Скоро в Україні залишиться один провайдер - Укртелеком

Понеділок, 12 листопада 2001, 12:26
О компании Укртелеком уже сказано немало и будет сказано еще столько же, если не больше. В основном, речи об Укртелекоме имеют два основных направления: хвалебно-заказные статьи на уровне непереработанных прес-релизов и критически-негативные комментарии на уровне безудержных эмоций в стиле "наболело".

Необходимость сказать об Укртелекоме дополнительные слова в данном материале возникла благодаря последним событиям и действиям этой компании, которые даже при самом объективном и незаангажированном рассмотрении ничего хорошего рынку интернет-провайдеров Украины не несут. Есть надежда, что нам удастся избежать как дифирамбов, так и безудержных эмоций, что позволит читателю более адекватно воспринять нижеизложенное.

Для начала несколько информационных поводов, которые были любезно предоставлены в распоряжение АИН информационным агентством Интерфакс-Украина.

"Емкость рынка услуг по предоставлению доступа к Интернет в Украине оценивается в 1 млн. пользователей. Об этом свидетельствуют результаты маркетингового исследования, проведенного национальным оператором связи Украины ОАО "Укртелеком", сообщил агентству "Интерфакс-Украина" начальник отдела внедрения новых услуг компании Анатолий Солошенко на проходящей в Киеве международной выставке "Информатика и связь-2001". По его словам, в стране действуют более 200 предприятий-провайдеров, оказывающих услуги доступа к сети Интернет.

Между тем, по мнению представителя Укртелекома, услуги доступа ко всемирной сети в настоящее время являются убыточными, поэтому провайдеры оказывают сопутствующие услуги: разработка интернет-страниц, хостинг (размещение сайтов клиентов на серверах провайдера) и пр.

В то же время рентабельность услуг доступа к Интернет в "Укртелекоме", благодаря собственным внешним каналам передачи данных и большому количеству абонентов, составляет в среднем около 20%. Однако в некоторых областных центрах (например, в Донецке) эти услуги "Укртелеком" предоставляет практически по себестоимости.

По словам г-на Солошенко, в Украине десять крупных провайдеров, однако по количеству абонентов и пропускной способности внешних каналов все они значительно уступают "Укртелекому". Уставный фонд ОАО "Укртелеком" составляет 4681,562 млн. грн., номинал акции - 0,25 грн. В настоящее время все акции принадлежат государству, проходит льготная продажа части акций среди работников компании.

По результатам исследования за январь-октябрь текущего года Укртелеком более чем в два раза (до 30 тыс.) увеличил число обслуживаемых им пользователей сети Интернет и является, по мнению самих "укртелекомовцев", лидером на этом рынке.

По данным компании, в настоящий момент общая пропускная способность внешних каналов передачи данных составляет около 80 мегабит в секунду (рост с начала года в 4 раза). Компания имеет собственные каналы связи с Россией, США, Италией, Англией, Венгрией, Норвегией.

"Укртелеком" за январь-сентябрь текущего года получил чистую прибыль 428,5 млн. грн. Доход (выручка) от реализации услуг Укртелекома за этот период составил 2,9 млрд. грн. Компания с начала года ввела в эксплуатацию 182 тыс. телефонных номеров.

Как ранее сообщалось, в первом полугодии чистая прибыль "Укртелекома" составила 276 млн. грн., а доход от реализации услуг - 1,9 млрд. грн. В прошлом году компания получила чистую прибыль 294 млн. грн., ее доход составлял 3,4 млрд. грн. За прошлый год компания ввела 225 тыс. телефонных номеров".

Что здесь важно отметить?

Если смотреть на финансовые показатели, то явно отслеживается тенденция увеличения в этом году чистой прибыли Укртелекома (с 294 млн. грн в прошлом году до 428,5 млн. грн за 9 месяцев этого года). При этом нет столь же ощутимого роста доходов. Но сам по себе этот факт свидетельствует о потенциально активной внутренней инвестиционной политике компании. Это, собственно, и понятно.

В условиях, когда об иностранном инвесторе можно только мечтать, на государство рассчитывать не приходится (как заявлял еще в свое время бывший руководитель Госкомсвязи Олег Шевчук, государство не вложило в Укртелеком ни копейки), и можно расчитывать только на свои силы. А поскольку рыночная ситуация требует определенной активности по развитию бизнеса, Укртелеком пока решает эти проблемы за счет своих собственных средств.

Насколько успешно? Ну, если верить официальным данным укртелекомовского исследования, то вполне. Хотя, конечно, есть и несостыковки.

Если говорить об общей емкости рынка доступа в интернет в пределах 1 млн. пользователей, являющимися 100% рынка, то Укртелеком со своими 30 тыс. клиентов занимает на этом рынке всего лишь 3%, и очень странно слышать, что с таким процентом можно претендовать на лидерство на рынке (есть в Украине провайдеры с клиентской базой и в 50 тыс. пользователей).

Но, видимо, на оценку лидерства влияют и другие показатели. И основной из использованных - общая пропускная способность внешних каналов передачи данных, которая на данный момент составляет около 80 мегабит в секунду (рост с начала года в 4 раза). С такими объемами вряд ли может меряться кто-то из частных провайдеров.

К тому же, важной оценкой лидерства Укртелекома на рынке, видимо, может быть еще и то, что эта государственная компания является фактически монополистом на телекоммуникационном рынке Украины. Все провайдеры в той или иной степени зависят от Укртелекома, с влиятельностью которого вряд ли может соперничать какая-то другая компания.

В общем-то, с тем, что Укртелеком лидер - спорить сложно. Это, собственно, даже и не обсуждается. Обсуждаться может другое - какими средствами и методами Укртелеком удерживает свое лидерство на рынке.

И без эмоций в попытке ответить на этот вопрос все-таки, видимо, не обойтись. Но это вполне объективное явление и их лучше воспринимать как должное.

Вот что думает по этому поводу один из активных участников рынка интернет в Украине (конференция usenet ukr.nodes):

"...Давеча был на одном интересном совещании в Укртелекоме. Только бездарно потратил 2.5 часа времени :-...

Так вот, дорогие товарищи: НИ ХРЕНА хорошего в этой стране не будет, пока это престарелое поколение импотентов таки не освободит теплые табуретки ! :-/
...Просто сил нет выслушивать глубокомысленные маразмы с толстым налетом "наукообразия", которое на самом деле маскирует элементарную безграмотность и глубокое невежество в самых ЭЛЕМЕНТАРНЫХ вопросах IT!

Я понял: все, на что способно сегодняшнее "руководство" Госконтор - так это на сохранение своих "теплых табуреток" _ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ_. И никакой прогресс ни Украинского IT, ни доисторическая телефонная сеть - НИЧЕГО ИМ НЕ НАДО!

То, что можно решить, поспорив (с перерывами) неделю(!) - они будут делать ГОДЫ! И при этом не устают ощериваться на ЛЮБЫЕ попытки помощи со стороны от "каких-то внешних экспертов". То есть: "мы тут посажены изображать ПРОЦЕСС, а Вы МЕШАЕТЕ нам ИЗОБРАЖАТЬ этот самый процесс! А РЕЗУЛЬТАТ нам НЕ НУЖЕН, Результат означает КОНЕЦ ПРОЦЕССА изображения нашей нужности !"

Меня тут в экстремизме обвиняют - так я в нем после таких вот "заседаний" все больше укрепляюсь - ПЕНСИОНЕРЫ ОТ НАУКИ ДОЛЖНЫ СИДЕТЬ ДОМА И ПИСАТЬ МЕМУАРЫ (если мозги и силы есть), А НЕ ИЗОБРАЖАТЬ УМНИКОВ И НЕ МЕШАТЬ СТРАНЕ РАБОТАТЬ И СТРОИТЬ НОВОЕ!!!"

Что ж. С высказанными обвинениями в такой форме сложно спорить или как-то соглашаться. Проблема в форме. Но, как уже отмечалось, заслужить такие эмоции Укртелекому не составило труда. И можно также сказать, что вышеупомянутые эмоции являются еще не самой откровенной формой, которую можно услышать от различных людей.

С одной стороны, провайдерам грех жаловаться на Укртелеком, ведь с 1 октября были существенно снижены тарифы на услуги Интернет для его клиентов, подключенных по выделенной линии, в том числе для провайдеров. Об этом сообщил агентству "Интерфакс-Украина" заместитель гендиректора компании по вопросам управления сетями связи и новых технологий Олег Копейка.

При этом он уточнил, что компания снизила как стоимость переданной и принятой информации, так и абонентскую ежемесячную оплату. По словам О.Копейки, в среднем тарифы снижены вдвое, причем для тех, кто "более интенсивно работает с Интернет, тарифы снижены еще существеннее".

Как отметил заместитель гендиректора "Укртелекома", снижение тарифов стало возможным благодаря введению двух новых каналов передачи информации - с Италией и Германией.

Это чуть ли не единственное информационное сообщение, которое можно относить к чаше весов с положительным знаком. Да и то оно было подпорчено заявлением руководителя Госкомсвязи Станислава Довгого, которое прозвучало через месяц.

По его словам, в ноябре будут пересмотрены предельные тарифы на телефонную связь в Украине. В то же время, он затруднился ответить на вопрос агентства "Интерфакс-Украина", насколько и как будет изменена стоимость телефонных услуг, сославшись на преждевременность таких оценок. По его словам, в настоящее время комитет рассматривает три варианта изменения тарифов. Какой из них будет принят - пока неизвестно.

Вместе с тем, глава Госкомсвязи сообщил о существенном снижении стоимости международной связи, предусмотренном всеми рассматриваемыми вариантами, а также проинформировал о проведении в настоящее время исследования общественного мнения по вопросу изменения тарифов, с учетом которого предполагается принять окончательное решение.

По словам председателя правления Укртелекома Олега Гайдука, в последнее время увеличилось количество международных звонков, что позволяет снизить тарифы на этот вид услуг. Это, по его мнению, приведет к дальнейшему росту количества таких разговоров и, соответственно, к повышению прибыли операторов международной связи. Олег Гайдук считает целесообразным снизить тарифы на международные разговоры на 15%, допуская при этом незначительное увеличение стоимости местной связи - не более чем на 1,5 коп. за минуту. "Думаю, что тариф на местную связь не превысит 5 коп. за минуту, с учетом налогов", - подчеркнул он и добавил, что при этом количество бесплатных минут, входящих в абонентскую плату, должно возрасти до 150-200 в месяц (в настоящее время - 100 минут).

Интересно, что, комментируя возможность изменения тарифов на телефонную связь, Станислав Довгий отмечал, что тарифы на услуги местной телефонной (городской и сельской) связи в Украине "в 6-8 раз меньше аналогичных среднеевропейских", в то же время, расценки международных телефонных разговоров могут превышать аналогичные тарифы в других странах.

Напомним, что в Киеве и во многих других городах Украины поминутная оплата за телефонные разговоры существует уже не первый год. В этом контексте интересно, что в Москве поминутной оплаты за телефонные разговоры нет, и когда тема возможного введения такой системы оплаты возникает с той или иной периодичностью, поднимается шум о том, что это чуть ли не погубит российский интернет из-за массового отплыва пользователей, которые станут платить за пользование сетью чуть ли не в два раза больше.

Собственно, Украина живет в реалиях поминутной тарификации уже давно и, естественно, это также повлияло на то, что развитие интернета в Украине не было таким бурным, как в России. Что же будет, когда тарифы еще повысятся?

Эта ценовая чехарда весьма интересна. Укртелеком, с одной стороны, бросает кость провайдерам и другим "выделенщикам", а с другой зажимает, в основном, частных диал-апщиков путем повышения тарифов именно на телефонную связь.

Напомним, что сегодня 1 мин. разговора по местной телефонной связи составляет примерно 2 коп, включая НДС, и речь идет фактически о более чем двукратном повышении этих тарифов. Что это означает для средне-активного пользователя интернет, который высиживает в среднем в месяц 40-50 часов, т.е. 2400-3000 минут?

Сейчас, оплачивая абонплату от 3 до 8 грн (в зависимости от типа телефона, наличия блокиратора и т.д.), он имеет 100 минут эфирного времени, включенного в абонплату. Кроме того, пользователь платит еще 46-58 грн за "наговоренное" свыше времени. Плюс еще подключение к интернету - 150-200 грн. Итого возможность пользоваться интернетом обходится простому диал-апщику в сумму от 200 до 266 гривен.

В "ноябре", оплачивая абонплату (если она повышаться не будет) за уже 150 минут эфирного времени, пользователь будет платить за дополнительное эфирное время от 112 до 143 грн (при стоимости минуты по возможному максимуму в 5 копминута). Плюс еще за интернет может быть чуть меньше (за счет снижения тарифов Укртелекома на выделенные каналы), но не очень - от 140 до 180 грн. Итого: от 255 до 331 грн. (курс на 11.11.01 - $1 - около 5,25 грн.).

Т.е. затраты повышаются в среднем на 10 долларов. Сумма для многих семейных бюджетов весьма немаленькая, учитывая то, что, по данным Госкомстата Украины, денежный доход в расчете на душу населения в сентябре 2001 года составил 188 грн. При этом официальная заработная плата работников, занятых в отраслях экономики, составляла на сентябрь 2001 года 326,34 коп.

Но не все так страшно и печально для украинского диал-апщика, поскольку спасательный круг ему, как всегда, бросает Укртелеком. Спасательный круг для пользователя и якорь для частных провайдеров.

Как сообщил УФС Олег Гайдук, в настоящее время "Укртелеком" рассматривает проект бесплатного доступа к Интернет по диал-апу. По его словам, в настоящее время этот эксперимент проходит в Киеве, Киевской и Черниговской областях.

"Но мы осознаем, что если мы сейчас примем такое решение, то другие провайдеры окажутся в невыгодном положении. Поэтому прежде, чем вводить бесплатное предоставление Интернет по dial-up, мы будем советоваться с провайдерскими ассоциациями", - подчеркнул Гайдук. Он отметил, что с предложением бесплатного доступа компания намерена выходить только "после переговоров с ассоциациями провайдеров. Оно будет вынесено в пакете предложений после достижения соглашений с провайдерами о совместных действиях".

Тут интересно, что в самих "ассоциациях" об этом узнали совершенно неожиданно, со страниц прессы, и очень удивились, что Укртелеком с ними о чем-то будет советоваться. Удивляются и не особо ожидают, что их советы повлияют на решение Укртелекома вводить все-таки подобную услугу.

А она даст клиентам Укртелекома возможность, не особо напрягаясь, предложить пользователям телефонных линий Укртелекома (а таких значительное большинство) бесплатный доступ к интернету. Это позволит клиентам экономить от 20 до 40 у.е. в месяц на расходах на интернет.

Представляете картину? Клиенты коммерческих провайдеров теряют 10 у.е., а клиенты Укртелекома экономят гораздо больше. Конечно, можно было бы прогнозировать наплыв пользователей в Укртелеком, - да что там прогнозировать, уже отмечен реальный существующий интерес среди кивеских диал-апщиков к этой услуге. Да и сейчас новые (с 1 ноября) цены Укртелекома вполне конкурентны - час интернета стоит от 1,2 до 3,6 грн в разных пакетах и в разное время суток.

Но сложно прогнозировать, что случится с техническими мощностями Укртелекома, выдержат ли они наплыв, предположим, еще 50 тысяч диал-апщиков в течение месяца, справятся ли с загрузкой специалисты, с которыми у Укртелекома, по оценкам многих экспертов, большая проблема? Тут только вопрос времени и качества той услуги, которую сможет предоставить Укртелеком. Эти два фактора реально покажут, насколько предложения будут конкурентоспособны.

Но время здесь - фактор бесценный. Есть ли у рынка время для подобных экспериментов? Ведь даже если в течение месяца диал-апщики будут экспериментировать с Укртелекомом, а потом возвращаться назад по тем или иным причинам к частным провайдерам, частный сектор потеряет колоссальную сумму, которая может оцениваться в порядка $1 млн. А если эксперименты будут продолжаться дольше? Что должны будут сделать частные провайдеры для того, чтобы изыскать возможности для конкуренции с Укртелекомом, в условиях, когда и так, по утверждениям самих представителей Укртелекома, услуги доступа ко всемирной сети в настоящее время являются в Украине убыточными?

И если жестокая ценовая война со стороны Укртелекома - еще не реальность, то вполне жесткие действия со стороны этой компании наблюдаются по другому направлению - операторов IP-телефонии.

Кратко суть происшедшего в конце октября. Некоторые компании предоставляют услуги IP-телефонии, при этом клиенты получают услуги этих компаний через сеть Укртелекома. Укртелеком зафильтровал в своей сети телефонные номера этих компаний с формулировкой "они работают без лицензии и должны платить за использование сети Укртелекома для предоставления своих услуг".

После того, как некоторые из отключенных компаний заключили с Укртелекомом договор об использовании сети Укртелекома для предоставления услуг (за точность формулировки не ручаемся, но смысл такой), их номера были разблокированы.
Практически сразу же после этого состоялось заседание "Комитета по IP-телефонии" Интернет-ассоциации Украины (ИнАУ, на котором в итоге было принято решение "выработать стратегию и обозначить цели".

Как говорится в заявлении ИнАУ от 9 ноября по этому поводу, "в октябре 2001 г. ОАО "Укртелеком" произвел фильтрацию в своей сети телефонных номеров ряда компаний, которые предоставляют услуги IP телефонии.

При этом были выдвинуты два аргумента.

1) Эти компании не имеют лицензии на предоставление услуг международной телефонии

2) Использование сети ОАО "Укртелеком" для предоставления этих услуг требует заключения отдельного договора и оплаты.

ИНАУ полагает аргумент 1) полностью несостоятельным, поскольку:

- ОАО "Укртелеком" - субъект предпринимательской деятельности, эта компания не является органом государственного управления и не имеет права проверять соблюдение лицензионного законодательства, а тем более применять какие-либо санкции.

- После заключения некоторыми компаниями специальных договоров с ОАО "Укртелеком", фильтрация их номеров прекратилась. Однако такой договор не может служить заменой лицензии.

- Такая мера воздействия на нарушителей закона, как фильтрация телефонных номеров в сети одного из операторов связи, не предусмотрена законодательством.

- Были зафильтрованы номера компаний, которые имеют лицензию на международную связь.

- Ряд компаний, которые предоставляют услуги IP телефонии, не имея лицензии на международную связь, избежали фильтрации своих номеров.
Аргумент 2) по нашему мнению, противоречит законодательству по следующим причинам:

- Все абоненты и операторы, подключенные к сети, используют это подключение для своих нужд.

Это может быть, в частности, предоставление каких-либо услуг с использованием телефонной связи - консультации, проведение опросов и т.д. Согласно ст. 14 Закона о Связи, "Предприятия и объединения связи всех форм собственности осуществляют свою деятельность на принципах равного доступа всех потребителей…" Таким образом, дифференцирование подключений в зависимости от того, для каких именно целей они используются, и выдвижение требований об отдельной оплате в зависимости от использования, является незаконным.

С таким же успехом можно требовать заключения отдельного договора в случае, если телефонный номер используется для приема клиентских звонков торговой организацией, службой такси и вообще кем угодно. Нет никакого законного повода выделять именно услуги IP телефонии.

- Были выключены не только номера, которые используются для собственно предоставления услуг, но и офисные номера некоторых компаний.

- Нет технического способа различить услугу IP телефонии с каким-либо другими услугами, иначе как просмотреть содержимое телефонного трафика. Это - нарушение тайны телефонных переговоров, причем в данном случае пострадали в первую очередь права третьих лиц (пользователей услуг IP телефонии).

ИНАУ полагает, что ОАО "Укртелеком" грубо и противозаконно использовало свое положение монополиста в ущерб другим участникам рынка и пользователям при попустительстве руководства Госкомсвязи. Политика поддержки одного оператора-монополиста приводит к искусственному завышению цен на услуги, сдерживанию технического прогресса в отрасли и ее развития в целом".

Чуть ранее было объявлено, что Антимонопольный союз (АС) и ассоциации интернет-провайдеров и операторов связи в ближайшее время на совместном заседании рассмотрят конфликт национального оператора связи ОАО "Укртелеком" с операторами IP-телефонии. Об этом журналистам сообщил вице-президент АС, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Олег Шевчук.

Он напомнил, что в середине октября "Укртелеком", монополист на рынке услуг телефонной связи, отключил операторов IP-телефонии от своей сети, чем блокировал их работу. По его мнению, в ответ на такие "признаки беспредела" все ассоциации должны объединиться и "должным образом" отреагировать.

По его словам, на этих заседаниях планируется выработать план совместных действий операторов IP-телефонии и АС: "Мы планируем определить, как нам действовать дальше, согласовывая свои действия", - сказал он.

Но борьба с Укртелекомом - это что-то уже из области фантастики. Попытка одного из частных провайдеров (Golden Telecom) выяснить отношения с Укртелекомом после более полугода судебных тяжб закончилась в Высшем арбитражном суде Украины полным провалом. Дело, конечно, частное, но показательное - в моменте того, как в мозгах не только государственных чиновников и чиновников самого Укртелекома закрепляется один простой тезис -"Укртелеком всегда прав".

Собственно, и г-н Шевчук на себе уже почувствовал суровую реальность этого тезиса. Ведь именно ситуация с Укртелекомом стала одним из поводов для его увольнения с поста председателя Госкомсвязи в конце июля этого года.

Напомним, что тогда это увольнение состоялось по рекомендации Совета национальной безопасности и обороны Украины. Тогда в официальных комментариях говорилось о том, что тогдашнее руководство Госкомсвязи заняло не "государственную позицию" в споре между Голден Телекомом и Укртелекомом, и что ускорение приватизации Укртелекома, которому "потворствовало" тогдашнее руководство Госкомсвязи, не соответствует "национальным интнересам Украины".

Возвращаясь уже к истории, интересно отметить конкретные даты:

19 июля - фактическое увольнение Шевчука из Госкомсвязи

20 июля - назначение Станислава Довгого (на тот момент главы Укртелекома) председателем Госкомсвязи

20 июля - решение ВАСУ по спору Голден Телекома и Укртелекома
весь август - происходит процесс фактического замораживания приватизации Укртелекома и возможности ее проведения в ближайшие полгода
октябрь-ноябрь - активизация маркетинговых программ Укртелекома

Можно отметить, что по-другому активизацию маркетинговых программ Укртелекома некоторые называют активизацией государственного регулирования телекоммуникационного рынка обычными экономическими рычагами. Здесь можно долго спорить и выяснять, что же является все-таки настоящей целью последних действий Укртелекома, но, видимо, целесообразно говорить все же о комплексе различных целей, которые могли бы реализовываться.

А в этом комплексе:

- повышение капитализации Укртелекома. Хотя компания и прибыльная, но все равно рано или поздно будет отдана на растерзание иностранному инвестору, а здесь очень важно не продешевить. Задача повышения капитализации Укртелекома реализовывается уже не первый год, и последние события - лишь часть общего комплекса действий, которые, в принципе, уже входят в завершающую стадию. К середине следующего года Укртелеком может вплотную приблизиться к некоторому критическому показателю своей возможной стоимости. На 2000 год говорилось о том, что стоимость 25% пакета акций "Укртелекома" составляет $548 млн. Видимо, у государства есть желание как минимум приблизиться к показателю 1997 года, когда аналогичный пакет Укртелекома соответствовал 694 млн. долларов, если не выше. А это, извините, около $150 млн.

Самое печальное, что если именно эта цель - основная, то рынку ничего хорошего в будущем ждать не стоит. В идеале эта цель может дойти до захвата практически всего рынка, и, как бы это не смотрелось утопически, ее реализация становится вполне реальной, поскольку рынок сейчас очень слабо противодействует этому движению.

- выполнение функций по экономическому регулированию телекоммуникационного рынка. Цель, конечно, интересная, и спорить с тем, что Укртелеком-таки эти функции выполняет, вряд ли кто-то будет. Укртелеком повышает или понижает свои тарифы, и это тем или иным образом уже отображается если не на 100% рынка, то как минимум на 90. Возможно, что такого уровня влиятельности окажется достаточно, и дальнейшие действия не приведут к уничтожению рынка частного провайдинга.

Думать о том, что в случае прихода в Укртелеком иностранного инвестора (и соответствующего уменьшения государственного влияния в этой компании) во взаимоотношениях Укртелекома и всего остального рынка что-то изменится, было бы верхом самонадеянности. Какой разумный инвестор будет что-то делать для рынка, теряя при этом деньги в своей компании? Даже если инвестор появится не самый разумный, ему обязательно подскажут, что и как лучше делать с телекоммуникациями в такой стране, как Украина.

- выполнению функций по политическому регулированию телекоммуникационного рынка. Тезис о том, что там, где большие деньги - там и большая политика, не требует каких-то дополнительных доказательств. Даже если они кому-то и потребуются, то в случае с Укртелекомом их будет вполне предостаточно. Ну, взять хотя бы факт того, что такая структура, как СНБОУ, давала рекомендации, когда лучше для национальных интересов государства приватизировать Укртелеком. И как было сказано, рекомендации эти были - "не торопиться".

Не стоит забывать, что телеком - это рельсы интернета, по которым ездят вагоны информационного содержания (контента). В контексте последних страстей вокруг информационного пространства в интернете, не исключено, что если не будут найдены какие-либо другие возможности по эффективному регулированию информационного пространства в украинском интернете, то вполне возможно, что могут быть задействованы технические и экономические возможности влияния Укртелекома. История с IP-телефонистами вполне хорошо показывает реальность подобных возможностей.

Что же происходит на самом деле, видимо, станет более ясно в начале следующего года, когда и предвыборные страсти уже войдут в определенное русло, и Укртелеком получит первые результаты своих нынешних инициатив, да и рынок, может быть, придет к каким-то промежуточным выводам по результатам своего существования в 2001 году.

Все же, для кого-то следующий год может стать финалом, а для кого-то - и финишем.



powered by lun.ua