Пора молчать?

Вторник, 28 февраля 2006, 13:09

Разочарование в событиях после оранжевой революции, в политических силах, которые выиграли в результате этой революции, стало уже общей темой любого предвыборного исследования.

Это также привело к образованию значительной прослойки избирателей, которые не знают, за кого будут голосовать. Вряд ли так уже много из них проголосуют за Партию регионов или блок "Не так" - хотя такие, конечно, будут. В конечном итоге, суммарный рейтинг Партии регионов, "Не так" и КПУ, невзирая на заметный рост (прежде всего благодаря рейтинговым ПР), так до сих пор и не достиг показателя Виктора Януковича, с которым он завершил "третий тур" президентских выборов.

Блок Владимира Литвина, вероятнее всего, отберет избирателей из обоих лагерей, а потому вряд ли существенно будет влиять на то, за кем останется преимущество в будущем парламенте - за оранжевыми или сине-белыми. То же, вероятно, будет касаться и "Виче" Инны Богословской - из той лишь разницей, что его прохождение в Верховную Раду намного менее вероятное, чем Блока Литвина.

Кстати, среди многочисленных социологических исследований очень интересно было бы увидеть такое: за представителей какого лагеря (без указания конкретной политической силы) хотели бы проголосовать те, кто на сегодня не определился. Или наоборот: за представителей какого лагеря они в любом случае не проголосуют.

Интересным, наверное, было бы и общее исследование, когда бы респондентам предложили назвать те партии и блоки, за какие они не проголосуют ни при каких условиях.

Пока же ограничимся тем, что подтверждают собственные наблюдения: переток избирателей от оранжевого лагеря к сине-белому слишком массовым не будет. Поэтому, следовательно, большое количество тех, кто состоянием на сегодня не определился со своим выбором, будут искать объект своих симпатий среди политических сил оранжевой расцветки. Кому же достанутся их голоса?

Конечно, значительная часть, скрепив сердце, проголосуют-таки или за НСНУ, или за БЮТ, или за СПУ. Проголосуют как за меньшее из всех бед, как за наилучшее из плохого.

Определенным подтверждением этому могут служить те же социологические исследования, в которых сумма показателей НСНУ и БЮТ в разных исследованиях остается приблизительно на одном уровне, а вот показатели самих НСНУ и БЮТ прыгают.

Одной из причин такого феномена может быть то, что значительная часть респондентов, твердо решив голосовать за одну из этих двух сил, постоянно колеблется, за какую именно. И этим избирателям достаточно наименьшего раздражителя, наименьшего события, наименьшего толчка, чтобы отдавать преимущество сегодня одной, а завтра другой из этих сил.

Некоторая часть этих избирателей в конце концов решит-таки не идти на выборы - хотя заострение противостояния власти нынешней с властью прежней, которую олицетворяют Партия регионов и "Не так", чем более сильным оно будет, тем сильнее будет побуждать этих граждан все же прийти на выборы и присоединиться к предыдущей группе.

Еще одна значительная часть избирателей будет искать "более оранжевую" альтернативу нынешним оранжевым грандам среди более мелких и менее раскрученных политических сил. А следовательно, они будут голосовать наугад; очень вероятно, что в итоге очень большая часть голосов этой группы разочарованных избирателей окажется нерезультативной, отданной за аутсайдеров, за чьи-то технологические проекты или за экстремистов - что существенно ослабит демократическую составляющую будущего депутатского корпуса.

Следовательно, избирателям нужны посторанжевые политические силы. Те, кого нельзя обвинить ни в заигрывании из олигархатом, ни в попытках удовлетворить собственные амбиции или интересы более всего, ни в непоследовательности и неоперативности, отсутствии концепций.

Попробовал было занять эту нишу Блок Юлии Тимошенко - но события начала января вряд ли прибавили гражданам уверенности в том, что именно БЮТ есть и будет последовательным борцом за идеалы Майдана.

Во-первых, распространенным является осознание того, что в отставку было отправлено, вообще-то, компетентное правительство.

Во-вторых, кое-кто из избирателей склонен видеть в сегодняшнем поведении БЮТ старый принцип "чем хуже, тем лучше" - стремление сделать ситуацию в Украине неуправляемой, а затем свалить вину на власть. Что кажется не слишком джентльменским, не слишком "оранжевым" приемом.

В-третьих, список БЮТ переполнен кандидатами, чье политическое прошлое не является привлекательным для оранжевого электората.

В-четвертых, осознание того, что принципиальность БЮТ во время голосования за отставку правительства фактически помогла представителям прошлой власти, а также России, сеет сильные сомнения в дальновидности лидеров блока и их умении мыслить стратегически, а не лишь предпринимать удачные тактические шаги.

Не исключено, правда, что, сыграв именно такую роль в правительственном кризисе, БЮТ сделал попытку осуществить большой бросок к востоку и откусить кусок электората у Регионов - зная наверняка, что ошарашенные избиратели Западной и Центральной Украины дальше, чем к НСНУ, не убегут.

