены.

Украина не имеет колоссальной нефтегазовой ренты, которая помогает Кремлю покупать лояльность многомиллионных российских масс и регулировать температуру в политическом котле РФ.

Главным ресурсом развития Украины является сам украинский народ. А это предполагает совсем иные схемы социально-политического менеджмента, нежели те, которые процветают в авторитарных сырьевых странах.

Поэтому "Кооперативу "Озеро" донбасского пошиба политическое долгожительство не угрожает.

Использование же им сильнодействующих средств, вроде манипуляций с государственным языком, натравливание востока на запад, политизации исторического прошлого – может окончиться трагически. С самыми тяжелыми последствиями для "членов кооператива"…

Игорь Лосев, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Росія заплатить за війну: як США зробили важливий крок до конфіскації $300 млрд  російських активів

Чому міста не зацікавлені будувати власні електростанції на своїх територіях?

Чому росте тіньовий ринок тютюнових виробів

Як Україна допомагає удосконалювати американські стандарти тактичної медицини

Ринок, який неможливо знищити ракетами

Як безболісно запровадити електронний документообіг