Пропаганда vs діалог: що не так з інформаційною реінтеграцією Донбасу

2791 перегляд
Неділя, 09 вересня 2018, 13:00
Оксана Чепіжко
виконавчий директор "Асоціації захисту банків"

Есть такой отличный краш-тест. Берешь многостраничную концепцию или стратегию и спрашиваешь автора: "Чтобы что?".

Если документ "живой", если он писался не в стол, а ради практической пользы, сформулировать цель не составит труда.

В конце июля Кабмин наконец-то принял Стратегию информационной реинтеграции Донбасса, однако споры о её содержании продолжаются по сей день.

И это неудивительно. Документ действительно ключевой – в условиях гибридной войны информация может нанести больший урон, чем РПГ.

Так вот. "Чтобы что" писалась эта стратегия?

Судя по многочисленным комментариям представителей МИП, главная цель чиновников – обеспечить полноценный доступ жителей временно оккупированных территорий к "общенациональному информационному пространству".

Техническая сторона проблемы ясна – восстановить вышки-ретрансляторы. Тем не менее, куда бы не "добивал" сигнал, важно знать, что именно мы хотим сказать нашим согражданам "по ту сторону".

К сожалению, "борьба за умы и сердца людей" по-прежнему подменяется пропагандой. Далеко ходить не надо: в той же Стратегии информационной реинтеграции есть набор из шести месседжей, которые предполагается передавать в основном средствами социальной рекламы.

Диалог исключается по умолчанию. Есть некий субъект, которые воздействует на пассивный объект с целью его "переубеждения" и последующего "перевоспитания".

Из этой же серии – запрет "вредного" контента. Донести до людей неискажённые факты намного сложнее, чем просто перерезать провода.

Это путь в никуда. В споре двух пропагандистов побеждает тот, кто крикнет громче. У наших врагов куда больше ресурсов, чтобы оплачивать своих "крикунов"…

Однако неоспоримые преимущества есть и у нас. Только начинать нужно с "другого конца".

Рабочая версия Стратегии информационной реинтеграции должна стать производной от содержания общенациональной информационной политики.

А это не лозунги и не биллборды. Прежде всего, это проект совместного будущего.

Многочисленные социологические исследования подтверждают, что жителям прифронтового и оккупированного Донбасса нужные чёткие сигналы о том, что будет дальше. Но ровно того же ждёт рабочий из Житомира, который собирается на заработки в Польшу.

Первый шаг – договориться между собой. Тогда станет понятно, о чем и как говорить с украинцами на освобождённых территориях. Гражданская идентичность может быть сформирована только снизу.

В нынешних условиях общенациональный диалог по острым проблемам общества – реальный вклад в укрепление независимости. Главное, чтобы люди общались напрямую, без политических посредников.

Горизонтальные связи могут объединить всю страну. И Донбасс в том числе.

Условия его существования в едином государстве в идеале должны стать результатом общественного договора, под которым, образно говоря, "поставят подписи" все регионы Украины.

Обособление Донбасса посредством особых правил, программ, льгот – опасная практика.

Я вовсе не хочу сказать, что Стратегия информационной реинтеграции Донбасса не нужна. Напротив – я за то, чтобы включить её в более масштабный контекст проектирования страны.

Инклюзивность и диалог противоположны пропаганде.

Поэтому честный ответ на вопрос "Зачем нам быть вместе?" значит гораздо больше, чем наглядная агитация.

Верно и обратное. Без серьезного содержания безупречный с точки зрения дизайна "бренд Украины" останется информационным шумом.

Оксана Чепижко, специально для УП

powered by lun.ua
powered by lun.ua
Нова можливість для захисту: як рішення СОТ може допомогти Україні
Рішення СОТ щодо суперечки Туреччини й Марокко відкриває нові можливості для України. Створений прецедент може суттєво допомогти у неконкурентній боротьбі з російським імпортом.
5 міфів про передвиборчу кампанію у Facebook
У великих містах, де виборець уже ситий білбордами й сіті-лайтами, Фейсбук може стати недорогим і результативним засобом передвиборчої кампанії.
Подорожі зі змістом, або Як буде трансформуватися туристичний ринок
Кардинальна трансформація туристичного ринку – це вже неминуча реальність, яку треба негайно враховувати у всіх бізнес-процесах.
Конституційні права в колі праворадикального вогню
Національна поліція має провести роботу над помилками та проаналізувати, що ж пішло не так під час акції за права трансгендерів у Києві, і як запобігати таким помилкам у майбутньому.
Безпекова політика ЄС: чи можливий компроміс між Парижем і Берліном
Різниця підходів Парижа і Берліна багато в чому пояснюється їхнім геополітичним розташуванням. Для Парижа основне джерело загроз швидше на Півдні, а для Берліна – на Сході.
Плагіат чи помилка: звідки це бажання знищити колегу з НАНу?
Помилка – це так само досвід. А якщо за досвід убивати, то прогресу не буде.
Як не перетворити опитування про землю на інструмент передвиборної агітації
Соціологічні опитування українців щодо мораторію на торгівлю аграрною землею часто маніпулятивні. Це вигідно політикам та агрохолдингам.