Что она скажет?

Пятница, 9 сентября 2005, 11:54

Итак, она молчит. После прощания с правительством и фотографии на память - она не сказала ни одного слова. По сути. Мы ждем. В этой драме не выстрелило еще одно ружье.

Какой контраст с несколькими поспешными пресс-конференциями Петра Порошенко. За последнюю неделю - три раза. Экс-секретарь СНБО сказал все, что надо в таких неприятных ситуациях. Он звучал наступательно, говорил от себя, а вот Александр Зинченко отводил глаза и читал с бумажки. Ну и что теперь.

А она молчит.

Кадровая ошибка президента Виктора Ющенко, заложенная еще зимой, и его естественная склонность к мирному решению конфликтов, довели нас всех к правительственному кризису, за которым просматривает крах наших надежд.

Конечно, уже тогда надо было рубить все противоречивые с точки зрения Конституции полномочия секретаря СНБО, чтобы укротить или тщеславный каприз, или бизнес-расчет господина Порошенко. Теперь это видят все, даже далекие от политики люди. Здесь работает принцип - хорошо быть таким умным, как моя жена потом.

Но не это является уроком нашего кризиса. Уроком являются понимания того, что человек может делать со своей свободой.

Граница человеческих свобод

Мы вышли из сравнительно мягкого авторитарного режима Леонида Кучмы и смысл этого счастливого выхода для многих - в как можно большей реализации своей свободы. Причем свободы в двух смыслах - как свободы действий и как способности действовать. Режим господина Кучмы, времен его второго срока, не давал возможности людям самореализовываться, ограничивал творчество, основа которого - свобода. Это был искусственно поставленный для каждого предохранитель страха.

Теперь мы впадаем в крайности. Бесконтрольность со стороны репрессивного строя не означает анархии: если милиционер не смотрит - значит я могу, например, свободно плюнуть в эту тетю. Свобода единиц не является беспредельной. Конечно, нам хочется нащупать границу и отодвинуть ее по возможности дальше. Собственно наш поход в направлении западных ценностей и является попыткой дать нам больше воли.

Однако мы должны признать - граница есть. Если предохранителем не является авторитарный режим, то что-то у нас в середине. Наша внутренняя граница - свобода и комфорт других людей. Можно назвать это еще и законом. И нашей готовностью того закона придерживаться.

Демократия - не является абсолютной свободой ни для подданных, ни для правителей. Для простых людей она - в способности сделать правильный выбор в соответствующее политическое время, а в обычное время, скажем, во внутренней способности удержаться от справления естественных нужд в лифте.

Для политиков в рамках демократии это проявляется в другом - в их ответственности перед людьми, которые им поверили. Эта ответственность есть и до получения власти, обычно же во время правления, но в не меньшей мере - и после него.

Политик, который мыслит категориями выборов, электората, политтехнологий и времени удачной отставки - обычно еще не негодяй. Но когда он забывает за этими понятиями о свои гуманитарные миссии и свою ответственность, то здесь уже различить два понятия невозможно.

Свобода президента ограничена не только ресурсами, но представлением о благе народа (не только наций), способностью предусмотреть следствия своих действий, просто моралью, жалостью. Свобода высших чиновников ограничена не только выбором президента, но и осознанием собственного места в государственной иерархии. Законом, если хотите, но больше чем законом.

Опасность демократии

Ведь опасность авторитаризма - в весьма жестоком ограничении человеческих свобод, в запугивании своего народа.

А опасность демократии - в неограниченной борьбе свобод, без упоминаний об общем благе, а лишь ради призрачного превосходства над кем-то, кого мы избираем своим соперником, в цинизме выкарабкаться на главы своих неприятелей во что бы не стало. Или в безответственности, легкой готовности все бросить и пойти в отставку, умыть руки.

Опасность и в нашей способности обдумать информацию о событиях. Если раньше у нас не было таких правительственных кризисов - это хорошо или плохо? Лучше ли возвратиться к предыдущему режиму, только потому, что кризиса за него были скрытыми и абсолютно неуправляемыми со стороны общества? Или мы, за кого всегда думали компетентные лица и органы, способные сейчас все это проглотить?

Якобы и те лица с органами оказались совсем не такими компетентными, а даже продажными и безответственными. Но это новое явление - правительственный кризис - все же таки пугает. По-старому оно как-то привычнее. Это - естественная боязнь быть обманутыми, неспособность принимать собственное решение. Причем это касается и массы, и элиты.

Что бывает от правительственных кризисов?

Помните Италию 1970 - начала 80 лет? Или отставки правительств Японии в начале 90-х? Они приходили и уходили, буквально мигали перед глазами. В богатых странах такое тоже случается. Однако, одно дело, когда такие вещи происходят после 25-30 лет более или менее упроченной демократической истории, а другое, когда в стране - поворотный момент.

Слабость страны во время правительственного кризиса заключается в ее временной невозможности принимать решения. Конечно, здесь не идет речь о внешней угрозе войны. Это опасность в нашем случае отдалена.

Внешняя опасность другая, она менее острая, но она есть. Символически, что президент Ющенко рассказал о своем решении в один день с подписанием между Россией и Германией соглашения о газопроводе, который пойдет в обход Украины.

Это лишнее напоминание - не следует забывать, что Западом двигает денежный расчет, а Россия готова даже на допуск иностранных партнеров к своим стратегическим запасам - ради тех самых денег, и ради удовлетворения своего пораженного имперского самолюбия. Для обеих сторон мы как еще один повод продемонстрировать свою власть.

Но есть другие опасности. Например, вы знаете как поведет себя гривна? А цены на жилье? А что будет с урожаем следующего года? Вот еще, например, цены на газ. У меня вообще электроплитка, но это меня не утешает, как вы понимаете. И вообще, зима приближается.

Если бы у нас был предыдущий опыт таких правительственных кризисов, полный заменимый штат кадровых бюрократов, а общество наслаждалось стабильностью, то кризис бы просто никто не замечал. Но из-за наших новых обстоятельств мы это переживаем впервые.

Наш кризис несет в себе разочарование масс, их дезорганизацию и неконтролируемость. Когда люди разочарованы - они впечатлительные, дела их неудачные, а гнев их оборачивается против тех, кто обольстил их обещаниями. Это и есть наибольшая опасность этой ситуации.

Обычно можно канализировать гнев масс против конкретного лица, выиграть выборы, и все начать сначала. Но гнев не является автоматическим источником нового энтузиазма, и разочарование несет в себе новые опасности.

Мелочные проблемы на пример того, кто кем руководит во власти - ничто, когда мы упомянем о нашем многолетнем отставании от многих десятков более зажиточных и целесообразных стран. Вам, господа политики, хочется адреналин погонять один в одного, а вот Беларусь с Румынией опережают нас за индексом человеческого развития ООН.

С кем легче соревноваться? Обычно с вашим политическим оппонентом! Свобода и способность бросить вызов - замечательные вещи, когда они имеют за собой гуманизм, а не только спортивный интерес.

Что дальше

Мы запомним четверг, 8 сентября, как день, когда все увидели, как поседевший Ющенко медленно возглашает свое решение перед редакторами наибольших телеканалов. Все кто может, следят за этой болевой картиной возле телевизоров. Как уставшая и невыспавшаяся Тимошенко с белым лицом изображает улыбку на заседании Кабмина. Как Порошенко говорит о 21 годовщине своей свадьбы перед толпой критически настроенных журналюг. Или еще - заявление Турчинова об угрозе национальной безопасности.

А вот в памяти осталась фразочка Литвина: следует оставить страну на два дня, как здесь такое. Выражение боли в глазах нардепов из патриотически настроенных фракций. Революционный запал и готовность рваться в бой у живых адреналиновых фабрик. Гиенные повадки объединенных социал-демократов. Вежливо-холодные комментарии из-за границы.

Наступает время исправления ошибок. Задачи, которые отправленные в отставку члены правительства называли сверхсложными, становятся еще более сложными. Дело неблагодарное, если мыслить с точки зрения приближения выборов. Но выгребать надо. Некуда деться.

За хаосом в головах из-за ослепления победой на выборах, за летним кавардаком в Верховной Раде, внутриправительственными распрями мы можем оказаться перед хаосом в ежедневной жизни. Очевидно, что в этом случае проиграем все мы, хотя кое-кто, обычно заработает себе дивиденды.

Когда все, кажется, летит в свободном падении, и вот-вот разобьется вконец, надо искать точки опоры. Политически сейчас она единая - президент Виктор Ющенко.

Он может ошибаться, и будьте уверены, ошибется еще не один раз. Но он - легитимный и управляемый добрыми намерениями. Ему можно доверять, и с другой стороны - его можно подвергать критике. Похоже также, что он сделал некоторые выводы. Его не надо обожествлять и считать мессией, просто сейчас ему не надо мешать.

Так как немедленная политическая месть Ющенко, война за голоса избирателей будет означать ежедневные проблемы для миллионов украинских граждан. Никакие политические победы этого не достойны. Теперь слабость власти и паралич правительства могут стоить очень дорого.

После всего, мы возвращаемся к нашей исходной точке. Еще один человек не сказал, что будет делать дальше. Что она скажет? И что она будет делать дальше?

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде