Последние день и ночь Юлии Тимошенко

Четверг, 8 сентября 2005, 18:40

Когда в апреле 2001 года Виктора Ющенко уволили с должности премьер-министра, он сразу сказал с трибуны Верховной Рады: "Я иду, чтобы вернуться". Сегодня Юлия Тимошенко взяла тайм-аут продолжительностью полтора суток. Ее объяснения прозвучат не раньше 20 часов вечера пятницы, во время эфира на канале "Интер".

Тимошенко в паузе. Человек, который готов несколькими словами создать политическую взрывчатку, не произнес ни слова. Сомнительно, что она молчит, потому что надеется, что Ющенко повторно внесет ее на утверждение главой правительства. Среди невозможных теорий немного возможно, что президент предложит ей какую-то должность. Тем не менее Тимошенко просто понемногу отходит от шока. Но медленно – она пытается понять, какую в этот раз ей придется играть роль в спектакле своїй политической карьеры.

О том, что все может закончиться так, Тимошенко подозревала, но не верила до конца.

В среду утром Кабинет министров посетил Порошенко, который попробовал уладить конфликт. Потом Тимошенко пошла открывать заседание правительства. Премьер попросила выйти из зала работников секретариата Кабмина. Она обратилась к министрам, что скандал, вызванный заявлением Александра Зинченко, может иметь разные последствия – вплоть до отставки всех-всех-всех: и Порошенко, и Третьякова, и губернаторов, и Кабмина.

Тимошенко поблагодарила министров и сказала, что они смогли стать единой командой и, вообще, едва ли лучшим правительством Украины. После этого члены Кабмина начали обмен мнениями. Некоторые самые хитрые, когда до них доходила очередь выступать, выходили покурить. Вице-премьер Роман Бессмертный поддержал идею сразу уволить всех. Вместе с тем резко против высказались министр транспорта Евгений Червоненко и министр чрезвычайных ситуаций Давид Жвания. Последний так разнервничался, что заговорил по-украински.

После этого Тимошенко поручила проводить Кабмин Анатолию Кинаху, а сама пошла к президенту. Своим помощникам сказала, что до вечера они могут быть свободны.

Когда в среду ночью Тимошенко вышла с Банковой, самым возможным был сценарий потери ее нескольких ближайших соратников из правительства – министра экономики Сергея Терехина, вице-премьера Николая Томенко и, что самое опасное, главы СБУ Александра Турчинова. Также топор отставки навис над генпрокурором Святославом Пискуном. Который, вопреки войнам времен Кучмы, вдруг на протяжении последних месяцев неожиданно оказался среди доверенных людей Тимошенко.

Этими валетами и королями Тимошенко платила за нейтрализацию туза – главного своего врага Петра Порошенко. Также ожидалось увольнение его единомышленника – руководителя таможни Николая Скомаровского. Первый помощник президента Александр Третьяков ходил под угрозой быть временно отстраненным или также лишенным должности. Это был так называемый "мягкий пакет" кадровых изменений.

Еще одной составляющей компромисса, с которой разошлись спать Ющенко и Тимошенко, был общий блок на выборах в парламент. Здесь нет единодушия среди источников "Украинской правды". Одни говорят, что список должен был быть с пропорцией: 66% формирует сторона президента, а 33% – премьера. Другие утверждают, что 50% забирал себе Ющенко и "Народный Союз Наша Украина", 25% для Литвина и еще 25% – для Тимошенко.

При этом Ющенко выдвинул Тимошенко требование – он имеет право вето на людей, которые будут включаться в общий список по квоте соратницы. Она такой возможности не получила. Тимошенко также было сообщено, что в число неблагонадежных попали Зинченко, Томенко и Костенко.

На следующий день все изменилось.

Утром новый госсекретарь Олег Рыбачук посетил посла США в Украина Джона Гербста, которого посреди ночи обрабатывали люди Тимошенко с просьбой повлиять на Ющенко. Николай Томенко провел пресс-конференцию с упреками в адрес окружения Ющенко, аналогичными словам Зинченко. А Тимошенко снова прибыла в секретариат президента. Ее главной просьбам было сохранить Турчинова в СБУ.

Ющенко выступил со встречными претензиями. Узнав о словах Томенко, обвинил премьера в предательстве договоренности попробовать склеить разбитую команду. Потребовал публично пожать руку Порошенко. Получил отказ. Упрекнул попытками вовлечь в конфликт посла США. Вышел из себя из-за того, что фракция БЮТ не по-партнерски проголосовала за лишение Порошенко депутатского мандата. И отправил правительство в отставку.

Потом была пресс-конференция. Во время которой пресс-секретарь Ющенко Ирина Геращенко заплакала, а новый госсекретарь Олег Рыбачук лишь один раз горько улыбнулся – когда Ющенко сказал, что "некоторые чиновники увлеклись этим пиаром настолько, что жизнь без камер они не представляют". Имел в виду он того же таки Томенко.

Если совсем честно, то, похоже, Ющенко воспользовался поводом уволить Тимошенко – потому что в заявлении Томенко не было ничего такого, что могло шокировать неподготовленную публику.

Больше того, там не было ни одного конкретного факта – кроме утверждения, что за восемь месяцев без согласования с Тимошенко Ющенко незаконно назначил 54 высших чиновников.

Ющенко думает, что Томенко напустила она. Действительно, экс-вице-премьер регулярно выступает в роли рекламного агента Тимошенко. И после встречи с Ющенко в ночь со среды на четверг состоялись бурные переговоры Тимошенко с доверенными лицами в связи с "мягким пакетом" выхода из кризиса.

Понятно, что решение Томенко было частично его личным, но частично и общим – если бы Тимошенко жестко выступила против, ему бы пришлось промолчать. Потому что именно с ней Томенко связывает планы на 2006 год. Премьер же решила не вмешиваться. Тем более что в талантах своего заместителя как можно сильнее ударить по команде Ющенко она не сомневалась.

А о нелюбви Ющенко и Тимошенко ходят уже легенды. Жизнь Ющенко в постоянном контакте с Порошенко, Червоненко и Третьяковым, которые умело выделяли ее ошибки, исказили образ премьера. Отсутствие встреч тет-а-тет с Ющенко, кадровые назначения в обход правительства и саботаж идей притупили для Тимошенко важность прислушиваться к словам главы государства. Их отношения часто выходили за грани субординации, а лексика – за рамки дозволенного.

Последней каплей стала ситуация вокруг Никопольского завода ферросплавов. Похоже, Ющенко убедили (возможно, небезосновательно), что заявление Зинченко было попыткой переключить внимание со скандала вокруг НЗФ.

Финал этой истории – вокруг Ющенко стала образовывается та же проверенная команда, что была и в 2000-2001 годах во время его премьерства.

Тот же Олег Рыбачук. Тогда он был руководителем службы – сейчас госсекретарь.

Тот же Юрий Ехануров. Тогда он был первым вице-премьером – сейчас целый глава правительства.

Та же Вера Ивановна Ульянченко – тогда она была первым помощником, а сейчас является советником.

Не понятно только, тот ли сам Ющенко?

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде