Медіа-війна кланів?

Субота, 21 серпня 2004, 13:36
Такое впечатление складывается при взгляде на информационное пространство к середине президентской выборной кампании.

На исходе второго месяца президентской выборной кампании полностью подтверждаются прогнозы "Телекритики" и вашего автора (печатная "Телекритика", №6) относительно поведения основных общенациональных телеканалов, принадлежащих разным финансово-политическим холдингам.

Контролируемые СДПУ(о) телеканалы "Интер", "1+1", Первый Национальный неустанно трудятся на достижение главной цели эсдеков – не только остаться на плаву после ноября 2004 года, но и занять место "эффективной" оппозиции, желательно – надежда умирает последней! – при ослабленном политреформой президенте с любой фамилией.

Технологии, используемые при этом, как мы и ожидали, по-прежнему не выходят за рамки накатанной практики Шантажа, как нельзя лучше отражающей ментальность нынешнего лидера СДПУ(о) Виктора Медведчука. Основными "контролерами" генеральной линии остается московская команда Марата Гельмана, разумеется, с немалым вкладом украинских коллег Михаила Погребинского, Сергея Васильева и прочих.

И хотя, по слухам, именно Гельману, "сданному в лизинг" эсдеками на время выборов "донецким", принадлежит идея позитивных билл-бордов, знакомящих электорат с Януковичем-лидером, патриотом, надежным и справедливым…. – все же ярче всего способности эсдековских "медиаконсультантов", как и раньше, раскрываются в киллерских жанрах.

И это несмотря на явный кризис жанра, выражающийся в использовании бесконечно повторяющихся схем. И несмотря на, по слухам, достаточно пессимистические настроения в эсдековском стане в связи с проигранными накануне спецоперациями и по политреформе, и по третьему сроку Кучмы, и в связи с последним ударом "под дых" амбициям чиновников из Администрации Президента – отменой Кучмой указа об объединении вузов в Сумах.

Несмотря на поражения, эсдековские СМИ, как стойкие оловянные солдатики, не отказываются от главной своей спецоперации и по-прежнему "мочат" Ющенко, создавая тому имидж националиста, экстремиста, конфликтного, истеричного "мессии".

В ходу нынче: тиражирование одиозных антиющенковских высказываний аутсайдеров президентской гонки – т.н. "технических кандидатов", раздувание конфликтов вокруг Ющенко и его окружения из малейших реальных поводов, а чаще – из инсценировки поводов виртуальных, ну и, конечно же, старый испытанный метод привлечения к борьбе с оппозицией силовых структур, "вдруг" вспоминающих об уголовных делах то вокруг "Ленинской кузни", то вокруг предприятий Давида Жвании.

Таким образом зрителям трех общенациональных каналов не только дают понять, что, мол, "нашеукраинская" оппозиция ничем не отличается от нынешней погрязшей в коррупции власти, но и пугают фишкой дестабилизации ситуации в стране и вероятных репрессий в случае ее победы.

Впрочем, еще не факт, что и столь же неуемный позитив про Януковича на эсдековских телеканалах не является средством такого же запугивания страны и этой колоритной кандидатурой! Вольно или невольно – этот вопрос оставим для психоаналитиков.

Но вот то, что в этом ракурсе у эсдековских медийщиков получается работать гораздо лучше, чем демонстрировать эффективность Виктора Федоровича как премьер-министра (а именно это является как бы главной стратегией, предложенной ими штабу "Я.") – сомневаться не приходится.

Конечно, создать информационные поводы для демонстрации успешности работы правительства гораздо сложнее: социальные выплаты – выплатами, Олимпиада – Олимпиадой, уступки России по налогам на энергоносители – вообще неоднозначно воспринимаются многими в Украине, но чтоб надеяться на внятность экономических и социальных посылов к избирателю, необходимы ощутимые народом улучшения в качестве жизни, необходима динамика этих улучшений, системная, поступательная – с чем гораздо сложнее.

А вот рассказать в эфире о поддержке Виктора Федоровича сто пятнадцатым ЖЭКом (школой, больницей, партией) или дать явно инспирированное заявление Раисы Богатыревой об издевательствах якобы оппозиции над билл-бордами их кандидата и прочее – то бишь, продемонстрировать в очередной раз всю мощь используемого административного, финансового, партийного ресурса для "всенародной поддержки" кандидата от власти – это запросто.

Другое дело – что вряд ли кто-то возьмется спрогнозировать, какой эффект в действительности произведет как на избирателей, так и на народных избранников создаваемый имидж "президента-бульдозера"? Заставит ли смириться с, якобы, неизбежным?

Либо подтолкнет выбрать из "двух зол" меньшее – Ющенко? Либо и впрямь станет побудительным фактором для, скажем, позитивного голосования народных представителей в ВР по политреформе осенью 2004, в качестве громоотвода от надвигающейся донецкой тучи?..

Как никто не спрогнозирует, станет ли достаточным аргументом для самих донецких в решающий момент голосования по политреформе тот факт, что не они, а эсдеки – главные "толкачи" конституционных изменений – контролируют главные общенациональные телеканалы и фактически весь репрессивный аппарат страны, столь необходимый для задействования на выборах админресурса.

Тем не менее, пока что логика борьбы за собственное светлое будущее СДПУ(о) остается прежней: одного кандидата держать в заложниках, доказывая якобы свою эффективность как "кризисных менеджеров", другого настойчиво принуждать к уступкам, переговорам, а в общем – любыми способами добиваясь ослабления фигуры будущего президента, кто бы им ни стал, даже в условиях окончательной неудачи с политреформой.

Логика понятная: ведь при любом исходе президентской кампании вопрос о том, останутся ли на политической карте Украины эсдеки как влиятельная политическая сила, и если да – то какой ценой (!) – будет одним из самых актуальных.

Судя по всему, донецкие по-прежнему не склонны доверять эсдековским "заклятым друзьям" и их технологиям. И не только пытаются наращивать собственные медиа-ресурсы, но и противопоставлять эсдековским собственные технологические наработки – начиная от майского назначения в пресс-секретари Анны Герман, явно не согласованного с АП, или настырных заявлений начальника штаба Сергея Тигипко о намерениях Януковича выиграть честно.

Сочетание этих разговоров и вообще всей подчеркнуто-открытой деятельности штаба Тигипко с реальной ставкой на все те же "грязные" методы, мало отличающиеся от эсдековских, комично. (Даже телекартинка ярко демонстрирует, что главные – "конкретные" – решения в штабе Януковича принимаются совсем в иных внутренних центрах, скрытых для глаз обывателя).

И, конечно же, ни для кого не остается незамеченным то, что в реальности донецкими задействуются те самые "дубовые" схемы: админресурс, тотальная реклама премьера, давление на региональные СМИ или их элементарный подкуп.

Отсутствие опыта, координации действий разных центров влияния внутри команды, а также собственных рейтинговых медиаресурсов, в сочетании с вынужденной необходимостью принимать поддержку тех, кому сами донецкие не доверяют, – ахиллесова пята их выборной кампании.

Впрочем, в регионах с медийным ресурсом, поговаривают, у самих донецких получается нынче куда более успешно – очевидно, благодаря не только вертикали исполнительной власти, но и готовности тратиться куда более щедро, чем привыкли эсдеки.

Также остается пусть и слабой, но все же некой интригой, какой же эффект произведут по выходе в эфир новые медиаресурсы донецких – столичные каналы НТН, КТМ, ІVК. Впрочем, это уже задел не для нынешних, а для будущих, парламентских, выборов.

И, как и прогнозировалось, стопроцентно собственную игру ведут Виктор Пинчук и его СМИ. И тут стоит вспомнить, что эсдекам порой удается достаточно эффективно лоббировать интересы России и подавать месседжи Западу о необходимости считаться с российским фактором и интересами украинских олигархов, ставших таковыми исключительно благодаря государственной "крыше".

А вот Пинчук, судя по всему, стремится договариваться с американцами, демонстрируя наличие нового, уже цивилизованного, поколения в украинском бизнесе и политике, выросшего не то чтобы вопреки, но и не исключительно благодаря преференциям от власти.

В этой логике и существуют нынче ICTV, Новый канал, СТБ. Конечно же, нельзя сказать, что они полностью игнорируют единую предвыборную технологию, проводимую АП. Как нельзя сказать, что к их эфиру имеют равный доступ с провластными и оппозиционные политики. Как наверняка те, кто помнит Александра Ткаченко еще по былым ТСН и "Післямове", не могут не быть разочарованными нынешней политикой в "Репортере" на Новом канале.

Но – пропагандистского позитива по Януковичу в эфире новостей медиа-холдинга В.Пинчука, которым руководит Александр Ткаченко, явно меньше, чем на эсдековских или донецких каналах. Заметно чаще в их новостях присутствует вторая точка зрения на события, если не в прямых цитатах, то, во всяком случае, в пересказе.

Например, достаточно объективно подавались студенческие волнения в Сумах, прежде всего на СТБ. И, главное, на каналах холдинга фактически нет "мочилова" Ющенко. В отличие от новостей Первого Национального, "1+1" и "Интера", где манипулятивно-технологические сюжеты по Ющенко в обязательном порядке присутствуют в каждом прайм-таймовом выпуске. Трудно не заметить на каналах медиа-холдинга Пинчука и демонстративного ухода от политики в новостях, место которой отдают социалке и "лайфу".

С не меньшим задором "фрондируют" и медиа, контролируемые еще одним заметным медиа-собственником – Андреем Деркачем, прежде всего радио "ЭРА", да и телекомпания "ЭРА", выходящая в позднем эфире на УТ-1. Кстати, в эфире радио "ЭРА" по-прежнему выходят программы украинской службы ВВС, что также о чем-то говорит…

Вряд ли подобное своенравие "братских" по провластному лагерю медиа Виктора Пинчука и Андрея Деркача нравится менеджерам и руководителям "антикризисного штаба" Администрации Президента.

В то же время, поскольку возможность самостоятельной линии тому же Виктору Пинчуку обеспечивают, прежде всего, известные родственные связи, понятно, что и у нынешнего Президента присутствует желание не то чтобы разложить яйца в разные корзины, но вот "развести" всех, включая и интригующих "кризисных менеджеров", и слоноподобных донецких – уж точно. И помешать этому уж точно никто не в состоянии…

Итак, ситуация в провластных СМИ пока остается прогнозируемо-нестабильной. Разные силы, составляющие блок поддержки Януковича, при показном единстве на самом деле раздираемы противоречиями, и не исключено, что осенью, если социология не будет свидетельствовать о значительном улучшении позиций Януковича, и если тем более не будет шансов для политреформы, эти противоречия только усилятся. Самым любопытным эффектом, конечно же, был бы при этом отказ эсдеков от цензуры в подконтрольных медиа!

Кстати, о том, что позиции эсдеков не так уж крепки, может свидетельствовать и тот факт, что давно уже сотрудничающий с ними на коммерческой основе "Украинский медиа-холдинг" Бориса Ложкина, обладающий мощным не только газетным, но и радийным ресурсом, поговаривают, нынче не спешит выполнять присылаемые "темники".

Речь наверняка идет не о какой-то вдруг вызревшей самостоятельной политической позиции, а всего лишь об элементарном финансовом торге. И все же – с сильными партнерами, да еще и имеющими прямое отношение к государственной вертикали, еще недавно подобные структуры разговаривали на куда более покладистом языке.

Доносятся слухи и о растущих проблемах у эсдеков на подконтрольных телеканалах. Скажем, выборные новостные блоки, в которых как раз и идут манипулятивные сюжеты, дискредитирующие Ющенко, выходят в эфир без обозначения авторства уже не только на "1+1", но и на "Интере".

Утренние информационные блоки на "плюсах" в рамках "Сніданку..." по-прежнему, если не похлестче, резко отличаются от прайм-таймовых. Чего стоила, к примеру, почти что безупречно объективная подача событий в Сумах, когда против студентов двинули милицию!

Говорят, цензорам от СДПУ(о) все труднее уламывать журналистов выполнять "темники" – и это несмотря на то, что, как известно, очень многие творческие сотрудники телеканалов "повязаны" не только выплатами в конвертах, призванными компенсировать тяжесть работы в условиях цензуры, но и квартирными кредитами, соблазнительными зарубежными командировками и т.д.

Правда, с другой стороны – атавизм в виде нелегализованных зарплатных выплат, до сих пор существующий на некоторых провластных телеканалах, является, одновременно, и ахиллесовой пятой топ-менеджмента. Ведь понятно, что как раз рядовые сотрудники как никто заинтересованы в прозрачности финансовых отношений, чтобы, например, никогда не иметь проблем с той же налоговой – тем более, на пороге возможных перемен в стране. И это ли не предлог для переговоров трудовых коллективов не только с собственниками, но и с политическими "кураторами" медиа?

А как быть с профессиональным самолюбием журналистов на контролируемых эсдеками каналах? Когда, будучи по своему кадровому составу, технологическим возможностям и наработанному креативу на голову выше некоторых сетевых новостных служб, они в то же время явно проигрывают им, исключительно из-за цензуры и самоцензуры. А репутация?

Когда Олесь Терещенко или Андрей Тычина с "1+1", замещающие в прайм-таймовых новостях на время отпуска Аллу Мазур и Людмилу Добровольскую, как бы с каменными лицами "пропускают" безымянную нарезку по выборам, где в обязательном порядке присутствуют манипулятивные разработки по Ющенко, – это грустно.

Кстати, в этом смысле хочется отметить, как талантливо выражает свое весьма и весьма ироничное отношение к сюжетам из серии политического "нужняка" ведущая новостей на ICTV Иванна Коберник – оставаясь при этом в рамках информационной стилистики…

Что же касается присутствия оппозиции в информационном пространстве – то вот что ну совсем было трудно предположить, так это то, что команда Ющенко начнет работать… в полном синхроне с технологиями злейших врагов, эсдеков!

Ведь выбор в пользу протестной, а не позитивной выборной тактики "Наш кандидат – злейший враг власти" и вытекающая из этого "шпионо- и провокациомания", будоражащая команду "Нашей Украины", – ну просто идеально ложится в тактику создания подконтрольными эсдекам медиа образа Ющенко как экстремиста, больного "мессианством" и чуть ли не с девиантным поведением, постоянно провоцирующего вокруг себя непродуктивные конфликты.

Да, зрители "5 канала", контролируемого Петром Порошенко, наверное, могут, благодаря подробным комментариям самих "нашеукраинцев" событий в Запорожье, Херсоне, Крыму, репрессий силовых структур против предприятий Давида Жвания, проникнуться "правильным" ощущением борьбы "белого и пушистого" Ющенка со злыми демонами от власти, переходящими от слежки к покушениям на его жизнь с помощью пресловутых "КАМАЗов".

Хотя даже картинка "5 канала" – кстати, абсолютно в данном случае сбалансированная, с представленностью позиций всех сторон, включая милицию и провластных политиков – тем не менее, ну никак не переводит всю эту суету на уровень глубокой стратегии "Народ против власти". Но сколько их – этих зрителей "5 канала"?! А какая аудитория у главных каналов страны, контролируемых властью, где все эти конфликты подаются ну совсем под другим, тотально негативным для Ющенко, соусом?!

Некоторые эксперты предполагают, что таким образом команда Ющенко якобы посылает сигналы региональной элите: мол, мы тоже ребята не промах, не беззубые, можем постоять за себя и за своих и разобраться с "чужими". Конечно, провинциальное чиновничество и бизнес не за "красивые глаза" любит ту или иную власть или претендентов на нее, конечно, демонстрация силы не лишняя в попытках перетащить их на свою сторону.

Но: может ли в глазах регионов предстать в качестве свидетельства "силы" вылавливание экзальтированными "нашеукраинцами" одиноких шпионов, конфликты с журналистами, истерики по поводу якобы покушений на жизнь лидера да даже обращения в суды – которые ни к чему не приводят?

При наличии у противников абсолютно реальных рычагов по задействованию всей государственной административной и репрессивной машины и привычки украинцев к совершенно иным, не публичным, способам решения проблем? Вопрос, как представляется, риторический.

То есть, с одной стороны, создаваемые командой "НУ" информационные поводы, призванные продемонстрировать глубокий конфликт Ющенко с нынешней властью, просто теряются в море тех манипуляций, с какими эти посылы подаются на тотально подавляющем количестве телеканалов. И брешь этих манипуляций вряд ли можно пробить усилиями тех немногочисленных СМИ, которые есть у оппозиции, включая вполне в данном случае профессионально и объективно работающий "5 канал".

С другой – вряд ли такой уровень конфликтов и, главное, реакции на них со стороны команды Ющенко может стать серьезным месседжем политической элите регионов. А вот навредить имиджу Ющенко в глазах не только южного и восточного избирателя, но и тех, кто будет делать свой выбор в центральных областях, "шпиономания" от "Нашей Украины" может вполне.

Тем более, что, по слухам, с сентября "темник" для провинциального чиновничества – программа Вячеслава Пиховшека "Эпицентр" – выйдет с несколькими региональными спецвыпусками, в которых наверняка аргументы будут куда как посерьезнее.

Далее – презентация предвыборной программы Виктора Ющенко, состоявшаяся 18 августа, центральными телеканалами практически осталась незамеченной.

Нельзя было и предположить иного. Но "фишка" в том, что ведь и "5 канал" в этот день смог лишь отметить похожесть многих позиций в программах Ющенко и Януковича. Ведь и журналисты лояльного к "НУ" канала не имели возможности "понести в народ" внятные и четкие месседжи, близкие гражданам независимой Украины настолько, насколько когда-то ясен был любому жителю Российской империи смысл лозунгов "Фабрики – рабочим" и "Землю – крестьянам" – в том плане, какие конкретные действия новой власти должны были воплощать эти программные положения.

Ибо, похоже, нет их до сих пор, такого уровня месседжей, у главного претендента на должность президента. Скажем, обещания повысить зарплату в N-ое количество раз за 13 лет независимости украинский люд наслышался от кандидатов всяких и разных на долгие годы вперед.

А вот убедительно показать, КАКИМ ОБРАЗОМ добиться всех тех красивых обещаний, которые даются соискателями власти, – в команде Ющенко не удосужились? Чтобы все обещания выглядели как ВЫВЕРЕННАЯ последовательность логичных и СИСТЕМНЫХ шагов, призванных не разовыми инъекциями, а продуманными реформами улучшить жизнь изверившихся во власти людей.

Возможно, летняя пора служила как бы естественным поводом для расслабленности штабов, и осенью мы увидим, наконец-то, ноу-хау, которые переведут конкуренцию за президентский пост действительно на уровень стратегического выбора будущего для страны.

Пока же, увы, за исключением впечатляющего акта Певческого поля, вся первая половина выборной кампании, во всяком случае в ее представленности в медиа, не вышла за рамки войны кланов, борющихся за контроль над еще не окончательно разворованной территорией. Войны, бесконечно далекой от интересов народа, который каждый из кланов стремится "нагнуть" – и не более того.


Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування