Тенета парламентської правотворчості: наука підвішувати

Середа, 20 квітня 2016, 09:22
керівник Центру политичної розвідки, політтехнолог

Шум, поднятый лидерами "широкой оппозиции" касательно процедуры назначения Владимира Гройсмана и нового состава кабмина – весьма существенное политические дело.

Подчеркиваю, сугубо политическое, но никак не юридическое.

Обращения в Конституционный суд, громкие обличения в нарушении процедуры голосования вряд ли можно назвать разумными действиями в правовом русле.

Кандидатура премьера, министра иностранных дел и министра обороны действительно вносится президентом. Кандидатуры остальных министров вносит назначенный Радой премьер-министр Украины.

Заостряю ваше внимание на слове "вносит". Документ, подтверждающий внесение – это представление, которое направляется в аппарат Рады вместе с сопроводительными документами, биографией, декларацией и так далее. А ВР утверждает кандидатуру своим нормативно-правовым актом – постановлением.

Что тут странного, незаконного и удивительного? В соответствии с 7-м пунктом статьи 8 закона "О Кабинете Министров Украины" решение о назначении премьера, впрочем, как и остальных членов правительства, Рада принимает в форме постановления.

Представление президента на премьера и двух министров его квоты – один документ.

Постановление Рады – совершенно другой документ.

Пройдемся по документам. Для легитимизации нового состава кабмина 14 апреля Рада приняла три постановления:

1. Постановление №1093 "О кабмине", в котором ВР приняла отставку Яценюка и назначила премьером Гройсмана, параллельно отменив постановление, признающее работу правительства первого неудовлетворительной – абсолютно допустимое с точки зрения регламента действие.

Что тут неконституционного? Постановление с такой же резолютивной и мотивировочной частью Рада принимала 27 ноября 2014 года, назначая Арсения Яценюка на премьерский пост.

2. Постановление №1097 "О формировании состава кабмина", которым Рада одним пакетом назначает всех министров, в том числе министра обороны и министра иностранных дел, внесенных по Конституции президентом.

Где противоречие? ВР в соответствии с законом "О кабмине" имеет полное право голосовать одним списком персональный состав правительства.

Похожее постановление было принято Верховной Радой 2 декабря 2014 года, когда назначались министры второго правительства Яценюка. Справедливости ради, тогда министр обороны и министр иностранных дел определялись на должность отдельными постановлениями.

3. Постановление №1098 "Об увольнении с должностей членов кабмина".

Вот как раз с этим постановлением и связан любопытный казус. На его принятии 14 апреля настоял депутат Руслан Князевич, мотивируя это необходимостью выполнить требование 17-й статьи закона "О кабмине", в соответствии с которым члены правительства, которые находятся в отставке, освобождаются от своих должностей с началом работы новосформированного правительства.

Но тут есть один примечательный факт. В декабре 2014 года, принимая похожее постановление об увольнении министров первого правительства Яценюка – напомню, это происходило, как и в нынешнем случае, после голосования за новый состав кабмина – Рада не включила в него повторно назначенных министров: Петренко, Авакова и других.

В 2016-м, после того, как Рада назначила в правительство Гройсмана некоторых старых министров – Климкина, Полторака, Авакова, Петренко и других – следующим своим постановлением она освободила их со своих должностей.

Логично предположить, что парламент уволил их как министров, работающих в правительстве Яценюка, но это лишь косвенно истекает из сути документа. Рядом с фамилиями уволенных указываются их непосредственные должности, на которые они же были назначены несколько минут ранее.

Не проще ли было принять общее постановление о прекращении работы прошлого состава правительства?

И почему тогда в 2014 году переизбранного в новый состав министра внутренних дел Авакова, к примеру, не включили в список уволенных из первого правительства Яценюка?

Возможно, этим юридическим маневром сознательно была создана подвешенная ситуация, которую используют для шантажа и обеспечения должной лояльности, а нестыковку представят как процедурную издержку кропотливой парламентской кухни.

Вся эта история в который раз доказывает, что манипуляции юридическими тонкостями и правовой нигилизм дают неоценимый ресурс для ручного управления ситуацией.

Власть тьмы снизу, тьма власти сверху. Всё как всегда.

Олег Постернак, политический эксперт и консультант, кандидат исторических наук, специально для УП