Партнерський збір УП. Задонать на дрони та РЕБи

Проти Ющенка - отже, за Януковича

Четвер, 11 листопада 2004, 18:26
Читайте в "Правді":

- 35 запитань Януковичу
- Професійне шулерство, або чому було б шкідливим, якби Княжицький голосував за Ющенка
- Вибори без вибору або чому я буду голосувати ПРОТИ ВСІХ
- Не за Ющенка, але проти Януковича
- "Чому я не хочу жити в Україні Януковича
- Тому що... Ющенко
- Чому твій голос вирішальний
- Не за Януковича, але проти Ющенка



Мои приоритеты не изменились со времен коммунистической власти. Тогда я не любил власть за то, что она ограничивает мои возможности читать, смотреть и слушать, что я хочу.

Сейчас я голосую против Виктора Ющенко, поскольку опасаюсь, что его власть ограничит мои возможности в том же самом. Только при коммунистах ограничения касались идеологии, сейчас они коснутся языка. Мои опасения основаны как на опыте работы правительства Ющенко, так и на окружении кандидата и на его предвыборной кампании.

Подобно автору первого письма в поддержку Виктора Януковича я отношу себя к русско-культурному населению. Только определение этого населения автор сузил. Наряду с русско-культурными консерваторами, подобными ему, есть и русско-культурные либералы.

Они владеют и русским, и украинским (а порой и иностранными языками); не выстраивают по ранжиру писателей; могут быть как каноническими православными, так и неверующими, но уважают чужие верования; имеют разные взгляды на Путина и Чечню однако возмущаются глумлением над убийством заложников, со стороны тех, кого член блока Ющенко №99 впервые в мировой поэзии назвал "катами благородними".

Их взгляд на проблему языка связан, прежде всего, с европейской традицией, ставящей во главу угла права личности. Именно исходя из приоритета этих прав, они:

1) хотят, чтобы их дети учились в русских школах. И уверены, что они будут прекрасно знать и украинский. Ведь украинскому учат этих школах, и он слишком близок к русскому, чтобы его было сложно выучить. А вокруг много украиноязычной информации, которую нельзя обойти, если хочешь расширить кругозор;

2) противятся любому ограничению распространения информации по языковому признаку. И считают, что ссылки на защиту отечественных производителей, и украинцев вообще здесь безосновательны.

Во-первых, потому что часть этих производителей создает русско-культурный продукт.

Во-вторых, потому что культуру не водкой или колбаса: "Немиров" и "Кристалл" куда более похожи друг на друга, чем любые две книги, изданные в Украине и России. Поэтому любые барьеры лишают нас неповторимой части знаний.

В третьих, потому что рассуждения о том, что надо создавать фильтры для "попсы" это попытка создать еще одну площадку для коррупции и произвола чиновников". Что же касается людей украинской культуры то, соцопросы показывают, что они не нуждаются в такой "заботе", так как и в их среде явно преобладают сторонники официального статуса русского языка - по крайней мере там, где на нем говорит большинство населения. Они в большинстве даже в электорате Ющенко.

Почему я столько говорю о языке?

Да потому, что язык - это лакмусовая бумажка. Если в государстве по одному вопросу значительную часть населения поставят на колени, указывая на каком языке говорить в судах, на каком языке читать книги и слушать песни, то это значит, что и в остальных сферах будет то же самое. Предпринимателю - куда девать его прибыль, а журналисту, как и о чем писать и т.д. и т.п.

Но вернемся к Ющенко. О гуманитарной практике его правительства говорили слишком много, чтобы на ней останавливаться сейчас. Да, в нынешнем окружении кандидата есть политики, которые в глазах многих людей, никак не похожи на национал-радикалов. Однако, увы, придя в это окружение, они не прагматизировали его, а напротив, окружение радикализировало их.

Это сполна проявилось в начале 2003-го, когда в раде ратифицировалась Европейская хартия языков. В ходе обсуждения "нашеукраинцы" старались, вопреки духу и букве хартии, исключить русский язык из числа тех, на которые ее действие распространяется.

Когда это не удалось, они дружно не проголосовали за документ. В том числе и Порошенко, который прежде даже на славянский собор в Москву ездил.

Так показал Ющенко истинное отношение к европейскости, которую так любят ему приписывать. Еще раз это отношение он продемонстрировал год спустя после известного, решения Нацрады о 100%-й украинизации эфира.

Сказал ли Ющенко и кто-либо из его окружения хотя бы такие слова: "Того, что предлагает Нацсовет нет в Европе, и на это нам указывала ПАСЕ. И раз мы идем в Европу, мы должны здесь руководствоваться рекомендациями ПАСЕ 1589 (2003) и 1623(2003), а не решениями Нацсовета?" Но таких слов не последовало…

В ходе же самой кампании Ющенко упорно старался говорить о русском языке одни общие фразы и не обещать ничего конкретного. Когда же он утратил лидерство в рейтинговой гонке 13 октября, в Верховной Раде был зарегистрирован европейский по духу законопроект о языках №6254, поданный депутатами от "НУ" Порошенко и Королем.

Истинное отношение к нему Ющенко продемонстрировал своим молчанием, в частности на встрече с представителями русскокультурных организаций Харькова 15 октября.

Поскольку и присутствовавший на встрече Порошенко, ничего не сказал об этом проекте, то, видимо и сам депутат о нем жалеет. А вскоре Ющенко безоговорочно поблагодарил 12 писателей за письмо в его поддержку, где русский язык назывался "языком попсы и блатняка".

Да, я встречал разъяснения подписантов о том, что, дескать, они не против русского языка, но в Украине, на нем не говорят. Однако нигде в мире народ не говорит на правильном литературном языке – ни в Нью-Йорке на английском, ни в Брюсселе на французском. И особенности разговорной речи не повод для презрения к любому языку.

Я знаю, что часть русскокультурных людей Украины голосует за Ющенко, хотя согласна и с многими моими аргументами. Автор одного из писем в "УП", считает, что общество не даст окружению Ющенко реализовать националистический сценарий. Но, на мой взгляд, русскокультурное общество Украины к такому, увы, не способно.

Оно слишком аморфно и ориентируется на государственный патронаж, а не на самоорганизацию. Оно способно высказывать свои предпочтения в соцопросах, ворчать на кухнях и тихо умирать – ведь убыль населения у нас наибольшая именно в русскоязычных регионах.

Однако и все общество в целом у нас мало на что способно. Я не могу назвать даже зачатками гражданского общества митинги под оранжевой символикой. Все происходящее слишком похоже на события 15-летней давности.

Тогда в моем родном городе признаком демократии было собираться на митинги в поддержку гонимых властью демократов - прокурора Гайсинского и заворготделом горкома Кушнарева. Сейчас признак демократии - восторженное восприятие оппозиционной прессы, где оба обвиняются в покровительстве криминалитету.

Однако я не могу назвать гражданским обществом возбужденную толпу, кричащую "долой" в адрес тех, кому 15 лет назад кричали "да здравствует". Гражданское общество помнит о прошлом и потому прежде, чем вершить суд над былыми кумирами, думает о справедливости выдвинутых в их адрес обвинений и если находит эти обвинения справедливыми, то судит и собственное прошлое.

Гражданское общество также понимает, что люди могут меняться – и добрейшие демократы превращаться в злейших олигархов - и препятствует возможности подобных превращений посредством повседневного гражданского контроля.

Шагом к такому контролю могла стать политреформа. Но общество, увы, равнодушно к ней, поскольку настроено авторитарно, веря в доброго царя.

"Ні, не скидаюсь я на гімназиста,
Що, не збагнувши перших теорем,
Вважав, що досить бомби анархіста,
Щоб повернути світові едем".


Повторю я строки любимого поэта, хотя сейчас речь идет не о бомбе, а о бюллетенях. Слишком упрощенным будет думать, что все изменится от радикальной смены людей у власти.

Те, кто так полагают, слишком оптимистично думают о людях. Чтобы сменить оптимизм реализмом им надо посмотреть, в каком контексте чаще всего употребляет слово "люди" Тарас Шевченко.

Именно выводы из прошлого заставили меня сразу поддержать Януковича, поскольку победа других кандидатов - это революция.

А чем завершилась революция 89-91 гг. в Украине и в России? Убрав некоторые специфические трудности советской жизни (многие, правда, возродились, под другим соусом), она ввергла основную массу населения в чудовищную нищету. И не потому, что объективно было сложно переходить от командной системы к рынку и от авторитаризма к демократии.

А потому, что властная элита в обеих странах предпочла абстрактной и неудобной демократии конкретный рынок. Только Украина в отличие от России избежала кошмаров расстрела парламента и чеченской войны.

И не случайно – во главе страны стоял мягко дистанцировавшийся от прошлого Кравчук, а не грубо порвавший с ним Ельцин. Но все равно в Украине была революция, а любая революция очень выборочно выполняет свои обещания, но неизбежно ухудшает жизни простых людей, поскольку создает нестабильность и делит собственность.Улучшает жизнь эволюция в условиях стабильности. Второй революции за 15 лет украинский народ не выдержит.

А переход власти к Ющенко ничего иного, кроме революции, не обещает. И культурно-языковая нетерпимость, к которой склонно его окружение, способно создатьтакой эмоциональный фон, когда жаждой передела собственности загорятся и те бизнесмены в его команде, которые сейчас об этом не мечтают.

Да, мне многое не нравится в стиле поддержки Януковича на местах. Прежде всего, подмена убеждения админресурсом. Но придет к власти Ющенко - исчезнет такой стиль или переориентируется? Думаю, второе. Ведь появился он впервые в регионах, где Ющенко поддерживают сейчас больше всего.

Проявившись в частности и в попустительстве избиению ветеранов во Львове, и в том, что между двумя турами выборов еще в 94-м число избирателей в списках в галицких (и только в галицких) областях загадочным образом выросло на 31 тысячу, и наконец в словах Ющенко о понимании толерантности (!) экстремистов захвативших офис КПУ в марте 2001.

Поэтому недостатки кампании Януковича не мешают мне голосовать за него. Это выбор не идеальный, но оптимальный.

Я надеюсь, что от победы Януковича выиграют не только его сторонники, но и оппоненты, например супруга Виктора Ющенко сможет приобрести украинское гражданство, не отказываясь от американского, чего желала она несколько лет назад в "Зеркале недели".

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування