Полупустой стакан украинской евроинтеграции

Пятница, 2 сентября 2005, 10:15

 Успех Украины способен открыть новые горизонты для всего нашего континента. Верю, что уже скоро без Украины нельзя будет вообразить ни нового лица Европы, ни ее границ, ни роли в сегодняшнем мире.

Виктор Ющенко, из выступления президента Украины на Площади Независимости 24 августа 2005 года

"Европейская карта" на парламентских выборах

Менее чем за три месяца - 1 декабря - украинская власть будет отчитываться в Лондоне об успехах в реформировании политической и экономической системы. Ставки являются высокими и принципиальными для Виктора Ющенко.

Речь идет не только о статусе рыночной экономики, допуск в ВТО (выгоды от которого оценивают в 8 млрд. долл., однако молчат о реальной цене потерь), а о признании успешности новой власти как знак и подтверждение шансов на вхождение Украины к Объединенную Европу.

В электоральном плане для президента Ющенко Евроинтеграция является тем самым "драйвом", "маленькой победной войной", какой для Владимира Путина является идея борьбы с терроризмом и возрождение СССР.

Это символ веры в небесполезность потерь и жертв народа ради общего блага и безопасности Родины. В данном случае - веры в то, что Украина находится на правильном пути после победы на Площади. В то, что украинцев на самом деле перестали воспринимать в Европе и миру исключительно в контексте советского (русского) прошлого.

Накануне парламентской избирательной кампании и ежегодного обращения к Верховной Раде признание Европейским Союзом успехов Украины необходимо Ющенко как воздух.

Ведь в случае одобрения европейцами украинских реформ и действий правительства на равне с либерализацией визового режима и четкими перспективами создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной, у власти появляется возможность настроить выигрышную для себя дискуссию в ходе кампании.

То есть, команда президента будет иметь шанс преодолеть "идеологическое бессилие" и вооружиться новым "выборным мифом", согласно которому улучшение жизни в стране и продвижение реформ зависит от образования в парламенте большинства, которое поддерживает успешный европейский курс Ющенко.

С другой стороны, если Брюссель откажется признать успешность Украины и укажет на необходимость "работы над ошибками", Ющенко рискует не только лишиться привлекательного "избирательного мифа", но и натолкнуться на критику со стороны соперников в сфере внешней политики и евроинтеграции, где он за все время чувствовал себя наиболее уверенным.

Новой власти будет тяжело отразить контраргументы оппозиционно настроенных лидеров, от умеренного Владимира Литвина к радикалам на манер Наталии Витренко.

В первую очередь критики обратят внимание на то, что президент просчитался в стратегическом плане: резкое охлаждение отношений с Россией и выход из проекта ЕЭП не были компенсированы в европейском направлении весомыми достижениями.

А дальше можно говорить и об "заговоре оранжевой верхушки" направленном на преобразование Украины в "сырьевой придаток Запада" и "плацдарм агрессии против братских России и Беларусии".

Во-вторых, президенту и правительству закинут невозможность выполнять те задачи, которые они сами же перед собой поставили в программе правительства и плане действий "Украина – ЕС". И что главными причинами этого является отсутствие единства в команде президента, непродуманная кадровая политика и административно-популистский стиль управления экономикой.

Отсюда кое-кто может сделать "логический" вывод, что "Европейский выбор" как политика и идеология ускорения реформ в Украине себя не оправдал и остался бутафорией времен "евроинтегратора" Кучмы.

Откроется дверь Евросоюза для Украины после оранжевой революции, или Европа погрузится на 10-20 лет во внутренние проблемы, оставив Украину в статусе "вечного" соседа?

В конце июля в Ливадийском дворце, бывшие и действующие украинские и европейские члены правительства, независимые эксперты имели возможность подбить итоги европейских усилий Украины в первой половине 2005 года.

Все это происходило в рамках инициативы Виктора Пинчука. Со временем в немецкой Die Presse появилась имиджевая статья, в которой речь идет о "незаурядной" роли Пинчука в продвижении европейского будущего Украины.

Тем не менее на самом деле незаурядной была собственно экспертная дискуссия в ходе семинара, которая проявила слабые места евроинтеграционной политики новой команды и очертила круг вопросов, от решения которых во многом будет зависеть и положительное решение Брюсселя в декабре этого года.

Восприятие евроинтеграционных усилий Украины европейскими интеллектуалами: "ялтинский кейс"

По дороге к севастопольскому аэропорту Бельбек, который принимал европейских гостей, автор случайно оказался рядом с украинской гражданкой, сопровождающей генерального менеджера Европейского инвестиционного банка Брауна (именно то учреждение от которого Рыбачук стремится получить 1 млрд. евро на финансирование "прорывных" проектов). Собеседница оказалась работником консультационной фирмы, которая предоставляет услуги ЕИБ относительно инвестиций в Украину.

В ходе общения госпожа консультант высказала серьезное беспокойство кадровой политикой новой власти ("уволено 18 тысяч профессиональных бюрократов, а на их место пришли дилетанты"), политическим преследованием оппозиции и хаотичным административным регулированием товарных рынков.

В свою очередь, автор попробовал привести контраргументы. Во-первых, что не все 18 тысяч должностей были заняты дилетантами, поскольку много кто из команды Ющенко на высших и средних ступенях имеют опыт работы в госструктурах. Что обвинение против екс-вельмож - лишь зацепки, которые используются новой властью для разоблачения айсберга многомиллионных злоупотреблений как в деле покойного Кирпы. Хотя и не исключил угрозы преобразования отдельных лиц на обычных "стрелочников".

Из всего этого моя собеседница сделала вывод, что ситуация на самом деле еще более сложная и запутанная, чем это кажется из Люксембурга. Сухой остаток дискуссии: в стране властвует видимость, имитация изменений, которыми стараются изо всех сил припрятать просчеты в экономической политике.

В той или другой форме к такому выводу приводили европейцев выступления двух знаковых лиц - советника президента Украины Бориса Немцова и главы парламента Владимира Литвина.

Любые предыдущие консультации между Немцовым и Литвином можно исключить, поскольку спикер пришел уже к завершению конференции, тогда как русский советник президента Украины постоянно находился в поле зрения участников и журналистов (хотя Немцов и сознался, что находился в Крыму некоторое время на отдыхе с семьей собственно как и Литвин).

Итак, из уст обеих политиков европейцы услышали три ключевых тезиса.

Во-первых, стратегией власти на данный момент есть выигрыш на парламентских выборах любой ценой.

Этим объясняется направление около 80% госбюджета на социальные и пенсионные программы и кампания по реприватизации активов политических соперников (Борис Немцов). Ради объективности следует прибавить, что и в проекте госбюджета на 2006 год, по словам первого вице-премьера Кинаха, социальные расходы снова достигнут 80%.

Во-вторых, своими грубыми и неосторожными действиями команда нового президента подорвала политическую стабильность в стране, спровоцировала противостояние в парламенте и проставила под угрозу законодательное обеспечение вступления Украины в ВТО, которое является предпосылкой успешных переговоров с ЕС. В результате, как указал, Владимир Литвин, "Украина сейчас дальше от Европы, чем полгода назад".

В-третьих, ячейкой деструктивной, а значить антиевропейской политики в Украине является правительство, т.е. кабинет министров во главе с Юлией Тимошенко. Главным образом. Это произошло из-за слишком большого желания премьер-министра понравиться избирателям с помощью популистских решений (Борис Немцов).

Управленческий хаос, по мнению спикера и советника президента, углубляет противоречия в самой правительственной команде, которая объединяет приверженцев либеральной и социалистической идеологии.

Ироничный Немцов, говоря о том, что социалисты никогда не разрешат провести по-настоящему "большую приватизацию", а значит и приток иностранных инвестиций, оказался прав.

Накануне новой сессии стало известно, что Мороз внес законопроект об изъятии со списка приватизированных предприятий Одесского припортового завода и харьковского "Турбоатома". А глава ФГИУ Валентина Семенюк публично выступила против повторной приватизации Никопольского ферросплавного завода.

В дополнение Литвин и Немцов убедили европейцев, что именно правительство несет ответственность за значительное ухудшение отношений с Россией как в сфере торговли, так и в энергетической сфере. По словам советника президента, осенью Украину ждет общий экономический кризис, определенный падением производства и дефицитом энергоносителей.

Проблемы в отношениях с Россией, по мнению советника и спикера, углублены внутренней конкуренцией в окружении Ющенко. Как указал Литвин, "Действия и заявление отдельных политиков в российском направлении продиктованы главным образом желанием понравиться другой стороне, а не реальными намерениями решить проблемы".

Спикер словно в воду смотрел. Следует лишь взглянуть на противоречивые заявления министра экономики Терехина про прекращение участия Украины в ЕЭП и дезавуирование его слов Ющенко и Тарасюком. "Украина будет принимать участие", заявляет 22 августа президент. А уже 26 августа становится понятным, что Украина таки не будет принимать участия, поскольку из 29-пакетов документов Киев соглашается на 15, которые без остальных 14-ти не подпишут другие три стороны.

В ходе неформального общения в кулуарах мероприятия, оценки действий власти становились еще более резкими, а прогнозы интеграции Украины к ЕС - еще более пессимистическими. А главным образом высказывалось удивление по поводу того, что такой лидер как Ющенко, который одержал победу в тяжелой ситуации ноября-декабря 2004 года, потерял контроль над экономической политикой в государстве и втянулся у распри своего окружения.

Итак, отдельные серьезные упреки со стороны экспертов относительно неэффективности реформ в Украине и порочно избранного пути экспертов подкрепляются красноречивыми фактами.

А в Брюсселе Украину будут оценивать прежде всего по действиям, а не по декларациям посторонних наблюдателей или чиновников. И хотя пока что политическая оценка Украины удерживается на уровне "удовлетворительно", но к декабрю может опуститься к "скорее плохо, чем удовлетворительно".   

Этому может посодействовать и информационная кампания, которую в западных СМИ будут проводить силы, настроенные на реванш во время парламентских выборах 2006 года. В ответ власть может развернуть собственную информационную кампанию, которая до этого времени велась силами Бориса Тарасюка и Олега Рыбачука.

Тем не менее лучшее противодействие таким попыткам будет заключаться не в многословных интервью от лица президента или премьера, а в реальных шагах к парламентским выборам, которые показали бы Брюсселю, евроскептикам в Украине и за ее пределами четкую политическую волю к осуществлению реформ.

Со слов видных представителей "Дойче банка", Комитета немецкой промышленности, ЕБРР и ЕИБ приблизительная программа реформ должна включать такие важные элементы.

Политическая стабильность. Под этим термином европейцы понимают слаженную работу ветвей власти и конструктивное решение парламентских и правительственных кризисов. Индикатором стабильности станет прохождение/непрохождение законов, которые касаются вступления в ВТО, через Верховную Раду.

Важным элементом стабильности есть понятная экономическая стратегия правительства, которая дает видение какие шаги и в какие временные сроки будет осуществлять власть. В конце концов, европейцы будут чувствовать себя спокойнее, если президент и премьер-министр будут исповедовать единую идеологию.

Судебная реформа. Пока суды будут постановлять решение в хозяйственных спорах, оглядываясь на государство или олигархов, европейская элита едва ли поверит в существования в стране институционной основы для внедрения европейского права.

Экономические инициативы. Европейцы жестко будут требовать открытия доступа иностранных банков в Украину, внедрение продажи земли и перехода украинских компаний на международные стандарты аудита.

Поняло, в Европе никто не требует и не хочет, чтобы эти вопросы решались новой "штурмовщиной", но правительство должно продемонстрировать, что оно слышит своих европейских партнеров. 

Согласно продвижению этих и других реформ, "Дойчебанк" предлагает три сценария продвижения Украины в Европейский Союз.

Первый из них предусматривает ускоренную интеграцию Украины в ЕС, быстрое предоставление статуса кандидата на вступление и экономический рост до 5-6% ВВП на год. Это позволит Украине через 10-15 лет занять видное место среди центральноевропейских членов ЕС.

Второй сценарий "постепенного прогресса" предусматривает трудное продвижение судебной и правовой реформы и выход до 2025 года на уровень Румынии или Словакии.

Третий сценарий "движения с остановками" основывается на пессимистическом предположении относительно сохранения отрицательных тенденций этого года в экономике и медленным восстановлением доверия западных инвесторов к Украине.

Чтобы избежать наиболее плохого из вариантов и обеспечить приход европейского капитала в Украину, по мнению одного из директоров "Дойче банка" Филиппа Волло, украинские лидеры должны дать гарантии выбора в пользу укрепления рыночной экономики.

Для этого, как считает представитель "Дойче банка", инвесторы должны иметь исчерпывающую информацию о том, какое будет следующее правительство, и какие шаги оно будет осуществлять.

И если действующее правительство не покажет, что время социальных экспериментов на самом деле прошло, тяжело ожидать со стороны европейцев увлечения Украиной после переизбрания премьер-министра в апреле-мае 2006 года.

Геополитика в качестве "последнего довода"

Итак, Украина имеет очевидные проблемы с приспособлением к демократии и экономике соответственно взятым на себя обязательствам перед ЕС. Тем не менее, у Киева пока что все обстоит благополучно с аргументом "в последней инстанции" - с геополитическим положением и возможностями его использования.

Европе на самом деле не обойтись без независимой позиции Украины как транзитера русских энергоносителей. Кроме того, страны ЕС время от времени нуждаются в Украине для обеспечения определенной безопасности (силовой, военной) в "горячих точках".

Немецкий политолог Александр Рар на вопрос автора признал, что в случае победы Януковича на выборах, Европа оказалась бы с глазу на глаз с объединением России, Беларуси и Украины с единым центром в Кремле, который в перспективе диктовал бы свои условия на энергетическом рынке.

Москва успешно завершила бы операции по получению контроля над альтернативными путями транспортировки каспийских нефти и газа к Европе, поставив со временем в Баку, Астане и даже Тбилиси лояльных лидеров.

Теперь этот сценарий едва ли удастся реализовать. Вместе с тем Европа имеет хорошие шансы, приближая к себе Украину и активно содействуя энергетическим проектам в рамках так называемого Сообщества демократического выбора.

Сейчас в Европе выжидают чем завершится "газовый спор" между Киевом и Москвой. Если новое руководство Украины в основном защитит свою начальную позицию (сохранение умеренных цен на газ в пределах 80-90 долл. за тыс. куб. м. и низких тарифов на транспортировку) и продемонстрирует качество сильных переговорщиков, ЕС охотно станет спонсором трансазийского газотранспортного консорциума для поставок туркменского и казахского газа в Европу и нефтепровод "Одесса – Броды".

А большие ставки в энергетике будут подталкивать ЕС к предоставлению Украиной привилегированного статуса и даже ускоренного ее привлечение к зоне свободной торговли.

В дополнение, в Брюсселе пристально следят за развитием событий в Приднестровье. Как бы это цинично не выглядело, тем не менее, Европе не так нужна единая Молдова, как отсутствие явной угрозы войны и гуманитарной катастрофы на собственных границах. Киеву достаточно выполнить программу-минимум, чтобы получить высокие баллы в Брюсселе.

Выполнение программы-максимум и мирная реинтеграция Молдовы поставит Украину на уровень государств "ядра" ЕС, по крайней мере в сфере безопасности.

При сохранении стабильности или даже либерализации в России, энергетическая карта и карта безопасности разрешат Украине постепенно набирать баллы и подтягиваться к сценарию "постепенного прогресса" и вступления в ЕС на 2020-границы их лет.

Тем не менее, с приходом к власти в Кремле националистических, антизападных сил геополитические расчеты и определенные успехи Украины наверно заставят ЕС откликнуться на призывы Киева начать переговоры о вступлении после 2008 года.

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде