Чорний ринок державних послуг

Вівторок, 12 серпня 2014, 09:47

Современное учение о государственном устройстве активно промотирует идею перехода от Веберианской бюрократии к Сервисному государству. В этой модели государство выступает поставщиком государственных услуг, а граждане – его потребители. Эта модель сопоставима с новыми интернет-услугами, где Вам предоставляют платформу, а Вы просто себе добавляете Apps разных производителей.

Там, где есть услуга, поставщик и потребитель, – должен быть и рынок: рынок государственных услуг.

В данный момент этот рынок чёрен, как донецкая ночь: поставщик ряда госуслуг один, цены на услуги фиксированы, а доход от реализации услуг занижен. Как следствие, появление теневого рынка на данные услуги – классический механизм из учебника по экономической теории.

Ужас весь состоит в том, что рынок в руках одного эксклюзивного поставщика – он и черный, и белый, и регулятор, и нормотворец, и царь, и Бог. И ничего не меняется.

У населения мог бы быть инструмент на проявление своей позиции ненасильственным, бюрократическим путем, но для этого нужна номинальная политическая воля и хотя бы 1 чиновник-праведник. Такими инструментами я вижу уплату налогов без привязки к регистрации, введение местных валют, создание неприбыльных финансовых учреждений (НГО).

Но первое – это налоговый протест. Налоги были причиной крестовых походов, восстаний, экономического роста.

Налоговая идеология формулируется Адамом Смитом как признак свободы, а не рабства. Однако налоговая система должна быть простой и не требовать большой бюрократии. В идеале, государственная платформа должна быть минимальной и налоги должны быть простыми и посильными для плательщика.

Большинство государственных услуг лучше всего передавать на аутсорсинг – тогда коррупции будет мало, а поступлений в государственный бюджет много.

В Украине налоговая система пока что больше напоминает архаичный типаж государств из истории налогообложения, где были византийские налоги на воздух, Петровские налоги на бороду, советский налог на бездетность и прочие плоды труда "выдумщиков налогов", которые содержались при дворах.

Одной из болезненных тем для Украины является НДС, который хотят заменить налогом с оборота.

НДС – прибыльное дело для украинского чиновника – не государства! – и для предприятий-экспортеров. Исторически, НДС – это налог на готовый продукт или еще точнее, налог на произведённый готовый продукт в условиях сверхпроизводства, который долго лежит на полке и замедляет обороты экономики.

Для Украины, которая ничего уже не производит готового и импортирует товары народного потребления, НДС – это идиотизм.

Один бывший министр финансов утверждает, что НДС не отменят, поскольку он лучше и удобнее для государства. Наверное, под "государством" имеет в виду себя.

Или возьмем единый налог для МСБ.

Замечательный, гуманный, можно сказать, душевный налог. Однако то, что у нас формулируется как МСБ – это чаще всего микробизнес/самозанятость или семейный подряд, не обсуживающий организации, что не должно облагаться налогом вообще или, как минимум, получать налоговые каникулы на пару лет становления компании до оборота настоящего МСБ.

В реалиях Украины с большой безработицей, теневым рынком и абсолютным отсутствием капитала, доступного для МСБ, микробизнес можно считать социальным предприятием. Просто, чтобы не тратить деньги на содержание неплательщиков, заключенных в тюрьме.

Я сама, как МСБ, из своего практического опыта понимаю, что не Кодекс, а налоговый инспектор определяет налоговую нагрузку.

Один отчет висит у меня уже несколько лет: в самом начале существования моего ФЛП, меня моя инспектор Петровского отделения Донецкой налоговой проконсультировала так, что я подала неверную декларацию.

А дальше уже дело техники. Корректирующий электронный отчет "не насаживается", несмотря на все квитанции о принятии отчета на центральном уровне; письма от руки с просьбой аннулировать отчет теряются инспекторами и обливаются кофе под чутким руководством начальника Государственной налоговой инспекции Галины Константиновны Стельмашенко; мне постоянно звонит инспектор, зная мою ситуацию с неверным отчетом, но предлагает мне не исправить ошибку, а уплатить 2.000 гривен, и так по кругу. Инспектор совершенно "забыла", что я заполняла документы под ее диктовку.

А в Донецке работает региональное отделение Национальной Академии Наук Украины. Периодически издаются публикации по заказу ДонОГА на тему "Развитие малого и среднего бизнеса в регионе". В последнем выпуске, если мне не изменяет память, была описана цель к 2016-17 году обеспечивать более 50% бюджетных поступлений в регионе от работы МСБ, который составит около 30%. Для сравнения: в Германии около 90% МСБ, без учета самозанятых, обеспечивает неполные 40% поступлений.

Судя по всему, НАН предвидели торговлю оружием, которая может обеспечить такие доходы МСБ, с которых наполнение регионального бюджета реально. Или такой расчет и отражает реальную налоговую нагрузку на малый бизнес со всеми штрафами и шалостями налоговой.

В государстве, погрязшем в коррупции, налоги могут стать формой протеста и либерализации рынка государственных услуг.

Механизм заключается в том, что при отмене госрегистрации проживания или при возможности переносить место реализации хозяйственной деятельности, предприниматель сможет "голосовать гривной", которую будет вносить в бюджет более комфортного для жизни и бизнеса региона с честным судопроизводством. И тогда не будет никакого Донбасса – в моноиндустриальном и демоническом смысле.

Я лично начала процедуру честного перевода своего ФЛП еще в декабре 2013-го под действием патриотичного пиара мэра Садового. Хотела перевестись во Львов, достучалась до Сергея Кираля, до мэрии, где меня поручили руководителю департамента экономической политики Ирине Кулинич.

После пары нежных патриотических писем, которые я храню, Ирина мне надавала обещаний и перестала отвечать на мои письма и звонки.

У меня есть соблазн написать письмо и зарегистрировать его по всей форме, но я теперь все больше верю в сплетни журналистов, что Садовый – просто нарцисс-на-гос-службе без политической воли, и нежный друг неизменного мера Донецка Лукьянченко.

А это значит, что либеральный рынок государственных услуг в Украине - это утопия. Потому что рынок государственных услуг в Украине – это огромный черный рынок.

Свой ФЛП я закрываю в Киеве по обычной коррупционной схеме, которая ничуть не изменилась и работает отменно.

Ну что же, Донбасс – это Украина. А Украина – это и есть Донбасс.

Анна Агафонова, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції