Безвізовий бліцкриг. Причини невдачі

Середа, 02 березня 2016, 11:17

… После долгого спора мы с грузинским дипломатом так и не смогли прийти к единому мнению – отменит ли ЕС Украине безвизовый режим уже в 2016-ом. Он оптимистично уверял, что да, отменит.

Я, основываясь на сугубо аналитических выкладках, возражал, что Грузии – да, отменят именно в 2016-ом. А Украине – к сожалению, нет. Пока мы спорили, вокруг радостно обсуждали сегодняшнюю новость о том, что ЕС авансом решил запустить процесс отмены виз для Украины.

На календаре было 18 декабря 2015-го. В конце концов, мы в грузином-еврооптимистом договорились, что когда на календаре будет 31 декабря 2016-го – о споре вспомним и "итоги подведем". С проигравшего – бутылка виски…

Еврореализм.UA

Когда по роду деятельности приходится "приземлять" не обоснованные ожидания людей, жаждущих радикальных прорывов на европейском фронте, поневоле испытываешь некоторый дискомфорт.

Потому что самому хотелось бы верить в успешную реализацию этих евроинтеграционных амбиций. И потому, что такие наглядные прорывы нужны не только власти, чтобы продемонстрировать свою состоятельность в качестве "руководящей и направляющей роли" на пути Украины к светлому будущему в семье братских европейских народов.

А нужны, прежде всего, обществу, которое заслуживает получить наглядные, прикладные дивиденды от своей практической и не всегда простой работы по постепенному приближению страны к Евросоюзу.Но общество играет решающую, пассионарную роль в этом процессе лишь в такие переломные моменты как Евромайдан.

В другие же периоды жизни страны первую скрипку играет власть. И потому заранее уже можно сказать – получится ли у этой власти взять объявленную европейскую высоту или нет.

В случае с Януковичем еще за 9 месяцев до отказа от подписания Ассоциации с ЕС, пришлось констатировать: Янукович эту ассоциацию не подпишет.

Основные причины, почему это не произойдет в ноябре 2013-го, в феврале того года были названы в аналитическом докладе "Мимо ЕС. 10 причин того, почему договор об ассоциации Украина-ЕС не будет подписан в 2013 году".

Как ни печально это признавать, но сейчас воспроизводится действовавший при Януковиче алгоритм извилистой евроинтеграции.UA: "ЕС настоятельно принуждает Киев выполнять домашнее задание – Киев сопротивляется и срывает дедлайны".

При том, что этот римейк в первое время после Евромайдана казался немыслимым.

Однако нынешняя ситуация с отменой виз заставляет признать обоснованность утверждения о возвращении в сегодняшние отношения с ЕС приёмов вчерашнего "преступного режима".

Первые его признаки проявились еще в процессе затягивания с ратификацией соглашения об ассоциации с ЕС.

В июле 2014-го во время специально посвященного этой теме телевизионного моста Киев-Тбилиси "Ратификация Соглашения об Ассоциации с ЕС: Грузия и Молдова с задачей справились, на очереди – Украина" стали вырисовывать различия в подходах Киева и Тбилиси к решению прикладных задач по евроинтеграции.

Что сейчас проявляется совершенно очевидно при решении двумя странами задачи получения безвизового режима. Грузия гораздо успешнее выполнила требования Плана действий визовой либерализации.

У Тбилиси Еврокомиссия признала полностью выполненными восемь блоков Плана из 15-ти, у нас – только два из 15-ти.

Хотя времени у нас было больше на два с лишним года.

Трудности перехода

Но самые большие сложности для нас заключаются не в выполнении какого-то одного пункта европейских требований как палочки-выручалочки. А в комбинации неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Они были очевидны уже в декабре прошлого года, когда был выдан европейский аванс об отмене виз. Уже одного этого фактора было бы достаточно для того, чтобы признать крайне маловероятным введение безвизового режима в нынешнем году. А в совокупности  они делают эту задачу вообще не реализуемой.

Вот эти факторы.

Внутренний: невозможность, в силу затяжного политического кризиса, а также недоверия и конфронтации между основными политическими лагерями, в срок, то есть до конца марта выполнить ВСЕ требования ПДВЛ. Которые оставались не выполненными по состоянию на 18 декабря 2015-го.

В их числе – не только создание Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), но и начало его практической деятельности по анализу деклараций госслужащих.

Чтобы было понятно, где Украина находится в данный момент по выполнению этого требования, достаточно вспомнить недавнее заявление посла ЕС в Украине Яна Томбинского. который раскритиковал принятый Верховной Радой закон "Об электронных декларациях" как "не отвечающий антикоррупционным обязательствам, принятым украинским руководством".

Пессимизм европосла вызвала попытка депутатов изо всех сил оттянуть декларирования активов. Буквально накануне этого критического вывода с подачи депутата Денисенко из БПП, его коллеги решили, что электронное декларирование вводится с 2016, а вот ответственность за ложные сведения наступает лишь с 2017.

Кроме того, декларирование расходов был поднято с 20 до 100 минимумов. При этом в законе предлагается прописать, что членами семьи считаются только дети, муж и жена.

С учетом того, что получение декабрьского безвизового аванса стало возможным благодаря удачному дипломатическому вояжу Петра Порошенко на "мини-саммит" в Брюссель, логичным выглядело бы немедленное вето президента на закон, фактически перечеркивающий перспективы отмены виз-2016.

Хотя за полмесяца с момента принятия этого закона президент на него пока не прореагировал. Возможно, эта пауза обусловлена подготовкой принятия на ближайшей сессионной неделе нового варианта законопроекта по декларациям, который уже не будет взывать такой идиосинкразии у ЕС.

О подготовке такого документа сообщили на этой неделе лидеры фракций БПП Юрий Луценко и "Народного фронта" Максим Бурбак.

Два внешних фактора, которые также обуславливают невозможность отмены виз для жителей нашей страны в этом году – это 1) настоящие тектонические потрясения всей системы защиты границ ЕС вследствие наплыва нелегальных мигрантов с Востока и 2) апрельский референдум об одобрении Ассоциации Украина-ЕС в Нидерландах.

Каждый из этих факторов заслуживает отдельного детального анализа. Здесь можно лишь сказать, что украинцы для европейцев представляются куда более проблемными безвизовыми гостями, чем грузины.

Не только в силу малочисленного, по сравнению с Украиной, населения Грузии. Но и продолжающегося военного конфликта с Россией на Донбассе с огромным участком границы, который Киев вообще не контролирует.

Не стоит сбрасывать со счетов здесь и возможности России формировать выгодную себе подачу дел в Украине для Европы.

Оба вышеназванных фактора будут оказывать прямое и негативное для Украины влияние на решение конечной инстанции по отмене виз.

А это не собрания политиков – Еврокомиссия и Европарламент, а практики – Совет ЕС на уровне министров юстиции и внутренних дел.

Два месяца назад выглядело более вероятным, что именно министры внутренних дел, ежедневно сталкивающиеся с проблемами от наплыва нелегальных мигрантов, и наложат окончательное вето на отмену виз для нас в этом году. Чтобы исключить саму возможность проникновения с "дикого востока" очередных волн мигрантов.

На этот раз – через украинскую "хвіртку".

Однако отечественные "евроинтеграторы" взяли такой темп по затягиванию перспектив отмены виз, что до Совета ЕС очередь может и вообще не дойти.

To be continued…

Подводя итоги, можно ожидать, что, скорее всего, ЕС просто сдвинет сроки отмены виз для нас. К примеру, на 2017-ый. Чтобы не портить себе имидж и не отбирать у украинцев одну из немногочисленных "морковок", которыми нас манят к себе из-за западной границы.

Если так и случится, не стоит излишне драматизировать ситуацию. В конце концов, мы и соглашение об Ассоциации подписали не с первой попытки. Главное – вынести уроки из очередного витка евроинтеграции – и продолжать двигаться дальше.

Даже если и правы те, кто утверждает, что европейцы дали нам безвизовый аванс исключительно для того, чтобы мы активизировали буксующие реформы. И отменять визы в 2016-ом не собирались изначально. Потому что отработка аванса совпадает с сущностными интересами страны и общества.

Вектор нашего движения в Европу определен, мы отстояли его и на Евромайдане и в событиях после него. И продолжаем это делать каждый день в борьбе не только с внешним, российским, противником. И конечный успех в этом движении зависит лишь от нас самих.

Андрей Миселюк, политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог", для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції

Як нам звучати у світі? В продовження дискусії про класичну музику