Оксана Чепіжко співзасновник ГО "Re: Старт", виконавчий директор "Асоціації захисту банків"

Імітація співучасті: чому політики не готові до серйозної розмови з виборцями

Чи можна зацікавити українців "великими проектами"? Безумовно. Лишень бачити в них треба свідомих громадян, а не інтелектуально невибагливий електорат. (рос.)

"Почую кожного!", – пообещал когда-то один из кандидатов в президенты. "Що не почуємо, те добрешемо", – немедленно отреагировала фейсбук-аудитория. И, в общем-то, была права.

Симулякры "прямой демократии" по-прежнему в тренде.

Более того, со временем их использование стало чуть ли не must do для отечественных политтехнологов.

Реклама:

Далеко ходить не надо. Народ у нас трудолюбивый и неравнодушный. Если нужно – и "новый курс" проложит, и президентскую программу сочинит. Я уже молчу о таких банальных трюках, как сбор "наказов избирателей", доставшийся нам в наследство от советских политиков.

С другой стороны, а почему бы и нет? Ведь вовлечение широких масс и взаимодействие с самыми активными их представителями – вполне достойный способ получения обратной связи и "заземления" кампании.

Однако так это выглядит только в теории. Жизнь, как всегда, вносит свои коррективы.

В развитых демократиях популярный политик по умолчанию представляет некие социальные группы и сообщества. Говорит от их имени. Отстаивает консолидированные интересы людей, доверивших ему мандат.

Готовность постоянно "прислушиваться" к своему избирателю – не рекламный слоган или предвыборный спецпроект, а пропуск в политику. С этого начинают.

Идём дальше. Создание неких стратегических документов вместе с общественностью – тоже не новость. Вот только в Украине эта практика приобретает несколько "шизофренические" черты, когда одной рукой кандидат (условно) раздаёт гречку, а другой – приглашает к серьёзному разговору.

К сожалению, привычный для постсоветских стран патернализм – по-прежнему самый эффективный способ мобилизации. Но тогда нужно быть честным до конца и не "продавать" гражданам иллюзию участия. Лучше вообще никак, чем с активистами и экспертами "по вызову".

Переклички сторонников в соцсетях – из этой же серии. Неужели кто-то всерьез считает, что в комментах можно собрать содержательные тезисы о том, как нам обустроить Украину? Подобные разовые акции только разогревают популизм.

Конечно, пожелания электората "повесить всех депутатов на столбах" и "уменьшить тарифы в десять раз" могут кое-что рассказать об общественных настроениях. Ну, а дальше-то что?

Кстати, президентская кампания даже не вступила в решающую стадию. Уже скоро те, кто не так давно звали украинцев "проектировать будущее", будут собирать платные митинги и вовсю "мочить" оппонентов в заказных материалах.

[BANNER1]Вся эта печальная история об одном. Отсутствие политической культуры невозможно сымитировать на скорую руку. Это десятилетия целенаправленных усилий.

Сегодня у нас хватает тем, которые можно и нужно коммуницировать. Но не "под выборы", а просто потому, что иначе сохранить страну и сделать её сильной будет в разы сложнее.

Всего пара примеров.

Деиндустриализация Донбасса. Что будет с экономикой региона после того, как Украина вернёт свои земли? Донецкая промышленность безнадёжно устарела ещё в прошлом веке.

У нас нет ресурсов ни для того, чтобы путём колоссальных денежных вливаний удерживать её в более-менее рабочем состоянии, ни для окончательного демонтажа, как в пресловутом Рурском бассейне. Кто-нибудь сегодня говорит об этом?

Или – развитие транспортной инфраструктуры. "Связанность" страны удобными и разнообразными маршрутами – это ведь не только про туризм, но и (буквально!) про единство территории. А также – про экономические драйверы, мобильность рабочей силы, специализацию регионов и многое другое.

Таких масштабных тем – более, чем хватает. Но вот беда – их проработка не укладывается в календарь избирательной кампании. Проанализировать международный опыт, изучить интересы всех стейкхолдеров, привлечь экспертов, смоделировать альтернативные сценарии – на это нужно время, средства и заинтересованность в результате.

Можно ли увлечь украинцев "большими проектами"? Безусловно.

Только видеть в них нужно, прежде всего, сознательных граждан, а не интеллектуально непритязательный электорат.

И вместе брать ответственность за наше будущее.

Оксана Чепижко, специально для УП

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
вибори президента 2019 вибори
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування