Пропаганда vs діалог: що не так з інформаційною реінтеграцією Донбасу

2869 переглядів
Неділя, 09 вересня 2018, 13:00
Оксана Чепіжко
виконавчий директор "Асоціації захисту банків"

Есть такой отличный краш-тест. Берешь многостраничную концепцию или стратегию и спрашиваешь автора: "Чтобы что?".

Если документ "живой", если он писался не в стол, а ради практической пользы, сформулировать цель не составит труда.

В конце июля Кабмин наконец-то принял Стратегию информационной реинтеграции Донбасса, однако споры о её содержании продолжаются по сей день.

И это неудивительно. Документ действительно ключевой – в условиях гибридной войны информация может нанести больший урон, чем РПГ.

Так вот. "Чтобы что" писалась эта стратегия?

Судя по многочисленным комментариям представителей МИП, главная цель чиновников – обеспечить полноценный доступ жителей временно оккупированных территорий к "общенациональному информационному пространству".

Техническая сторона проблемы ясна – восстановить вышки-ретрансляторы. Тем не менее, куда бы не "добивал" сигнал, важно знать, что именно мы хотим сказать нашим согражданам "по ту сторону".

К сожалению, "борьба за умы и сердца людей" по-прежнему подменяется пропагандой. Далеко ходить не надо: в той же Стратегии информационной реинтеграции есть набор из шести месседжей, которые предполагается передавать в основном средствами социальной рекламы.

Диалог исключается по умолчанию. Есть некий субъект, которые воздействует на пассивный объект с целью его "переубеждения" и последующего "перевоспитания".

Из этой же серии – запрет "вредного" контента. Донести до людей неискажённые факты намного сложнее, чем просто перерезать провода.

Это путь в никуда. В споре двух пропагандистов побеждает тот, кто крикнет громче. У наших врагов куда больше ресурсов, чтобы оплачивать своих "крикунов"…

Однако неоспоримые преимущества есть и у нас. Только начинать нужно с "другого конца".

Рабочая версия Стратегии информационной реинтеграции должна стать производной от содержания общенациональной информационной политики.

А это не лозунги и не биллборды. Прежде всего, это проект совместного будущего.

Многочисленные социологические исследования подтверждают, что жителям прифронтового и оккупированного Донбасса нужные чёткие сигналы о том, что будет дальше. Но ровно того же ждёт рабочий из Житомира, который собирается на заработки в Польшу.

Первый шаг – договориться между собой. Тогда станет понятно, о чем и как говорить с украинцами на освобождённых территориях. Гражданская идентичность может быть сформирована только снизу.

В нынешних условиях общенациональный диалог по острым проблемам общества – реальный вклад в укрепление независимости. Главное, чтобы люди общались напрямую, без политических посредников.

Горизонтальные связи могут объединить всю страну. И Донбасс в том числе.

Условия его существования в едином государстве в идеале должны стать результатом общественного договора, под которым, образно говоря, "поставят подписи" все регионы Украины.

Обособление Донбасса посредством особых правил, программ, льгот – опасная практика.

Я вовсе не хочу сказать, что Стратегия информационной реинтеграции Донбасса не нужна. Напротив – я за то, чтобы включить её в более масштабный контекст проектирования страны.

Инклюзивность и диалог противоположны пропаганде.

Поэтому честный ответ на вопрос "Зачем нам быть вместе?" значит гораздо больше, чем наглядная агитация.

Верно и обратное. Без серьезного содержания безупречный с точки зрения дизайна "бренд Украины" останется информационным шумом.

Оксана Чепижко, специально для УП



powered by lun.ua
Нездійснений американський вояж Венедіктової
В офіційному реєстрі "іноземних агентів" у США FARA можна знайти запис про лобістські послуги для України. Про які саме і чиї інтереси йдеться, а також скільки коштують послуги "політичних турне", зустрічі з американськими політиками на найвищому рівні, включаючи сенаторів та адміністрацію Трампа?
Генератори збитків: як працюють державні підприємства
Чи ефективно уряд керує державними підприємствами?
Кіношедеври про землю: топ-7 фільмів
Верховна Рада підтримала законопроект про обіг земель сільськогосподарського призначення. Що подивитися ввечері, крім засідання парламенту, на "земельну" тему?
Якою має бути стартова ціна на аукціонах на державну землю
Ми проаналізували ефективність земельних аукціонів та віднайшли їх потенційні слабкі місця.
Вступіть до Гарварду, Стенфорду чи іншого крутого вишу безкоштовно і не виходячи з дому
У 2015 році молоді українці та українки отримали можливість безкоштовно навчатися у топових школах та вишах США завдяки програмі Ukraine Global Scholars.
Бізнес на карантині: стисніться і будьте готовим вистрілити
Зараз ціль бізнесу – не просто бути ефективним, а бути стійким, адаптивним, пружним. Тільки так є можливість вижити в кризу.
Тривожний діагноз: карантин у соцмережах перетворюється на комунікаційну кризу
Кількість українських користувачів соцмереж, охоплених панічними настроями, постійно зростає. Розглянемо основні тенденції в комунікації на тему коронавірусу та карантину. Аналіз соціальних мереж.