Предвыборная распродажа

Вторник, 19 августа 2003, 19:34
Крупнейший украинский металлургический комбинат хотят продать до конца 2004 года

"Укртелеком", "Укрнафта", Кременчугский НПЗ, а теперь и "Криворожсталь"... В отличие от других незавершенных продаж государственных предприятий "Криворожсталь" имеет шанс уйти в частные руки главным образом из-за наличия круга влиятельных лиц из украинских финансово-промышленных групп, более чем заинтересованных в получении контроля над этим сверхприбыльным предприятием. В то же время, чрезмерная активность серьезных покупателей может помешать приватизации, как это случилось с продажей госпакета акций компании "Укрнафта" и ряда других предприятий.

О самом главном

Довольно неожиданный старт приватизационного процесса дан 6 августа распоряжением правительства № 490-р, которым был утвержден график предприватизационной подготовки комбината.

До октября, как следует из документа, Министерство промышленной политики совместно с Фондом государственного имущества разработает план предпродажной подготовки предприятия, а в ноябре этот план должен начать выполняться.

Сама приватизация, по информации ФГИ, состоится в следующем году. Удивляет поспешность принятия решений о продаже комбината - хотя "Криворожсталь" и появлялся периодически в годовых планах ФГИ, на этот год среди списка планируемых к приватизации предприятий криворожского гиганта не было.

Вообще история приватизации "Криворожстали" имеет довольно долгую как для Украины историю - продать завод частному капиталу планировали в 2001 году. Тогда ФГИ, обеспокоенный необходимостью собрать в бюджет 5,9 млрд. гривен, включил в план приватизации почти все более-менее ценные остатки государственной собственности.

Так, кроме "Криворожстали", в список был включен и "Укртелеком".
Правда, по словам президента Кучмы, он лично вычеркнул "Криворожсталь" из списка приватизируемых предприятий. Официальной причиной такого шага президента стало то, что предприятие работает с прибылью и поэтому видимых причин для разгосударствления нет.

На самом же деле приватизации, по мнению экспертов, помешала позиция входящего в окружение главы государства тогдашнего гендиректора "Криворожстали" Олега Дубины, который еще в первые дни своего пребывания на предприятии заявил: пока он руководит комбинатом, приватизации "Криворожстали" не будет.

О близости президента и Дубины в то время свидетельствует то, что в одной из телепрограмм Кучма заявил, что часто помогает решать проблемы завода, в частности, с поставками коксующихся углей и электроэнергии. Кроме того, "зачистка" "Криворожстали" от трейдеров, проведенная Дубиной в 1999-2000 гг., вряд ли могла пройти столь спокойно без "патроната" президента. Кстати Дубина продолжает сохранять контроль над предприятием - его бывший однокурсник по институту Анатолий Сокуренко является генеральным директором предприятия.

Неизвестно, что вызвало изменение отношения президента к приватизации "Криворожстали". Можно строить гипотезы с той или иной долей вероятности. Наиболее популярная версия с политическим уклоном - продажа комбината состоится до президентских выборов-2004, причем собственником станет одна из ФПГ, лидеры которой близки к первым лицам государства.

Можно, впрочем, допустить, что постановление Кабмина является инициативой самого правительства или кого-то из Министерства промполитики, но в последнее верится с трудом: "несанкционированная свыше" приватизация "Криворожстали" практически невозможна.

Впрочем, факт остается фактом: о продаже комбината объявлено, так сказать, при молчаливом согласии главы государства, который до того был оппонентом передачи предприятия в частные руки. Что касается непосредственного инициатора старта продажи то, по словам главы ФГИ Михаила Чечетова, им стало Минпромполитики.

На пути к АО

Что же представляет собой программа предприватизационной подготовки? В первую очередь, предприятие "Криворожсталь" будет преобразовано в открытое акционерное общество, будет определен размер его уставного капитала и проведена эмиссия акций.

Как ни странно, до последнего времени "Криворожсталь" являлся государственным унитарным предприятием - т.е. не была проведена даже корпоратизация госпредприятия. В ходе предприватизационной подготовки ФГИ обязан также опубликовать финансовые отчеты предприятия и определиться со способом продажи акций.

Впрочем, сам процесс подготовки предприятия к продаже может включать и ряд интересных шагов. Обычная процедура предприватизационной подготовки предусматривает выделение в случае необходимости структурных подразделений в отдельные предприятия с оформлением этих предприятий как отдельных юридических лиц. Поэтому не исключено дробление целостного ныне металлургического комплекса на ряд предприятий - меткомбинат, горно-обогатительный комбинат и коксохимический комплекс.

В пользу этого варианта свидетельствует и то, что лишь относительно недавно комбинат стал единым предприятием - т.е. прецедент был. Иное дело, что все предприятия строились как единый комплекс, и использовать их по отдельности, мягко говоря, нерационально, а в некоторых случаях просто невозможно.

Очередной виртуальный миллиард

Интрига вокруг продажи крупнейшего металлургического предприятия концентрируется вокруг ответов на два вопроса: кто станет его новым собственником и сколько может стоить "Криворожсталь". Естественно, эти вопросы прямо связаны между собой.

Оценка такого предприятия, как "Криворожсталь", - занятие неблагодарное. Во-первых, предприятие уникальное, во-вторых, скорее всего, никто кроме его топ-менеджеров и правительства не знает о реальном состоянии финансовых дел на комбинате. В-третьих, поправка на политические и бизнес риски в украинских условиях может заметно откорректировать эту оценку в сторону снижения. Уровнем, от которого стоит отталкиваться, является 3 млрд. грн. ($550 млн.): во столько оценил "Криворожсталь" ФГИ в 2001 году.

Впрочем, как следует из ряда косвенных факторов, цена в полмиллиарда долларов - минимум для подобного предприятия. Недавняя волна поглощений в металлургической отрасли Центральной и Восточной Европы демонстрирует, что средняя цена, которую предлагали инвесторы (главным образом, американская компания US Steel и британская LNM Group), начиналась от $400 млн. - при том, что мощности продаваемых компаний были в 1,5-2 раза меньше, чем у "Криворожстали".

Общая цена продажи польской корпорации Polski Huty Stali, более-менее соразмерной с украинским предприятием, по неофициальным данным, достигла $1 млрд. (в польский концерн входят четыре отдельных комбината).

Кроме того, "Криворожсталь" - полностью интегрированное металлургическое предприятие с собственными источниками кокса и руды, тогда как восточноевропейские металлурги значительную часть сырья импортируют.

 
Крупнейшие сделки в металлургической отрасли Центральной и Восточной Европы
 
К плюсам "Криворожстали" следует отнести и неплохое финансовое положение комбината: он прибылен с 1999 года и не отягощен многомиллионными долгами.

Хотя "Криворожсталь" не предоставляет официальных финансовых отчетов и на предприятии не проводится аудит, некоторые оценки можно сделать на основе информации о прибылях и доходах.

За последние три года прибыль комбината колебалась от $100 до $200 млн., доходы приближались к $1 млрд. в 2002 году. Учитывая, что стоимость бизнеса равняется средней прибыли за последние пять лет, стоимость криворожского предприятия составляет от $500 до $1 млрд. Если включить в эти расчеты долги государства перед комбинатом за невозвращенный НДС (несколько сотен миллионов гривен), цифры могут увеличиться.

Скажем, капитализация более крупного металлургического комбината из России - ОАО "Северсталь" составляет $1,6 млрд. при том, что, по мнению российских металлургов, капитализация всей российской металлургии занижена как минимум в два раза.

Пока в украинском списке потенциальных объектов приватизации "Криворожсталь" занимает почетное второе место после "Укртелекома". Последний, напомним, оценивали от $1 до $3 млрд.

 
Финансовые результаты деятельности
 
Последний передел

Цена вопроса и политический аспект приватизации "Криворожстали" резко ограничивают круг потенциальных участников процесса. Так, в ходе приватизации польского лидера металлургии PHS правительство пригласило к конкурсу лишь 12 компаний-лидеров мировой металлургической промышленности.

Правда, в случае с "Криворожсталью" таких шагов от украинского Кабмина ждать не стоит. Недаром же опытный экс-глава ФГИ Александр Бондарь в свое время предупреждал: когда начнется продажа "Криворожстали", другие украинские приватизационные скандалы могут показаться "детским лепетом"...

Условия конкурса и даже дата неизвестны, но большинство комментариев уже сейчас утверждают о том, что продажа "Криворожстали" сведется к "внутренним разборкам" украинских участников, где иностранцам будет отведена роль статистов.

И если LNM Group или US Steel в принципе могут выложить миллиард долларов, то украинским ФПГ сделать это будет не под силу. В этом свете наиболее вероятной представляется продажа не 100% комбината, а, скажем, его контрольного пакета в 51% на специальном конкурсе. Очевидно, таким образом можно сбить цену пакета как минимум в два раза: например, до $250 млн.

Кроме того, у украинской власти будет шанс апробировать на практике заявленный в начале года новый метод приватизации, когда главным критерием отбора становятся инвестиционные обязательства потенциального покупателя и его опыт работы на рынке, а не цена, предлагаемая за госсобственность. "Узкое место" такого метода - отсутствие четких критериев оценки предложений. Да и правила проведения конкурсов нередко разрабатываются под конкретных их участников.

Что касается конкретики, то наиболее реальные среди украинцев шансы купить предприятие имеют две структуры: днепропетровский "Интерпайп", за которым стоит влиятельный народный депутат Виктор Пинчук, и "многоликий" донецкий бизнес (Индустриальный союз Донбасса и "Систем Кэпитал Менеджмент" в лице Leman Commodities).

В пользу "Интерпайпа" играет ряд факторов, главный из которых - близость его реального хозяина к президенту и фактическому "управляющему" криворожского комбината Олегу Дубине. Во всяком случае, многим представлялось, что "Криворожсталь" "мирно" перейдет в руки нынешних фактических владельцев комбината.

К "плюсам" "Интерпайпа" следует отнести и профессиональную команду управленцев, существенно усиленную в этом году российскими специалистами, и довольно грамотный подход к стратегическому развитию компании. "Интерпайп" в наибольшей степени приблизился к западному образу публичной компании - во многом благодаря "варягам" в топ-менеджменте.


    ЧТО ТАКОЕ "КРИВОРОЖСТАЛЬ"

    Сырьевой комплекс

    Агломерационное производство (бывший Новокриворожский ГОК) - 8,1 млн. тонн агломерата в год Коксохимическое производство - 2,854 млн. тонн кокса в год.

    Основное производство
    6 доменных печей общей производительностью 10,6 млн. тонн чугуна в год Сталеплавильное производство - 5,035 млн. тонн в год.

    Прокатное производство

    Основная продукция - арматура, катанка, профильный прокат, чугун
    Общее количество рабочих - 54 тыс. человек. Уникальность предприятия заключается не только в его размерах, хотя комбинат является 26 компанией в мире по объемам производства стали (6,9 млн. тонн в 2002 году). Главное конкурентное преимущество комбината - наличие собственных производственных мощностей по производству железорудного сырья и кокса.

    Вертикальная интеграция делает "Криворожсталь" мало зависимой от внешних поставщиков. А это немаловажно в украинских реалиях: в условиях высокой концентрации в коксохимической отрасли, контролируемой главным образом донецкими компаниями и "ПриватБанком", и горно-обогатительной промышленности, отчасти монополизированной "ПриватБанком".

    Примечательно, что коксохимическое производство "Криворожстали" является единственным неприватизированным предприятием этого профиля, т.е. независимым от основных группы влияния.


Покупка "Криворожстали", во-первых, существенно усилит позиции корпорации в металлургическом бизнесе, и, во-вторых, позволит обеспечить трубные заводы компании сырьем. Компания сможет диверсифицировать свой бизнес, уменьшив риски выпускающего трубы подразделения.

Остается, правда, открытым вопрос: где "Интерпайп" найдет несколько сот миллионов долларов на покупку. На Западе таких денег украинским олигархам не дадут: здесь могут вести речь лишь о десятках миллионов. Надежда только на "собственные" резервы или неформальные договоренности с русским бизнесом.

Если бы кто-то еще год назад сказал, что "Криворожсталь" может стать собственностью донецких ФПГ, информированные собеседники как минимум вежливо удивились бы. Однако времена меняются, и сейчас такой вариант уже не кажется чем-то из области фантастики, особенно с приходом на завод Leman Commodities, которая стала продавцом продукции "Криворожстали".

Отсутствие внятных аргументов в пользу возврата к трейдерским схемам середины 90-х послужило источником слухов о том, что "Криворожсталь" отдан "донецким". Буквально месяц спустя объявлено о начале приватизации предприятия, причем решение принимается по инициативе того же органа, который "поставил" на "Криворожсталь" швейцарских торговцев.

Впрочем, донецких, несомненно, ждет нешуточная борьба. Против них будут действовать и "Интерпайп", и "ПриватБанк", и Дубина с директором комбината Сокуренко, и потенциальные зарубежные покупатели. Возможны любые варианты, в том числе союзы между потенциальными покупателями. Между тем, ФГИ уже заявил, что комбинат будет продан в 2004 году, после завершения передприватизационной подготовки.

Так что если ничего не изменится, Украину кроме президентских выборов, в будущем году ждет, возможно, не менее увлекательное шоу - приватизационное. Главное, чтобы "детский лепет" не перешел в посткарнавальный "салют".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде