"Нефтегаз" в облоге

Понедельник, 28 ноября 2005, 13:12

Беспрецедентно большое политическое и психологическое давление, под которое попало нынешнее руководство Национальной акционерной компании (НАК) "Нефтегаз Украины" в лице председателя правления Алексея Ивченко, заставило последнего более активно выступать на публике, высказывая свою позицию.

Так произошло, в частности, на открытом отчете о деятельности его компании, который состоялся 24 ноября.

Однако вообще НАК остается достаточно закрытой для общественности структурой, что в том числе и вредит репутации компании (и стране, которую она представляет). Внутри "Нефтегаза" происходит немало как отрицательных, так и положительных процессов, и вынести общую оценку постороннему наблюдателю, который стремится к объективности, сейчас просто невозможно.
На даный момент для "Нефтегаза" характерны относительно неплохие позиции на внешних рынках, и проблемы внутри страны.

Есть и первые колокольчики - депутатский запрос Анатолия Писаренко, члена оппозиционной фракции СДПУ(о), поддержанного недавно 264-мя голосами в Верховной Раде, вряд ли можно сейчас считать рутинным демаршем политических сил.

Во-первых, само количество и состав тех, кто проголосовал, свидетельствует, что в парламенте найдется достаточно голосов депутатов, которые могут проголосовать за недоверие Ивченко, чем спровоцировать его замену на иную фигуру.

Во-вторых, сейчас как раз тот момент, когда должны решиться главные интриги газовой сферы – заключение соглашений, которые регламентируют снабжение газа в Украину из России и Туркменистана.

Сейчас существуют немалые основания считать, что переговорные позиции Украины относительно обозначенных соглашений настолько сильны, что ничто не мешает новому председателю НАКа триумфально подписать выгодные для государства документы относительно поставок газа.

Действительно, общественный фокус внимания вместо того, чтобы сосредоточиться на реальных проблемах наибольшей украинской государственной компании, направлен в первую очередь на внешние угрозы для энергетической безопасности Украины – Россию и Туркменистан, как основные источники поставки стратегически важных энергоносителей в Украину.

Такое смещение внимания – следствие согласованных действий российских кругов, причастных к газовой сфере, а также связанных с ними украинских политиков и масс-медиа (в частности, с капиталом рссийского происхождения).

Действия россиян сейчас выходят за пределы сферы энергоносителей. В частности, в России присутствует ставка на создание иллюзии максимально скандальных отношений с Украиной – хотя, на самом деле, на уровне официальных переговоров тон отношений является довольно уравновешенным.

Россия

По неофициальной информации, российская сторона накануне визита премьера РФ Михаила Фрадкова прислала предложение Украине относительно тарифов на поставки газа в Украину. Там, в частности, на 2006 год предполагалась цена в 50 долларов за 1000 кубометров, при базовой ставке за транзит 1,093 доллара за транспортирование тысячи кубометров на 100 км украинской территорией.

Напомним, что Украина большую часть объемов газа получает по бартеру, в обмен на услуги за транспортирование рссийского голубого топлива в Европу. Поэтому роль играет не номинальная цена газа, а именно соотношение опорных цен на газ, который получает НАК за транзит топлива в Европу.

Если верить источникам, близким к Кабмину, в соответствии с предложениями россиян, цена их газ не будет расти для Украины на протяжении следующих двух лет. То есть все громкие заявления о необходимости отказа от бартерных расчетов, а также намерений поднять цену на горючее втрое – не больше чем политический шум.

Следует заметить, что речь идет о так называемом бартерном газе. Если же Украина захочет купить топливо за деньги, вне схемы бартера, то там, конечно, цена будет иной. Вопрос, сколько нужно будет Украине покупать газа за "живые" средства, пока что не решен.

Тем не менее, можно прогнозировать, что для удовлетворения социальных нужд – населения, бюджетников и коммунальной энергетики – газа по выгодной цене хватит.

Еще одно замечание – на 2007 год формула бартерных расчетов 50-1,09 будет пропорционально изменена на 80-1,75. Технически, это не будет означать никаких изменений относительно объемов газа, которые будет получать "Нефтегаз". И тем более это не будет означать, что россияне добъются своего, хоть немного подняв цену на свой товар.

Таким образом, с Россией основные проблемные вопросы, вероятно, будут согласованы в ближайшее время.

Туркменистан

В медиа пространстве создан устойчивый миф, что отношения Украины и Туркменистана сейчас довольно напряженные, что украинская сторона имеет непогашенные долги перед Ашхабадом, и что туркменская сторона собирается поднимать цены на газ для Украины. Возможно, так было и раньше, но на данный момент ситуация вовсе другая.

Опять-таки, по информации источников, близких к правительству, начиная с сентября, украинская сторона стала успевать по графику поставок товаров и платежей в Туркменистан за поставленный газ. По состоянию на прошлую неделю Украина даже выплатила Туркмении на 28 млн. долларов больше, чем Туркмения поставила газа.

Всего Украине нужно заплатить туркменам 375,3 млн. долларов за газ. Из них 77 млн. могут быть уплачены до конца ноября, 73 – в декабре, остальное - в первом квартале 2006-го года.

Однако, не смотря на своевременные, и даже опережающие поставки, туркменская сторона тормозит растаможивание украинских товаров, чтобы иметь повод выставлять претензии.

Например, из товаров на 120 млн. долларов, поставленных в Туркменистан, сейчас растаможено туркменами немногим больше, чем на 70 млн.

Можно предположить, что с обеих сторон в схемах поставки товаров в Туркменистан были злоупотребления, что, в частности, мешало своевременному растаможиванию товаров. Сапармурат Ниязов, президент Туркменистана, недавно наказал продолжительными сроками заключения своего подчиненного, который был причастен к злоупотреблениям с украинскими товарами.

В целом, у украинской стороны сейчас достаточно средств, чтобы закрыть долги за поставленный в текущем году газ.

Маловероятно, что в этом году возникнет какая-либо просроченная задолженность за туркменский газ.

Тем не менее, остаются объективные проблемы, которые потенциально могут повлиять на переговорный процесс. В частности – это 320 миллионный долг за потребленный в 1993-94 годах газ, 60 млн. из которых следует еще отработать.

Насколько эффективно будет это сделано – покажет время. Однако следует заметить, что 320 млн. – это государственный долг Украины, который формально не имеет прямого отношения к НАК "Нефтегаз Украине". Итак, отмеченая компания в принципе может вести переговоры с Туркменбаши, несмотря на этот вопрос.

Украина

Если с Туркменистаном и Россией у "Нефтегаза" дела не так уж плохи, как утверждают в масс-медиа, то с вызовами внутри Украины похуже. Дело в том, что финансовое состояние "Нефтегаза" сейчас не самое лучшее.

Доход НАКа за 9 месяцев текущего года сравнительно с предыдущим годом вырос на 13% – до 40 млрд. 236 млн. грн., валовая прибыль – на 5,6%, до 4647 млн. Однако по итогам первого полугодия 2005 года, по информации Фонда госимущества Украины, НАК получил больше чем полмиллиарда гривен убытков.

Причин убытков две.

Во-первых, опережающие налоговые обязательства, которые взял на себя "Нефтегаз" в текущем году. Так, за 10 месяцев в этом году бюджет получил от НАКа 8 463 млн. грн., сравнительно с 4 546 млн. за аналогичный период прошлого.

Правительство, судя по всему, просто "спустило" компании фиксированный налоговый план. Во-вторых, процесс очищения "Нефтегаза" от коррупционных схем, которые вымывали средства из предприятия, был не настолько результативным, чтобы дать необходимые средства для своевременной уплаты налоговых обязательств.

В результате, НАКу на протяжении текущего года приходилось активно привлекать кредиты западных банков, чтобы платить налоги – для того, чтобы не попасть под налоговые санкции. Кредиты, между прочим – это дополнительные затраты на проценты, поэтому вовсе не улучшают состояние предприятия.

Таким образом, сейчас НАК, очевидно, не справляется с существующей налоговой нагрузкой. Как следствие, Ивченко собирается повысить цены на газ для населения и предприятий – соответственно, с 185 до 343,6 грн. и с 379,2 до 422,2 грн., а также подобным образом повысить цены для других категорий потребителей.

Вообще, повышать цены нужно, поскольку они сейчас по-популистски низкие, и это наносит вред экономике. Тем не менее, необходимо одновременно либерализовать внутренний рынок газа – а этого "Нефтегаз" не хочет, поскольку желает остаться монополистом.

На самом деле, НАК получает большие блага от своего монопольного положения на внешних рынках, тем не менее, гипертрофированная социальная приводит к тому, что компания функционирует неэффективно с финансовой точки зрения.

Остается надеяться, что после выборов в газовой сфере Украины – как на уровне международных соглашений, так и на уровне внутригосударственных отношений – будут проведены реформы.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде