Ківалов: "Ми повинні юридично закріпити питання, пов'язані з гарантіями президентові, коли він іде у відставку"

Вівторок, 27 квітня 2004, 16:12
Підтримуючи "Громадське радіо" в боротьбі за існування, "Українська правда" розміщує на своєму сайті розшифровки його ефірів. Подається із незначними скороченнями. Слухайте також аудіофайл.

Сергій Рахманін: Доброго вечора! Вас вітає "Громадське радіо" і програма "Без гасел" та її ведучий Сергій Рахманін. Сьогодні ми будемо говорити про вибори взагалі і про Мукачівські вибори зокрема. Погодьтеся, що ця тема, незважаючи на те, що вибори у Мукачевому відбулися вже давно, вона залишається в епіцентрі уваги громадськості, і не тільки української. Нашим співрозмовником сьогодні буде голова Центральної виборчої комісії Сергій Ківалов.

Отже, почнемо із Мукачевого. Пане Сергію, свого часу, коли ви обговорювали із послом Великобританії паном Брінклі вибори у Донецькому 61 виборчому окрузі, ви тоді абсолютно слушно зауважили, що нинішній склад Центральної виборчої комісії не має безпосереднього відношення до тих виборів, оскільки формально процесом підготовки виборів займалися ваші попередники. Ви були праві.

Нещодавно, коментуючи вибори в Мукачевому, ви також сказали, що Центральна виборча комісія не має безпосереднього відношення до виборів голів міст. І також ви є праві, тому що, згідно із законом про Центральну виборчу комісію, повноваження ЦВК обмежуються дорадчими, фактично, функціями.

Але я думаю, що буде абсолютно справедливо, якщо ми почуємо точку зору громадянина, донедавна народного депутата Сергія Ківалова, і людини, яка безпосередньо пов’язана із виборчими процесами, і до того ж є правником, якщо не помиляюся, доктором наук і професором. Отже, пане Сергію, ваше ставлення, ваше відношення до того, що сталося в Мукачевому. Ваша оцінка.

Сергій Ківалов:
Я думаю, что этот разговор должен быть, наверное, длительным. То, что касается выборов в Мукачево. По-моему, практически все СМИ затрагивают сегодня эту тему. Я сегодня расписывал почту и получил открытое письмо Совета Европы о том, что произошло в Мукачево. И просят, чтобы общественность и ЦИК провели свое расследование. Но, как вы меня представили, я – юрист. И закон о ЦИК даёт нам право осуществлять только методическое руководство выборами в местные советы.

И я думаю, что это должно быть не совсем так. Потому что из самого названия, Центральная избирательная комиссия, вытекает то, что ёё отношение должно быть ко всем субъектам избирательного процесса, в том числе и выборам в местные советы. Не секрет, что сегодня в парламенте рассматривается проект закона о ЦИК, потому что мы приняли и закон о выборах в местные советы, и закон о выборах президента, и закон о выборах народных депутатов, но не изменили закон о ЦИК.

Есть уже противоречие между этими основными законами и законом о ЦИК. И на конституционной комиссии я предлагал и говорил – давайте будем параллельно вносить изменения в закон о ЦИК. Несколько параграфов, несколько пунктов касались и вопросов, связанных с выборами в местный совет.

Я не думаю, что ЦИК должна стоять в стороне от выборов в местные советы. Легче было бы не брать этот участок работы, легче было бы не заниматься и не говорить об этом. Я думаю, что это будет неправильно, и мы всё-таки будем предлагать парламенту, чтобы они внесли соответствующие изменения в закон о ЦИК…

Сергій Рахманін: Я думаю, що про зміни до законодавства ми поговоримо трохи докладніше і трохи пізніше. Все ж таки, в переддень виборів у Мукачевому сталася така абсолютно незвичайна і непересічна подія, коли у повному складі виборча комісія захворіла. Всі члени комісії раптом захворіли якоюсь невідомою хворобою.

У вас не виникало бажання, як у людини також причетної до процесу виборів в Україні, поцікавитися у своїх колег, чим вони таким захворіли, аби убезпечити своїх колег у ЦВК від цієї хвороби в переддень президентських перегонів? У вас не виникало бажання подзвонити в Мукачеве і поцікавитися, а чим таким вони там захворіли?

Сергій Ківалов:
Вы знаете, дело в том, что я не звонил туда. И если бы я звонил в Мукачевскую территориальную избирательную комиссию, то, наверное, получил бы не совсем внятный ответ. А может быть, не получил бы ничего. Потому что, если касаться выборов в народные депутаты по 61 округу, то когда были выборы, я звонил несколько раз и разговаривал с председателем окружной комиссии, то это в нашей компетенции. Что касается Мукачевской, то, к сожалению, вот так.

Сергій Рахманін: На нас найближчими дням чекають ще одні вибори. Точніше, довибори у 136 виборчому окрузі міста Одеси, де ви кандидатували, якщо не помиляюся, двічі. І двічі перемагали. Серед претендентів на перемогу називають вашу доньку Тетяну, яка у 2002 році без особливих проблем подолала вибори у міську раду. Вас, звичайно, питали про це. Я бачив ваші відповіді.

Ви сказали, що сподіваєтесь на прозорий і чесний виборчий процес. Чи відповідає дійсності деяка інформація? Наприклад, про те, що головою окружної комісії є висуванець Української Морської партії Олександр Купріянов. Партії, яку ви очолюєте. Чи правда те, що Одеська юридична академія, до якої ви теж маєте відношення, вона володіє приміщенням, де розташована окружна виборча комісія. Це так, чи ні?

Сергій Ківалов:
Если говорить о 136 избирательном округе, то я действительно дважды избирался. Это был 135, потом 136 округ. Но это одна и та же территория. До этого я избирался депутатом горсовета и райсовета на этой же территории. Если откровенно, то тут такая ситуация. В отношении дочери, то она действительно подала заявление. И у меня был разговор. И довольно таки серьёзный разговор.

Если откровенно, то я был противник того, что бы она подавала заявление и регистрировалась. Но, к сожалению, у меня не получился с ней разговор. Не получился, и она подала заявление и, наверное, будет регистрироваться. Я подчёркиваю – наверное. Потому что, я понимаю, что все СМИ и журналисты, и знакомые, и общественность будут затрагивать этот вопрос.

И для меня, если откровенно, то легче было бы, чтобы она не шла на выборы. Но она довольно-таки самостоятельный человек. Она доцент кафедры международного права и международных отношений и принимает решения сама. Я бы не хотел сегодня заниматься агитацией в этом направлении.

Сергій Рахманін: Я вам і не пропоную. Я, все-таки, хотів би поцікавитися – чи правда те, що керівник окружної комісії пан Купріянов є членом Української Морської партії?

Сергій Ківалов:
Куприянов действительно является представителем Украинской Морской партии. Там представлена 21 партия, в том числе и Куприянов. Он – директор завода синтетических изделий в городе Одессе. Он имеет опыт работы в окружной комиссии. Он был до этого председателем …

Сергій Рахманін: Я знаю, він був керівником цієї комісії навіть тоді, коли ви кандидували... Але все таки, ви не боїтесь, що виникає те, що правники називають конфліктом інтересів? Коли голова ЦВК, голова окружної комісії є членами однієї і тієї ж партії.

Сергій Ківалов:
Не представляю. Я не член комиссии. Я не член Украинской Морской партии и уже не глава Украинской Морской партии. Я сложил полномочия, когда стал членом ЦИК.

Сергій Рахманін: А про приміщення, в кому знаходиться окружна виборча комісія? Воно належить Одеській юридичній академії?

Сергій Ківалов:
Помещение, по улице Ленина 28, является не совсем Юридической академией. Это структурное подразделение – ОНЦТИ. Это 10-ти этажное здание, которое имеет сегодня возможность разместить окружную комиссию. Это самое удобное место. А Одесская национальная юридическая академия находится по улице Пионерская 2. Это несколько в другом конце города.

Сергій Рахманін: Це просто збіг обставин?

Сергій Ківалов:
Это во-первых. Во-вторых, это предложил нам город. Именно это помещение. Хотели разместить в Приморской райадминистрации, где и раньше был избирательный округ. Но они переезжают. И заезжают в помещение не приспособленное…

Сама Приморская администрация на днях переезжает. До 1 мая они должны полностью переехать и расположиться в другом помещении. Если бы мы, окружная комиссия, вместе с приморской администрацией располагались в этом помещении, были бы определённые неудобства.

Сергій Рахманін: Дякую за те, що ви повідомили, що ви припинили членство в Українській Морській партії і склали із себе повноваження керівника цієї партії. До того ж, Ви до цього відмовилися від депутатського мандату у Верховній Раді. І склали із себе повноваження керівника Вищої ради юстиції.

Всі дуже довго пам’ятають дуже серйозні суперечки про співіснування в одній особі керівника Вищої ради юстиції Ківалова, народного депутата Ківалова, керівника Одеської юридичної академії Ківалова. Зараз ці питання в минулому. Крім однієї дрібнички, яку мені особисто хотілося би для себе з’ясувати. Наскільки я розумію, складаючи повноваження керівника вищої ради юстиції, ви залишилися її членом.

Наскільки я пам’ятаю, вища стаття закону про Вищу раду юстиції стверджує, що термін повноважень члена Вищої ради юстиції складає 6 років. Ви обралися у березні 1998 року. Відповідно, в березні 2004 року ваші повноваження мали бути вичерпані. В який спосіб ви залишаєтесь членом вищої ради юстиції?

Сергій Ківалов:
Видимо, вы упустили. Я был избран на 6 лет. Я и декан юридического факультета Киевского национального университета. На съезде представителей учебных и научных учреждений я был избран членом Высшего совета юстиции. И еще 3 человека.

Сергій Рахманін: Коли це було?

Сергій Ківалов:
Это было в ноябре или в октябре.

Сергій Рахманін: Минулого року? Тобто ви переобрані?

Сергій Ківалов:
Да.

Сергій Рахманін: І ця норма зараз на вас не розповсюджується?

Сергій Ківалов:
Ні.

Сергій Рахманін: Отже, ми з’ясували, що пан Ківалов абсолютно законно обіймає посаду члена Вищої ради юстиції і посаду голови ЦВК.

Сергію Васильовичу, ще питання безпосередньо пов’язане із виборами. Зараз ви дуже багато кажете про необхідність залучення додаткових коштів для фінансування ЦВК. Ви називаєте абсолютно різні суми, які потрібні для створення реєстру виборців, для закупівлі прозорих скриньок для виборів, чого вимагають нові закони про вибори народних депутатів і, зокрема, про вибори президента.

Тим не менше, є певні розбіжності в цифрах. В одному інтерв’ю ви стверджуєте про необхідність 16 мільйонів гривень, аби просто створити реєстр виборців. Потім називається сума 19 мільйонів. Скільки, все ж таки, потрібно грошей? І чи так вони потрібні для створення цього реєстру?

Сергій Ківалов:
Сейчас, если говорить о выборах президента, то там необходимо, наши специалисты посчитали, минимум 170 миллионов. Дело в том, что когда принимали закон о выборах президента, то никто не сделал экономическое обоснование под этот закон. Я хочу привести пример, что закон о выборах президента ранее состоял из 55 статей, то сегодня в нем более 100 статей.

Детально был расписан этот законопроект. В том числе записано, что на всех избирательных участках должны быть прозрачные урны и кабины. И их количество. Если в старом законе не было предусмотрено, сколько конкретно должно быть урн и кабин. То тут расписано - 5, 3, на малых две. И вот для того, чтобы изготовить прозрачные урны, необходимо потратить определённые деньги.

Два завода, которые сегодня в состоянии выполнить этот государственный заказ. В Харькове завод и в Днепропетровске. Два завода. Для того чтобы изготовить, нам необходимо потратить минимум 600-700 гривен на одну урну. А раньше, для примера, эта урна стоила 16 гривен. Вы знаете, для меня это самый наболевший вопрос в отношении подготовки к выборам президента.

И для того, что бы их провести, нужно обеспечить именно этим. Я бьюсь и стучусь практически во все двери, но пока безрезультатно. Я направил официальные письма и президенту, и председателю Верховного Совета, и премьер-министру, и первому вице-премьеру. Пока – в стадии рассмотрения.

Почему? Потому что если мы не обеспечим участки вот этими прозрачными урнами и соответствующими кабинами, выборы могут быть признаны недействительными. Даже если положено 5, а мы поставим 4 кабины, то выборы теоретически можно вызнать…

Сергій Рахманін: Чи можна стверджувати, що якщо на необхідний день на виборчих дільницях не буде необхідної кількості виборчих скриньок, вибори можна буде визнати недійсними?

Сергій Ківалов:
Вы сами ответили на этот вопрос. Конечно – да. Потому, что закон это чётко определяет. Это не компетенция ЦИК. Раньше мы определяли сколько, а сегодня в законе записали сколько. И это самый наболевший вопрос. Это первая часть моего ответа. Вторая касается реестра избирателей. Реестр избирателей не относится к закону о выборах президента.

И если мы хотим действительно выборов, то мы должны сегодня заниматься реестром. Именно сегодня. Если первый этап, то нужно сейчас приступить. Для того, что бы был реестр, естественно, нужны денежные средства. Мы должны финансироваться исключительно из бюджета государства. И это записано в законе. Финансирование ЦИК другим быть не может.

Сергій Рахманін: Я розумію, що це питання вам болить. Годжуся з вами в тому, що питання реєстру є важливим, але чи є воно найважливішим – я тут готовий з вами посперечатися. Хоча б тому, що вибори в Мукачевому довели, що навіть підсумки виборів можна поставити під сумнів в абсолютно брутальний спосіб. Просто знищити протоколи. Просто знищити бюлетені. Просто зламати виборчі скриньки і розтрощити виборчі дільниці.

Я розумію, що до вас зараз робити закиди немає жодного правового сенсу, але тим не менше. Ви людина, яка безпосередньо відповідає за виборчий процес, коли йдеться про вибори народних депутатів чи вибори президента і референдум. Що можете порадити нашим правоохоронним органам чи нашим органам виконавчої гілки влади? Чи Верховній Раді? Що можна зробити, що треба зробити, аби убезпечити президентські вибори від того, що відбувалося у Мукачевому?

Сергій Ківалов:
Само важное, чтобы в этой ситуации, если затрагивать выборы в Мукачево, нам необходимо сделать всё для того, чтобы те, кто был виновен, как вы говорите, в погромах, в других обстоятельствах, которые были изложены в СМИ, они были наказаны. Эта, наверное, безнаказанность, если она пройдёт, то будет большая проблема.

Сергій Рахманін: Якщо винних не знайдуть? А підозра така є. Чи можете ви спрогнозувати чи буде щось подібне на виборах президента? Наскільки масовий характер, за власними відчуттями, воно може мати?

Сергій Ківалов:
Я не думаю, что это будет иметь массовый характер. У нас сегодня все и международные наблюдатели, и общественность, и исполнительная и законодательная власть будут нацелены и будут осуществлять контроль, в том числе и общественный контроль, за выборами президента. Я думаю, что не можем мы скатиться до уровня мукачевских выборов.

Сергій Рахманін: Добре, що у вас є такий оптимізм. А ще про законодавство. Свого часу ви дуже, скажу відверто, потішили певну частину політиків, коли стали одним із співавторів закону про соціальні гарантії президента України, що склав свої повноваження.

Там, зокрема, передбачалася, якщо не помиляюся, податкова амністія від ухилення від сплати податків, від "засвітки" валютних коштів, рахунків за кордоном. Ви тоді самі, наскільки я пам’ятаю, і прибрали цей законопроект. Можете пояснити, чим мотивувалися, коли виносили цей законопроект? У вас була підозра, що президент має несплачені податки чи рахунки за кордоном?

Сергій Ківалов:
Я, действительно, разрабатывал этот законопроект и вносил его на рассмотрение парламента, регистрировал его. Я и сегодня уверен, и сегодня, если бы я был народным депутатом, я бы настаивал именно на этом законопроекте. Ведь он вызвал недоразумение, потому что это было связано с тем, что мы должны юридически закрепить вопросы, связанные с гарантией президенту, когда он уходит в отставку.

Это касается и первого президента, и второго президента. Я думаю, что и третьего, и четвертого, и пятого, дай Бог. Многие обратили, может, и не хотели обращать внимание на те моменты, которые связаны с тем, что перед каждой гарантией было слово "если". Если в течение года или полугода президент, ушедший в отставку, декларирует соответствующее имущество, объявляет об открытии счёта, то к нему нельзя применять юридические меры воздействия.

Привлекать его к ответственности. Если президент, получив определенные подарки… Что тут скрывать, президент, как высшее должностное лицо государства, наверняка имел какие-то подарки, не зная об их ценности. Пройдёт определенное время, президент имеет определенные ценности, и он сразу их ценность не определил, и он их в определенное время задекларировал, тогда к нему нельзя предъявить никаких претензий…

Сергій Рахманін: Пане Сергію, я охоче вірю. Я не проти подарунків президенту і не проти гарантій президенту. Як громадянин і виборець. Але я не юрист, але я не полінувався і прочитав цей законопроект: ЦИТУЮ: "Президент має право на податкову амністію, що звільнює його від фінансової, адміністративної чи кримінальної відповідальності за ухилення від сплати податків..." – не про подарунки йдеться – "...недекларування доходів та валюти, рухомого і нерухомого майна в Україні та за її межами".

Я охоче вірю, що якщо, скажімо, президенту подарували дерев’яний годинник, то він може не знати його реальної ціни. Але я думаю, що будь-який свідомий і навіть не свідомий громадянин приблизно уявляє собі, скільки коштує нерухоме майно за межами України. І недекларування його є кримінальним злочином. І амністія від кримінальної відповідальності за цим злочином вирізняє цю людину від решти людей. Як же закон, який є справедливим для всіх?

Сергій Ківалов:
Вот этот закон, если бы он был принят, он бы имел возможность полностью провести амнистию на всё имущество и первого, и второго, и третьего, и десятого президента. Я это подчеркиваю. Почему? Потому что издается литература, издаются какие-то монографии… И на будущее, мы же говорим не только о сегодняшнем дне, мы говорим о будущем, и если это произойдёт, то я думаю, что это будет действительно необходимо сделать и сегодня. Если за границей открыт счёт – мы же не знаем.

Если он заявляет: "Вот мой счёт, вот я оплачу такие то налоги", так я думаю, что это нормальное явление. Это касается индивидуально президента. Ничего тут такого страшного нет.

Сергій Рахманін: Тоді мало б, мабуть, сенс урівняти права громадян і зробити амністію для всіх. А зробити амністію в переддень президентських виборів для конкретної особи...

Сергій Ківалов:
Ну, не в преддверии. Мы же говорим о том, что сегодня он не будет принят. И даже в ближайшее время он не будет принят. Мы к нему вернёмся через год, через два. Мы же к нему всё равно вернёмся.

Сергій Рахманін: Дякую. Пане Сергію, ще одне питання, безпосередньо пов’язане із новим виборчим законодавством і із новими правилами виборчих перегонів. Доволі жорстку реакцію неурядових організацій викликала новела, згідно з якою права бути спостерігачами позбавляються представники громадських організацій. Ваша точка зору. Це вірно чи це не вірно? Наскільки це робить прозорим чи непрозорим процес волевиявлення громадян?

Сергій Ківалов:
Если говорить о международных организациях, то все, кто к нам обращался, я возвращаюсь опять к Мукачево, все организации в том числа и посольства, изъявляли желание быть международными наблюдателями в Мукачево – всем было дано такое право. Решение комиссия принимала практически единогласно. Что касается общественности, то я думаю, что и норма должна быть… Я надеюсь, что она и будет в новой редакции закона о ЦИК.

Второе, мы получили предложение народного депутата Томенко образовать комиссию совместно с ЦИК, и в эту комиссию должны войти журналисты, политики для того, чтобы осуществлять общественный контроль за выборами президента Украины. И я сегодня, кстати, получил эту информацию. Я думаю, что это хорошо, я думаю, мы посоветуемся и будем принимать решение на заседании комиссии. У нас довольно таки квалифицированный состав ЦИК, я думаю, что они согласятся, я так думаю.

Сергій Рахманін: Я би хотів перепитати ще ваш коментар, якщо ви не проти, який стосується останнього дослідження, яке проводив Центр Разумкова. Згідно із цими дослідженнями, 63% переконані, що під час передвиборчої кампанії існує досить висока ймовірність виникнення конфліктів із застосуванням насильства між прибічниками різних кандидатів. 63% – це дуже багато.

Ви поділяєте тревогу цих виборців? З вашої точки зору, наскільки буде масовим явище насильства по-перше? І по-друге, як можна убезпечитися від цього?

Сергій Ківалов:
Во-первых, должен быть контроль. И он будет.

Сергій Рахманін: З боку кого? ЦВК, правоохоронних органів?

Сергій Ківалов:
Я думаю, что контроль, в первую очередь, должен быть общественный, а ЦИК будет осуществлять все организационные мероприятия. И нам дано такое право привлекать именно к этой работе и органы исполнительной власти. В том числе и правоохранительные органы. За охрану общественного порядка будут отвечать органы милиции.

Все спецслужбы должны, наверное, тоже работать в этом направлении, чтобы не было массовых беспорядков, чтобы было спокойно на всей территории нашего государства. Но выборы есть выборы. Я не думаю, что все выборы во всех регионах пройдут одинаково. Во всяком случае, вы сами сказали, что я оптимист, надеюсь все-таки на лучшее.

Сергій Рахманін: Ще одна невеличка таємниця із минулого. Якщо ви, звичайно, не проти. 1999 року тодішній міністр внутрішніх справ Юрій Кравченко доволі здивував громадськість, коли запевнив, що правоохоронні органи і міліція зокрема зробили неможливим замовне вбивство двох дуже відомих у Одесі людей. Мера Руслана Боделана і Сергія Ківалова. Я всіляко намагався дізнатися правду, і так і не дочекався, хто ж вас тоді замовляв. Чи замовляв взагалі? І звідки Юрій Федорович тоді таку інформацію взяв?

Сергій Ківалов:
Для меня это было действительно тогда такой информацией, которая вышла из уст министра внутренних дел. Я обратился официально в органы МВД, мне информацию никто не дал, и я тогда написал открытое письмо и просил меня проинформировать по той ситуации. Была информация от прокуратуры города.

Следователь по особо важным делам ознакомил меня с материалами. Именно с некоторыми материалами, связанными с этой ситуацией, о которой вы говорите. Но я не увидел для себя ничего сверхъестественного. Но там был, по-моему, не Боделан, там был Павлюк.

Сергій Рахманін: Там було 3 прізвища, там були Боделан, Ківалов і Павлюк. Так, а за що? За що "замовляти" таку мирну людину, як ви, Сергій Васильович? Розкажіть мені.

Сергій Ківалов:
Во всяком случае, все ходили с охраной. Мне предложили охрану – я отказался от охраны.

Сергій Рахманін: Тобто ви так і не дізналися, чи був замах, чи його не було? Хто його організовував?

Сергій Ківалов:
Нет.

Сергій Рахманін: А причина може критися в чому? Наскільки я пам’ятаю, ви весь час займалися виключно науковою роботою, державною службою та служінням народу. Ви були народним депутатом, членом, пізніше головою Вищої ради юстиції. Бізнесом серйозним начеб то не займалися...

Сергій Ківалов:
Как мне пояснили – для того, чтобы взбудоражить общественность в городе Одессе.

Сергій Рахманін: Добре. Тобто бізнесом ви не займалися?

Сергій Ківалов:
Нет.

Сергій Рахманін: Тоді, якщо, звичайно, не таємниця. Ви колись оприлюднили свої доходи і повідомили громадськості, що у вас на рахунках близько сотні тисяч, правда не позначили чого. Доларів чи гривень.

Сергій Ківалов:
У нас разве в долларах идут расчёты?

Сергій Рахманін: Ну, мало... Все буває...

Сергій Ківалов:
На счетах… Это действительно так, и я это не скрываю.

Сергій Рахманін: Тобто це доробки за наукові праці?

Сергій Ківалов:
Да, я член Академии педагогических наук, и там ежедневная преподавательская работа и издание книг…

Сергій Рахманін: Тобто натяки в пресі, скажімо, певні одеські газети, що не дуже вас люблять, що натякають на вашу комерційну діяльність, вони не праві? І до банкрутства "Оріона" ви також не маєте ніякого відношення?

Сергій Ківалов:
Так он так и работает сегодня. Это предприятие – "Орион".

Сергій Рахманін: Ще одне питання мене цікавить. Я завжди мріяв про наукову діяльність, але життя склалося по-іншому. Ви колись в одному із інтерв’ю сказали, що годинник ви любите FrankMuller. Наукова діяльність дозволяє заробляти гроші на годинник FrankMuller?

Сергій Ківалов:
Дозволяє. Он же разный бывает.

Сергій Рахманін: А у вас який?

Сергій Ківалов:
У меня самый простой.

Сергій Рахманін: І скільки? Якщо не таємниця.

Сергій Ківалов:
Этот стоит полторы тысячи.

Сергій Рахманін: Непогано. Шкода, що я свого часу не закінчив юридичний факультет.

Сергій Ківалов:
Сейчас ещё не поздно. Вы молодой человек, можете ещё воспользоваться этим. У нас есть факультет второго высшего образования.

Сергій Рахманін: Можливо, що коли-небудь і скористаюся.

Пане Сергію, президентські вибори ще фактично не почалися. Якщо виходити з закону, то вибори починаються за 120 днів. Заяви, скажімо, Януковича, Пустовойтенка Ви не вважаєте початком передвиборчої компанії, тобто це не є порушенням закону?

Сергій Ківалов:
Не думаю, что это серьезное нарушение закона. Они же говорят это не как кандидаты в президенты, а как лидеры фракций, лидеры партий.

Сергій Рахманін: А яка різниця, в якій якості виступає людина, якщо вона стверджує, що вона збирається висувати свою кандидатуру на президентських виборах? Це все одно заклик до виборців, хіба ні?

Сергій Ківалов:
Ну, не знаю. Вот создадим комиссию, о которой я говорил…

Сергій Рахманін: Тобто поки що голова Центральної виборчої комісій не готовий відповісти на це питання.

Сергій Ківалов:
Это одно, а второе – уже началась подготовка к выборам президента. Мы сегодня на последнем заседании приняли решения и определили образцы документов по составлению списков избирателей. Если говорить с этой стороны, то она уже началась технически. Мы готовимся к ней. С сегодняшнего дня начинается составление списков избирателей по выборам президента Украины.

Сергій Рахманін: Ви – дуже досвідчений політик. У Вас дуже різноманітний досвід, тому у Вас має бути якесь відчуття, скільки буде кандидатів в президенти? Чи буде справді єдиний кандидат від влади?

Сергій Ківалов:
Трудно сказать, но, наверное, будет не один десяток кандидатов в президенты.

Сергій Рахманін: Тобто Ви вважаєте, що такий великий перелік людей зможе зібрати відповідну кількість підписів, відповідну кількість грошей?

Сергій Ківалов:
Я думаю, что да. Дело в том, что о дни будут участвовать для того, чтоб участвовать, а другие будут действительно серьезно…Я думаю, что будет несколько десятков кандидатов.

Сергій Рахманін: Як вам здається, буде єдиний сильний кандидат від влади та від опозиції?

Сергій Ківалов:
Думаю, что не будет.

Сергій Рахманін: Тобто Ви припускаєте, що буде і Мороз, і Ющенко, і Тимошенко? Я до Вас звертаюся як до громадянина і до політика з великим досвідом, виключно. Тобто ви вважаєте, що може бути і Мороз, і Тимошенко, і Ющенко...

Сергій Ківалов:
Ну а почему нет? Я уверен в этом, что будут.

Сергій Рахманін: І Янукович не буде єдиним кандидатом від влади?

Сергій Ківалов:
Не знаю. Я не могу сказать. Сегодня же видите, вы и писали и говорили, и Пустовойтенко, и Тигипко, и некоторые другие…

Сергій Рахманін: От Кучма, з вашої точки зору, ризикне чи ні ?

Сергій Ківалов:
Не могу сказать.

Сергій Рахманін: Не хочете чи не можете?

Сергій Ківалов:
Я не знаю, если откровенно.

Сергій Рахманін: Оскільки Ви кажете, що не знаєте, то Ви цього не виключаєте?

Сергій Ківалов:
Наверное, так.

Сергій Рахманін: Питання до Вас як до людини, безпосередньо не причетної до мукачівських подій, але безпосередньо причетної до виборчого процесу. Як Вам здається, хто поставить крапку у мукачівській проблемі: суд, президент, ще хтось?

Сергій Ківалов:
Здесь несколько частей Вашего вопроса. Первая часть касается непосредственно выборов, они состоялись, кто победил. Здесь исключительно компетенция суда. Здесь никто не имеет права вмешиваться – ни президент, ни ВРУ, ни ЦВК. Если будет обжаловано это решение в суде, то суд определит результаты. А там доказательная база.

Если мы говорим, что неправильно было подсчитано, то это определит суд. Второй вариант – это связано с теми правонарушениями, которые были выявлены. Я имею в виду избиение народных депутатов, если они были, то Генеральная прокуратура сегодня занимается.

Я думаю, что она в состоянии расследовать все, что произошло. Я так же, как и вы, знаю из СМИ, сообщалось, что были какие-то увольнения руководителей школ, были другие правонарушения. Прокуратура, наверное, будет расследовать, и органы внутренних дел, и Служба безопасности. После 10 мая в парламенте будет слушание еще раз руководителей этих служб.

Сергій Рахманін: Все-таки, як Вам здається, остання крапка ще не поставлена. Чи може суд, взявши до уваги певну кількість аргументів, не визнати перемогу Нусера, а визнати перемогу Віктора Балоги?

Сергій Ківалов:
Мне трудно сказать, я абсолютно не знаю материалы дела. Я не видел....

Сергій Рахманін: Ну, в принципі, може таке статися?

Сергій Ківалов:
В суде можно обжаловать любое решение, в том числе и решение территориальной избирательной комиссии. И суд имеет на это право.

Сергій Рахманін: До речі, у Вас багато запитань до кваліфікації членів територіальних, обласних, окружних виборчих комісій, Ви знайомилися з кадрами, наскільки вони фахово підготовлені?

Сергій Ківалов:
Я думаю, что никогда не лишним будет проводить занятия, обучение с руководством окружных и участковых комиссий, наверное, не только с руководством, а и с членами окружных комиссий. Я думаю, что это одно из главных направлений деятельности ЦВК, и мы будем этим заниматься.

Сергій Рахманін: Сергій Васильовичу, одне питання, яке нам надіслали слухачі електронною поштою. "У списку наукових праць пана Ківалова начебто значиться і така: "Від спілкування з Л.Д. Кучмою збагачується державницьке мислення". Чи правда це чи ні?

Сергій Ківалов:
Ну, это было, в какой-то газете была статья. Они взяли из газеты, переименовали в научную работу.

Сергій Рахманін: Тобто стаття така була?

Сергій Ківалов:
Да.

Сергій Рахманін: Тобто Ви вважаєте, що справді від спілкування з Кучмою справді збагачується державницьке мислення?

Сергій Ківалов:
Ну, это название, я не знаю, может это была негативная какая-то статья. Я не помню, о чем она была.

Сергій Рахманін: Якщо станеться критична ситуація, ну скажімо, не буде зроблено відповідної кількості прозорих скриньок, і вибори будуть під загрозою. Хто буде винний у цьому? Що в цій ситуації робити? Буде відкладено вибори, будуть проводитися вибори за старою схемою, без прозорих скриньок? Наскільки ймовірно, що вибори будуть відкладені? Хто може ухвалити таке рішення?

Сергій Ківалов:
Это исключительно компетенция ВРУ, она определяет сроки. То, что касается финансирования, прозрачных урн, то это компетенция ВРУ, она должна внести изменения в бюджет, потому что мы финансируемся исключительно из бюджета. Председатель бюджетного комитета Порошенко сказал, что в майе будут рассматриваться вопросы по изменению бюджета 2004, и пожелания ЦВК будут учтены.

Сергій Рахманін: Ну, а раптом сталося, що не встигли виробити відповідну кількість скриньок? Хто має право відкласти вибори?

Сергій Ківалов:
Исключительно Верховная Рада.

Сергій Рахманін: Тобто, якщо вона цього не зробить, то вибори відбудуться, але буде порушено закон.

Сергій Ківалов:
Да.

Сергій Рахманін: Тобто, якщо буде порушено закон, то вибори...

Сергій Ківалов:
А мы не сможем приступить к выборам, если не будет… и тогда вся ответственность будет ложится на многих…

Сергій Рахманін: І підсумки виборів можна буде оскаржити в суді?

Сергій Ківалов:
Да.

Сергій Рахманін: Дякую. Питання щодо змін у законодавстві. Ви казали про збільшення повноважень Центральної виборчої комісії, коли йдеться про весь виборчий процес.

Сергій Ківалов:
Нет, только тогда, когда речь идет о местном самоуправлении. Мне некоторые говорят, чтоб я этого не делал, у нас будет больше проблем и работы. Некоторые мои коллеги говорят, что не нужно даже ставить этот вопрос. А выборы в Мукачево меня еще раз убедили, что контроль должен быть, контроль со стороны Центральной избирательной комиссии.

Сергій Рахманін: Якби Ви мали додаткові повноваження, чим би Ви могли зарадити територіальним виборчім комісіям Мукачевого?

Сергій Ківалов:
Мы по-другому формировали и по-другому подошли бы… Мы бы принимали другие решения.

Сергій Рахманін: Ну, а від бандитів у Вас є якісь ліки?

Сергій Ківалов:
Не знаю… о бандитах можно говорить, если есть эти бандиты, кто может определить, кто он – бандит или уголовник...

Сергій Рахманін: Кажучи бандит, я маю на увазі людина, яка ламає скриньку, вона є злочинцем. Вона порушила закон. Таких злочинців в Мукачево виявилося багато.

Сергій Ківалов:
Так вот Центральная избирательная комиссия....

Сергій Рахманін: ...стала на захист виборчих дільниць?

Сергій Ківалов:
Мы бы, наверное, поступили бы по-другому. Передали бы материалы в суд и потребовали возбуждения уголовного дела. И осуществляли, наверное, контроль....

Сергій Рахманін: Зараз Ви не радили представникам територіальної виборчої комісії, щоб вони звернулися до суду.

Сергій Ківалов:
Насколько мне известно, тут работает целая бригада, в том числе и бригада Генеральной прокуратуры, они возбудили или возбудят уголовное дело, связанное с выборами в Мукачево.

Сергій Рахманін: Останнє питання, Ви вже визначилися зі своїм кандидатом на президентських виборах? Є людина, за яку Ви будете голосувати, чи Ви не відвідаєте виборчу дільницю, бо у вас часу буде мало?

Сергій Ківалов:
Я еще не слышал кандидатов, их программы этих людей. Я обязательно пойду на выборы и определюсь, когда услышу их избирательную программу, увижу этих людей, увижу их в теледебатах, и тогда обязательно выберу.

Сергій Рахманін: Будемо сподіватись, що Ви оберете вірного кандидата. Кажучи Ви, я звертаюся і до Сергія Ківалова, і до наших слухачів і читачів. Це була програма "Без гасел!". Сергій Рахманін і Сергій Ківалов. До побачення.

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Читайте УП В Google News