"Просвита" - столько не живут?

Среда, 10 декабря 2003, 16:44
29-30 сентября 1990 года. Октябрьский дворец в Киеве. Вторая конференция Товарищества украинского языка им. Шевченко. Дмитро Павлычко становится почетным председателем Товарищества, уступая место руководителя Павлу Мовчану.

Пение хором "Ще не вмерла Украина". Ощущение возвышенности и какой-то эйфории от значимости того, что происходит, от такого количества единомышленников. Переполненность патриотическими чувствами и готовность к труду и борьбе за "украинскую Украину". И уверенность, что большие задачи по плечу.

***

9 декабря 2003 года. Национальная опера Украины. Торжественное собрание по поводу 135 годовщины создания Всеукраинского общества "Просвита" им. Шевченко. В зале Патриарх Филарет, народные депутаты из национал-демократического лагеря.

Со сцены - поздравительные слова и прославления "Просвиты". В зачитанном от имени президента поздравлении - "одной из самых авторитетных организаций Украины". В выступлении Ющенко - "самому большому украинскому проекту". От Павлычко - стихотворение...

Прислушиваюсь к себе - какие чувства? Никаких... Душа не резонирует. Разве что небольшое удивление от услышанного количества членов - более 200 тысяч.

За приветствиями так и осталось непонятным: чем же, собственно, занимается "Просвита"? Скажете, не время и не место было во время торжеств отчитываться о проведенной работе.

Но ведь говорилось, чем занимались "просвитяне" в начале прошлого века. Так почему бы не конкретизировать общие слова о борьбе за утверждение государственного языка, развитие культуры, сохранение традиций и тому подобное? Но нет ведь - апеллировали вновь и вновь к 19 веку.

Хотя нет, Лесь Танюк подчеркнул, что "Просвита" представлена в Верховной Раде, а следовательно, выполняет законотворческую функцию. Подразумевался, конечно, народный депутат Павло Мовчан, возглавляющий "Просвиту".

Возглавляющий бессменно вот уже тринадцать лет. Павло Михайлович встал "за штурвал" организации, еще когда она была Товариществом украинского языка им. Шевченко. И именно ему принадлежит идея превращения ТУЯ в "Просвиту" - как наследницу организации, основанной еще в 1868-м... Именно расширение задач и просветительское призвание позволили, не в последнюю очередь, добиться "своей" строки в бюджете...

Да, поэт Павло Мовчан известен своими многочисленными заявлениями по языковому вопросу. Одно из последних - о необходимости создания в Украине ни больше ни меньше - Министерства украинского языка.

Мовчан известен как один из "застрельщиков" ряда парламентских слушаний, на которых шла речь о ситуации в сфере языковых отношений, а также относительно духовности и культуры. По-видимому, не наихудший как депутат. Во всяком случае, последователен в своем. Правда, ставят в упрек, что все инициативы Мовчана - административного характера: "запретить", "упорядочить", "обложить налогами".

На самом деле общество "Просвита" может гордиться своим "пантеоном" - просвитянами были такие фигуры, как Дмитро Яворницкий, Николай Аркас, Елена Пчилка, Владимир Антонович, Борис Гринченко, Александр Кониский, Михайло Старицкий, Юрий Осип Федькович, Иван Франко, Михайло Грушевский, Богдан Лепкий, Василь Стефаник, митрополит Андрей Шептицкий. Этот перечень можно продолжать...

Но самое главное - "Просвита" жила и действовала "в низах", в глубинке. Сегодня же, присматриваясь к деятельности (или, точнее, бездеятельности) этой организации, приходишь к выводу, что "пациент, скорее, мертв, чем жив".

Вся работа "Просвиты", за небольшим исключением - это книгопечатание (дело, бесспорно, очень нужное и благородное) и несколько еле дышащих газет-многотиражек. Да еще заявления Павла Мовчана. Да еще, может, несколько "круглых столов". Причем чем дальше, тем даже эта деятельность все более вялая и невыразительная.

Отсутствие свежих идей (даже идее-фикс о Министерстве украинского языка - годы и годы), отсутствие свежей крови (на торжественном вечере в Национальной опере - те же "просвитяне-ветераны"). Совсем "никакие", формальные в массе своей, областные отделения. Стагнация и бездеятельность. Не таким виделось будущее организации...

В конце 80-х Товарищество украинского языка стало первой массовой неформальной организацией всеукраинского масштаба. Излишне говорить, что пришли сюда "национально сознательные", недовольные существующим положением вещей. Это не означало и тогда, что все они были деятельными.

Но во многих случаях даже сам факт принадлежности к Товариществу и общение на украинском были незаурядным проявлением протеста, без преувеличения - поступком. Политическим поступком.

Фактически, с Товарищества украинского языка начиналось массовое национально-демократическое движение. Народное движение Украины (тогда еще - "за перестройку") было пусть немного, но позже. Да и членство одновременно в обеих организациях было скорее правилом, нежели наоборот.

Вместе с тем, вскоре для политической активности появилось с лихвой настоящих политических партий, так что чуть ли не все "кадры" перетекли туда.

Время течет, ситуация, медленно, но меняется. Следовательно, встают новые задачи. А "Просвита" осталась, фактически, Товариществом украинского языка. Да еще и таким, в котором деятельность, по большей части, сводится к общению на украинском. Но разговорами – на каком бы языке они не велись - дела не заменишь.

Кажется, поэтому и не говорили на вечере о конкретике.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде