Донецк: другая страна или иная Украина?

Среда, 5 января 2005, 13:30
Четыре дня, проведенные в конце декабря в Донецке во время третьего тура выборов окончательно убедили меня в том, что возвращение Донбасса в Украину будет нелегким.

Зацикленность на себе, агрессивность в поведении, странные, а временами просто смешные мифы о других регионах Украины, демонизация "западенцев", попытки создать свою собственную "донецкую" идентичность настолько углубили пропасть между Донецком и Украиной, что можно говорить о новом Збруче, новой линии раздела внутри страны.

Залечить рану, уничтожить пропасть между Донбассом и другой Украиной - прямая обязанность не только руководства страны, но и того гражданского общества, которое встало на баррикады оранжевой революции. Для начала же нужно знать, что же там, за этим новым Збручем происходит.

Первое, что бросается в глаза в аэропорту Донецка - это рекламный биг-борд учреждения питания под названием "Этно-ресторан "Е-мое". Раньше думала, что такие слова можно встретить только на заборах вдоль железнодорожных путей. В Донецке так называют рестораны.

Работники учреждения объяснить название не смогли, равно как и припомнить этнос, который это название представляет. "Ну, это как американское выражение "Вау", - проявил изобретательность один из официантов. Меня перестали удивлять местные названия после того, как я увидела в городе кафе "Улет",

Голосование: все живые, и мертвые, и неродившиеся

Ближе к обеду 26 декабря голосование превратилось в мало контролируемый хаос, когда сосредоточение людей возле столиков выдачи бюллетеней достигло критического предела. Не желая стоять в очередях и густо поливая ругательствами всех окружающих, избиратели начали голосовать за пределами кабинок.

Масла в огонь добавила доставка на участки стариков и немощных людей, которых буквально тянули по лестнице под руки, а временами просто несли на руках.

За транспорт частично платили предприятия (как, например, Донецкий энергозавод), иногда это было частной инициативой соседей и сторонников одного из кандидатов.

Одна из тетушек, увидев, что мы наблюдатели, расплакалась и сказала, что, дескать, это все неправда, что о них говорят, что якобы они приписывали явку на выборах 21 ноября. "Посмотрите на этих бабушек, которых ведут под руки. Сейчас здесь - весь Донецк".

А между тем, на всех 12 участках 45 избирательного округа в Донецке, где мне пришлось побывать, 21 ноября явка избирателей колебалась между 96 и 100%. И несмотря на тот факт, что 26 декабря к избирательных участках пришли все "живые, и мертвые, и неродившиеся"- на участке № 7, где я наблюдала за подсчетом голосов, явка избирателей составила 87%, или на 11% меньше, чем в прошлый раз.

Путаница с членами комиссий

Согласно закону "Об особенностях применения закона "О выборах президента" при повторном голосовании 26 декабря 2004 года", избирательные комиссии должны были формироваться на паритетных началах, т.е. при участии одинакового количества членов комиссий от обоих кандидатов.

Неизвестно, кто и как формировал Донецкий список членов комиссий от Ющенко, но на работу в комиссиях появились только около 30% от их количества в списках. Представители Януковича обижались, что, мол, и так количество членов комиссий сократилось по сравнению с первым туром, а здесь еще и "эти" не появились.

В день голосования приблизительно в 8:30 утра возле теризбиркома мы увидели толпу из 25-30 растерянных людей, которые приехали из Киевской области работать на участках от Ющенко. На вопрос, что они делают возле ТИК, когда голосование уже началось, те ответили, что приехали накануне, но не знают на какие участки им идти.

По словам главы ТИК, включить большинство этих людей в состав комиссий было уже невозможно, ведь из списков не были исключены те, кто не появился. Приезжих включали в состав комиссий только там, где квота Ющенко была меньше 100%. Всех других регистрировали как представителей прессы.

Что стало причиной такой неразберихи со списками членов комиссий от Ющенко в Донецке, неизвестно. Одни утверждают, что в штабе Ющенко к Донбассу никогда серьезно не относились - "все равно там проиграем". Другие утверждают, что в списки от Ющенко записывались сторонники Януковича, чтобы, не появившись на участке, сорвать их работу.

В любом случае, требование паритетного формирования комиссий стало чуть ли не самым большим достижением нового закона о выборах. Совместная работа в комиссиях представителей обоих кандидатов, решение проблем сообща, и, наконец, совместное распитие водки вечером накануне и после голосования стало началом наведения мостов и нивелирования мифов с обоих сторон. На тех же участках, где количество представителей от Ющенко было минимальным, такой шанс был утрачен.

Двойные агенты

На многих участках представители комиссий от Ющенко были на самом деле не столько за Ющенко, сколько за Януковича. Этакие двойные агенты. Различить их было довольно легко по таким критериям: (1) большинство из них были из самого Донецка, а не приезжие; (2) большинство высказывали взгляды, не характерные, или даже противоположные взглядам сторонников Ющенко, 3) этим людям все равно, кто победит.

Секретарь "от Ющенко" на одном из участков, например, так высказалась о бывшем главе ЦИК Сергее Кивалове: "А вы знаете, что господина Кивалова выбрали ректором Одесской юридической академии? Он очень умный человек. Умные люди нужны везде!".

Еще один местный член комиссии от Ющенко на вопрос о том, как он может объяснить явку избирателей в 98% на их участке 21 ноября, высказался так: "Я здесь голоса не считаю. Я слежу, чтобы не было нарушений".

Создание собственной идентичности

Из 39 телевизионных каналов в квартире, где мы жили в Донецке, "5 канала" не было. Большую часть информации жители города получают из местного 12 канала, ТРК "Украина" и российских телеканалов. Ситуация несколько улучшилась с изменениями на центральных украинских каналах, которые также транслируются в Донецке. Оппозиционных печатных изданий в киосках города найти не удалось.

Сейчас, спустя пару лет, центр Донецка не узнать. Большинство серых "сталинок" покрасили в желтые, розовые и светлофиолетовые цвета. Улица Артема вымощена плиточкой "а-ля" Омельченко. В пику киевскому 5-звездочному "Паласу" построен "Донбасс-Палас", отремонтирован стадион клуба "Шахтер". На биг-бордах в центре - реклама водки: "Донбасс порожняк не гонит".

Сооружаются памятники известным и, что больше всего удивляет - еще живым землякам. В этом плане Донецк переплюнул даже столицу. В Киеве, кажется, существует всего один памятник живому человеку - бюст академику Патону, воздвигнутый еще в советские времена. Все другие новейшие памятники посвящены или уже умершим общественным деятелям, или литературным героям.

А на центральной площади Донецка стоит памятник Ленину, к которому молодожены кладут цветы и фотографируются.

Говоря о живых. После памятника Бубке в Донецке, открыли памятник Иосифу Кобзону. Цветы ему пока что не носят, но уже фотографируются.

Самым крупным событием в городе накануне выборов было бракосочетание Лилии Подкопаевой, на которое, по свидетельству местной прессы, съехался весь бомонд России и Украины. Свадьба проходила в отеле "Донбасс-Палас" и, по даннным все тех же местных газет, была оплачена его владельцем Ренатом Ахметовым.

Вечером 25 декабря, в центре города прозвучал салют. Мы уже было решили, что голоса за Януковича посчитали заочно, и сторонники единого кандидата начали праздновать победу. На следующий день выяснилось, что это был салют в честь свадьбы Подкопаевой, который давали прямо с крыши отеля Ахметова.

Мифы и реальность

Донецк живет своими собственными мифами, которые имеют такое же отношение к реальности, как и явка в 98% к реальному волеизъявлению граждан. Большинство мифов - общеизвестны.

Донбасс кормит всю Украину. Все, кто живут в Киеве и дальше на запад - бандеровцы. Когда к власти придет Ющенко - он захоронит в шахтах Донбасса ядерные отходы и отнимет у шахтеров пенсии. Ющенко на самом деле никто не отравлял. Его лицо - следствие неудачной пластической операции - Бог наказал. Если Ющенко победит - Украину оккупируют войска НАТО (сама слышала).

Есть и менее известные мифы. О том, например, что Донбасс - это регион интернациональный, что на Донбассе живут мирно (что особо подчеркивается) 110 национальностей.

На самом деле, находясь в Донецке, сталкиваешься с типичными проявлениями ксенофобии. Если ты говоришь на украинском языке, услышишь в спину "бандеровцы". Разговаривая на участках на английском с международными наблюдателями, часто можно было услышать: "поприезжали здесь контролировать нас", или просто ругань.

Кама грядеши?

Сложно точно определить, что сейчас представляет Донбасс: другую страну, или иную Украину. На Галичине популярно мнение, что Донбасс нужно отпустить на все четыре стороны, чтобы он не тянул страну на дно.

Большинство национальных лидеров, наоборот, всячески подчеркивают, что нет никакой разницы между Донбассом и другой Украиной. В это сложно поверить, хотя бы учитывая то, что официантка в кафе не понимала, что означает слово "кава"!

Кажется, главная разница между нами в одном. Многие украинцы считают, что президентом не может быть человек, который, скажем условно, шапки воровал, хоть и перевоспитался, а там не видят в этом ничего страшного. И разица эта не в месте проживания, а в мировоззрении.

Рыба, как известно гниет с головы, но чистят ее с хвоста. Именно руководство Донецкой области несет ответственность за тот массовый психоз агрессивности, который охватил Донбасс по отношению ко всей Украине. Но с ними пусть разбирается прокуратура.

А гражданскому обществу придется начинать с хвоста: через народную дипломатию, культурные обмены, кампании разъяснения и популяризации основных принципов демократии, чтобы показать жителям Донбаса, что Восток и Запад действительно вместе.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде