Дорученці президента

Середа, 11 лютого 2015, 18:54

Верховная рада без особых усилий отправила в отставку генерального прокурора Виталия Ярему. Отставка произошла в довольно унизительных для Яремы обстоятельствах. Молодые депутаты публично критиковали генпрокурора и легко собрали подписи против него, возросшая под угрозой увольнения активность генпрокурора только усиливала разочарование, чтобы избежать публичного позора он якобы написал сам заявление об уходе и в парламенте его особо никто и не защищал.

Короче, поход Виталия Яремы в прокуратуру закончился бесславно, и теперь ему придется затратить много усилий, чтобы вернуть славу решительного и сурового борца с преступностью.

Это уже вторая потеря Петра Порошенко в силовых структурах. Также бесславно ушел с поста министра обороны Валерий Гелетей.

И Ярема, и Гелетей – это два самых близких к украинскому президенту силовика. Они не просто министры, они руководили ключевыми силовыми ведомствами воюющей страны. Они составляли костяк силовой команды президента, пользовались его неограниченным доверием. И оба "сгорели" на работе с довольно низким КПД.

Гелетей ушел в тень госохраны, и не скоро сможет претендовать на новую серьезную политическую должность.

Точно так же и Яреме придется долго доказывать людям, что он способен на серьезные и эффективные поступки.

Почему два бравых генерала бесславно проявили себя на ключевых постах в украинского государства? Неужели они глупее или менее профессиональней других министров? Почему министр Аваков выглядит для многих украинцев спасителем страны, хотя похвастаться в МВД тоже особо нечем, а Гелетей и Ярема вызывали раздражение и даже презрение?

Есть несколько причин, объясняющих этот феномен. Валерий Гелетей просто был не готов к должности министра обороны и не сумел подобрать вокруг себя людей, которые могли компенсировать его недостаток кругозора и опыта. Генерал он смелый и отважный, лично водил в бой подразделения, но этого недостаточно для управления огромной системой.

Ярема производит впечатление порядочного человека и даже отважного. На Майдане он пользовался уважением. На его назначение в прокуратуру возлагали большие надежды. Ярема готов был пойти в атаку на любого олигарха в Украине, и Коломойский был ему не указ, но не оставил после себя ни одного действительно громкого и резонансного дела.

Основная причина провала заключается, на мой взгляд, в том, что и Гелетей, и Ярема ориентировались исключительно на президента Порошенко, а не на украинское общество. Оба старались действовать строго в фарватере президентских указаний и поручений. Боялись самостоятельности и избегали ее.

Возможно, они надеялись на президентскую защиту, но эти надежды по определению неправильные. Не по тому, что Порошенко слаб или не бережет членов своей команды, нет. В обоих случаях Порошенко не хотел сдавать своих выдвиженцев, держался за них до последнего, но все-таки убирал с первой палубы своего корабля под давлением общественного мнения.

Основная ошибка Гелетея и Яремы как раз и заключалась в том, что они избегали самостоятельности или не выглядели самостоятельными в глазах украинцев. Они игнорировали общественное мнение и начинали что-то объяснять, когда уже становилось слишком поздно.

Посмотрите на Авакова или Наливайченко. У них разве больше успехов, чем у прокуратуры или армии? В СБУ - 30 тысяч сотрудников, вы видите прорывные результаты? Или за год руководства МВД Арсеном Аваковым вы можете назвать кардинальные или успешные реформы этой системы? Красивые видеоролики есть, но реформ пока нет. Обещаний много, сколько еще ждать их воплощения?

Но Аваков и Наливайченко постоянно присутствуют в общественном поле лично и через своих помощников. Они выстраивают самостоятельную траекторию движения. Мы видим личностей, а не функционеров, самостоятельных политиков, а не порученцев.

Именно поэтому Народный фронт, предвыборный список которого состоял из личностей, переиграл на выборах Блок Петра Порошенко, составленный большей частью из функционеров и мнимых величин.

Этим, кстати, команда президента Порошенко отличается от команды президента Грузии Саакашвили.

У грузинского президента были молодые, амбициозные и самостоятельные деятели. Они все прошлись по кругу, пересаживаясь из одного министерского кресла в другое, но везде добивались какого-то результата. Неспособных на риск и прорыв людей Саакашвили убирал, сменив нескольких премьеров.

Некоторые его близкие друзья были настолько самостоятельны, что превратились во врагов, как бывший министр обороны, бывший генпрокурор и кто-то там еще Ираклий Окруашвили. У многих возникало головокружение от власти и успехов, но другие члены команды Саакашвили могли легко их заблокировать.

Это была действительно команда, перевернувшая жизнь в Грузии. Они не боялись рисковать, обижать и действовать. Им пришлось заплатить большую цену за то, что обижали людей, но по крайней мере никто не считает их импотентами и серыми мышками.

Петр Порошенко потерял двух очень близких к себе людей. Они на него ориентировались и все делали исключительно с оглядкой на президента.

Но некогда высокий рейтинг президента уже не является индульгенцией и защитой для всех представителей его команды. Это урок и предостережение для остальных украинских политиков - обществу не нужны тихие и незаметные, оно устало и от популистов, но от пугливых и невзрачных функционеров украинцев уже точно воротит.

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Україна допомагає удосконалювати американські стандарти тактичної медицини

Ринок, який неможливо знищити ракетами

Як безболісно запровадити електронний документообіг

Надія на біопаливо. Чи буде світло і тепло взимку?

7 кроків до енергетичної незламності України

Штучний інтелект у світі мистецтва: проблема, перевага чи недолік часу? Суд снобів