Федералізація VS децентралізація

213 переглядів
Вівторок, 11 лютого 2014, 08:05
Андрій Павелко
народний депутат України

Украина продолжает жить в патовой ситуации. С одной стороны, кажется, что все стороны понимают – затягивание выхода из кризиса опасно для всех по отдельности и для судьбы государства в общем.

С другой, видим – шаги на встречу даются и власти, и оппозиции, и Майдану очень тяжело.

Линией компромисса по молчаливому согласию двух политических сторон выбрано путь внесения изменений в Конституцию. Власть предпочитает более длинный путь – комиссия, сбор идей и создание консолидированного документа.

Оппозиция все еще надеется на блицкриг – возврат Конституции 2004 года решением парламента, а потом, "когда-нибудь", принятие нового усовершенствованного Основного Закона.

Но при этом формально обе стороны переговоров согласились с тем, чтобы перераспределить полномочия между президентом и парламентом: у президента забрать, Верховной Раде добавить.

Смирится ли с этим Майдан?

Уверен, что нет.

Уйдут ли люди с улиц, если власть и оппозиция договорятся об изменениях Конституции, превращении Украины в парламентско-президентскую республику и даже о формировании переходного технического или коалиционного правительства?

Сомневаюсь.

Существуют ли другие мирные законодательные решения, которые могли бы удовлетворить демонстрантов? Осмелюсь предположить – существуют.

Почему люди не воспринимают идею внесения изменений в Конституцию? Потому что перераспределение власти между президентом и Верховной Радой ничего не меняет в жизни отдельного человека.

В их представлении – это борьба за портфели, посты и доступ к ресурсам.

Люди не видят никакой связи между происходящим во властных кабинетах и возможными изменениями в стране. Это нужно признать.

Парламентско-президентская или президентско-парламентская республика – людей не устроит просто смена названий. Они не доверяют обоим институтам власти.

Согласно декабрьским исследованиям центра Социс, парламенту не доверяют 80,2% украинцев. С какой стати, в таком случае, людей должно обрадовать увеличение полномочий Верховной Рады, если уровень недоверия к ней настолько высок?

В то же время, утверждаю – энергию улицы, сотен тысяч неравнодушных патриотичных людей, можно перевести в конструктивное направление.

Нужно им продемонстрировать – законодательные изменения приведут к улучшению их повседневной жизни. Но не путем перераспределения власти в дуэте президент-парламент. А путем передачи власти и полномочий на места, на максимально приближенный к простому человеку уровень.

Парадокс, цинизм и ирония судьбы – Партия регионов и Виктор Янукович шли к власти, обещая реформу местного самоуправления и увеличения роли местных громад.

В реальности выстроили максимально жесткую вертикаль, сконцентрировав принятие всех решений лично президентом. Неудивительно, что такой перекос полномочий дал крен и сейчас фактически топит страну.

Потому срочные реанимационные меры по восстановлению, а точнее созданию нового баланса власти, необходимы. Но они возможны только при широкой общественной поддержке.

Для этого важно говорить не об усилении Верховной Рады, а о децентрализации, укреплении местного самоуправления, повышении статуса и роли территориальных громад. Именно эта идея должна звучать как основа изменений в Конституцию.

Пока политики говорят лишь о новых полномочиях парламента, они говорят только о своей личной судьбе. И им не стоит рассчитывать на широкую поддержку общественности.

Пока во главу угла изменений Конституции не будет поставлена реформа самоуправления и децентрализация власти, ничего существенно не изменится.

Булава власти будет оставаться в руках то ли одного президента, то ли одного парламента, который контролируют несколько финансово-промышенных групп. А эту булаву необходимо передать народу – не на словах, а на деле.

Активисты на Майданах страны показали свою удивительную способность к самоорганизации и установлению горизонтальных отношений, без вертикали "я начальник, ты дурак".

