Час тіснить

П'ятниця, 07 лютого 2014, 16:30

Предложение Марины Ставнийчук начать процесс преодоления кризиса с подписания политико-правового соглашения между властью, оппозицией и представителями гражданского общества весьма интересно.

Безусловно, стороны должны взять на себя взаимную ответственность за неприменение насилия. Очень важно создать комиссию с участием представителей Управления Верховного комиссара ООН по правам человека для тщательного расследования всех случаев грубого нарушения законодательства, фактов избиений, пыток, похищений, убийств.

Все это должно быть публично зафиксировано и закреплено подписями в меморандуме о путях преодоления общественно-политического кризиса.

Меморандум этот, однако, вряд ли может претендовать на статус Конституционного договора, хотя в него и можно было бы записать общие принципы столь необходимой стране конституционной реформы.

Марина Ставнийчук, безусловно, права: конституционную реформу нельзя сводить исключительно к возвращению далекой от совершенства Конституции-2004. Текст Основного закона нуждается в более глубокой и всесторонней переработке. Изменения должны затронуть все разделы, начиная с общих принципов и прав человека и кончая местным самоуправлением и судоустройством.

По сути, все надо начинать с нуля. На мой взгляд, например, желательно было бы, во избежание пересечения полномочий различных властных структур, трансформировать нынешнюю президентскую республику не в парламентско-президентскую – а в чисто парламентскую. И президента избирать не всенародно, а в Национальном Собрании, которое будет состоять наполовину из депутатов Верховной рады и наполовину из представителей областных рад, в достаточной мере автономных. Подобным образом избирают президента ФРГ, где парламентская форма правления, как всем очевидно, себя давно оправдала.

В условиях Украины, где президентские выборы всегда поднимают на дыбы – одну против другой – две половины населения одной страны, избрание главы государства Национальным Собранием, думаю, особенно важно.

Впрочем, дело сейчас не в конкретных предложениях, касающихся глубинной перестройки всего конституционного лада Украины. Не сомневаюсь, что их будет множество, и лучшие из них следует публично обсудить. Но такое обсуждение будет эффективным лишь в условиях политической стабильности, а не острейшего общественного конфликта.

Очевидно, что для полноценной конституционной реформы потребуется много времени – как минимум, несколько лет. Этого времени сейчас нет.

Социальное напряжение настолько велико, что в любую минуту может произойти очередной взрыв. Тем более что есть внешние и внутренние силы, в таком исходе весьма заинтересованные.

Одним только объявлением моратория на насилие его не остановить. И вряд ли стоит надеяться, что комиссия по расследованию преступных действий конфликтующих сторон, даже самая объективная, быстро завершит свою работу.

Самое же главное: не за горами президентские выборы, и к началу предвыборной кампании люди должны знать, какие полномочия будут у избранного ими президента.

Оппозиция уже не раз заявляла, что президент с теми полномочиями, что есть сейчас у Януковича, ей не нужен. Сам же Янукович наверняка понимает, что сохранить все без изменений ему никак не удастся.

Нужны компромиссы.

Нужны новые правила политической игры уже к началу президентской избирательной кампании, которая, скорее всего, будет досрочной.

Принять эти правила надо как можно скорее. На словах обе стороны к этому готовы, на практике – дело никак не сдвинется с места.

Досрочные выборы президента по новым правилам будут возможны, если получат легитимацию в Верховной Раде основные положения Конституции-2004, но в соответствии не с законом № 2222, который не был одобрен Конституционным Судом, а в соответствии с законопроектом №4180, который получил положительное заключение КС.

В этот законопроект нужно внести минимальные изменения. Прежде всего, уточнив и ограничив некоторые президентские полномочия – особенно в том, что касается назначения премьер-министра, генпрокурора и руководителей силовых структур. Затем принять его квалифицированным большинством в качестве новой редакции Конституции и отправить на окончательное одобрение в Конституционный суд.

Принять новую – старую, лишь слегка измененную – редакцию текста Конституции можно в течение одной-двух недель, была бы воля сторон. Решения КС, возможно, придется ждать чуть больше.

Но в любом случае через 2-3 месяца появятся новые "правила игры" – и тогда можно будет объявлять досрочные выборы.

Я недавно уже писал об этом, здесь же хочу подчеркнуть:

Принятие законопроекта №4180 в качестве новой редакции Конституции – не альтернатива полноценной конституционной реформе, а всего лишь паллиативное средство стабилизации нынешней, грозящей взрывом социально-политической ситуации.

Конституционную же реформу следует начинать сразу после выборов нового президента и формирования парламентом коалиционного правительства.

Хотелось бы верить, что будущий глава государства будет рассматривать подготовку новой Конституции Украины, ее принятие и претворение в жизнь в качестве главного дела всей своей президентской каденции.

С тем и войдет в историю.

Владимир Малинкович, политолог, Мюнхен, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Чи насправді буде обмежена робота онлайн-казино після Указу Президента?

Наріман Джелял: історія спротиву

Як оренда держмайна допомагає бізнесу розвиватися та наповнює держбюджет

Похмура річниця: Запорізька АЕС не повинна стати другим Чорнобилем

Убивчий популізм: що не так з тарифною політикою у водопровідній галузі

Як Данія інвестує в успіх України