Удивительную способность брать ответственность, выделять приоритеты, приходить на помощь, оказыть поддержку. Именно эти качества нужны в повседневной жизни для создания комфортной среды на всех уровнях.

Именно так должна функционировать территориальная громада. Но чтобы быть эффективной, эта громада должна иметь все механизмы принятия решений.

Представьте себе, что на Майдане нужно было бы где-то получать разрешение на покупку тех или иных лекарств, на выдачу одеял или дров, на создание сотни самообороны.

Ответ очевиден – Майдан уже давно разошелся бы.

Отсутствие начальника, у которого все вокруг дураки, стало основой эффективности и продолжительности протеста.

Украинцы показали – они готовы платить налоги. То есть давать деньги, тратить личные сбережения на медпомощь, полицию (самооборону), образование (открытый унивеститет и библиотека), инфраструктуру (дрова, еда), работать физически (волонтерство), даже серьезно рисковать, если они видят цель и верят в нее.

Мы не имеем права потерять этот исторический опыт. Именно поэтому сейчас самый лучший момент для реализации децентрализации власти.

Именно передача полномочий на места должна стать основой изменений  в Конституцию.

Просьба не путать с федерализацией, идею которую пытаются продвигать отдельные провокаторы.

Децентрализация власти возможна и необходима в рамках унитарного государства, которым является Украина.

Сейчас местный совет может только что-то клянчить у Киева. А местная громада может только писать письма в столицу. Путем законодательных решений мы можем дать им механизм эффективно улучшать свою жизнь, оставив на местах больше налогов, больше полномочий и ответственности за результат.

Сейчас у страны есть исторический шанс не просто изменить Конституцию и ряд законов. Это уникальная возможность произвести полную перезагрузку власти.

После изменений в Конституцию должны пройти всеобщие перевыборы. К власти в центре и на местах должны прийти новые люди под новые полномочия.

Их должна выбрать территориальная громада с осознанием того, что именно эти люди, живущие рядом, принимают важные для города или села решения.

Нам нужно заново выстроить баланс власти. И фундамент этого баланса должен находиться в каждом населенном пункте, в каждой территориальной громаде.

Чтобы каждый человек знал и чувствовал – он влияет на власть и на свою собственную жизнь.

Андрей Павелко, народный депутат Украины, для УП



powered by lun.ua
Випробування Трампом: 10 порад Зеленському до зустрічі з президентом США
Як ефективно використати першу особисту зустріч з главою Білого дому з точки зору забезпечення національних інтересів України? Адже успіх зустрічі – це успіх всієї України.
Кремль заклинило: Росія втратила орієнтир і втрачає механізм керування собою
Вся ця багатоповерхова конструкція правління, з'їдена іржею, гуркоче і шкандибає. Але незрозуміло куди, розвалюючись на шматки, які починають жити своїм життям. (рос.)
Чому такий шум через закупівлі ліків через міжнародні організації
Ми повинні рухатися до того, щоб запустити власного українського професійного закупника, який буде ефективно і прозоро закуповувати ліки для країни.
Як ніколи не видати книгу
Саркастичні ситуації, які допоможуть вам краще зрозуміти, як варто і не варто комунікувати з партнерами (навіть якщо ви видаєте книгу самостійно).
Штайнмаєр – не лікар. Як Зеленський продовжує дипломатію імені Порошенка
Війна України та Росії за Донбас це не про володіння шматком териконів. Це історія про контроль, інтриги і в перспективі – хто ж кому всучить на фінансування ці понівечені землі і скалічені душі.
Десять кроків до рівних доріг
У 2020 році уряд планує збільшити майже на 40% фінансування на ремонт та розбудову доріг. Але за рахунок цього ми не вирішимо проблему поганих доріг в Україні. Потрібна реформа галузі.
Скасування пайової участі: інфраструктурний колапс маленьких міст
У передмісті Києва та інших великих міст України може зупинитися будівництво всіх шкіл та садочків, які нині тривають.