Но хоть как бы там было, а в настоящее время посторанжевый имидж Блока Юлии Тимошенко не является таким уже выразительным и выигрышным: его поведение в глазах многих избирателей выглядит непредсказуемым, а цели - непонятными. Поведение лидеров блока для многих избирателей кажется поведением бизнесмена (причем, бизнесмена достаточно авантюрного, такого себе игрока на бирже), а не политика.

Конечно, БЮТ и в дальнейшем будет отстаивать марку наиболее последовательных выразителей идеалов Майдана, но оранжевый электорат менее всего склонен попадаться на лозунги и общие призывы, на чистые технологии пиара.

Какие же другие силы могли бы привлечь к себе разочарованных избирателей? Блок Костенко - Плюща есть, на 99% вероятности, проигрышным проектом. И через неопределенность политики УНП, которую она демонстрирует на протяжении последних лет. И из-за того, что немногие из рядовых избирателей понимают: а что такого уж общего между Костенком и Плющем?

Юрий Костенко - национал-демократ первого, интеллектуально-гуманитарного, призыва, пусть и не такой, который принадлежит к самым ярким политическим фигурам Украины. Тогда как Иван Плющ все еще ассоциируется у рядового украинца прежде всего с прежней партноменклатурой, главным представителем которой он был и чьи интересы защищал на должности председателя Верховной Рады, а еще - с многочисленными лингвистическими жемчугами.

Кстати, всего лишь четыре года тому назад, в 2002 году, Иван Плющ избирался в своем округе на Черниговщине при поддержке никоим образом не "Нашей Украины", БЮТ или СПУ, а при поддержке приснопамятного блока "Заеду".

Плюс ко всему, большим вопросом остается позиция Блока Костенко - Плюща - в чем она, собственно говоря, заключается? Чем она отличается от позиций НСНУ или БЮТ? Телевизионные рекламные ролики блока есть, так сказать, "общеоранжевыми", ответов на этот вопрос не дают, и составлены таким образом, будто Оранжевая революция ассоциируется в сознании украинцев прежде всего с именами Костенко и Плюща.

Следовательно, ни таких уж авторитетных и ярких лидеров, ни привлекательных или хотя бы понятных идей, ни значительного количества традиционного электората, который поддерживает именно Костенко и Плюща при любой погоде, этот блок не имеет. И вряд ли получит на протяжении немногим более месяца, который остался.

То же касается Блока Юрия Кармазина.

Другое дело - Блок "Пора - ПРП". Партия "Реформы и порядок" имеет своих сторонников, имеет свою репутацию среди избирателей. Беда лишь в том, что партия эта традиционно была и является партией, так сказать, второго плана. Традиционным нефаворитом.

То есть, количество избирателей, которые благосклонно или по большей части благосклонно относятся к этой партии, существенно превышает количество избирателей, которые привыкли искать ее название в избирательных бюллетенях отдельной строкой. А следовательно, тех, кто рассматривает эту партию как реального кандидата, за которого стоит отдать свой голос, и голос этот не сгорит.

Партию "Пора" многие избиратели воспринимают как такой себе трудовой резерв демократического украинского политикума, как такой себе демократический комсомол. А следовательно, тоже в целом относятся положительно, за двумя лишь предостережениями.

Первое заключается в той же "резервной" репутации политической силы, которая пока еще способна лишь на вспомогательную роль. Второе предостережение заключается в неизвестности, нераскрученности и имиджевой деперсонифицированности партии.

(Последнее, кстати, касается и ПРП: если все без исключения знают, что "Наша Украина" - это Ющенко, БЮТ - это Тимошенко, Партия регионов - это Янукович, СДПУ(о) - это Медведчук, ПСПУ - это Витренко, то относительно ПРП такого вот общего знания - особенно у тех избирателей, которые не слишком интересуются политикой и не знают ее тонкостей, - нет.)

Из-за этого есть некоторый страх: а что это за проект? А вдруг он опять чей-то технологический? А вдруг там сидят амбициозные, но не слишком компетентные люди? Да и вообще: что они собой представляют?

На вопрос, что они знают о партии "Пора", многие избиратели скажут: да, они слышали о ней, слышали в демократическом контексте, видели на Майдане, но не более того. Никакой конкретикой большинство избирателей не владеет.

Следовательно, привлечь к себе массовое внимание разочарованных симпатиков Майдана блок может при единственном условии - при условии агрессивного, массированного пиара. Собственно, информационного ликбеза: активисты должны были бы сделать общеизвестной хотя бы общую информацию о блоке и партиях, которые в него входят, об их политическом прошлом.

Блок постоянно должен был бы присутствовать в информационном пространстве, от него просто некуда было бы деться - иначе информация о товаре, пусть даже и высококачественном, так и не дойдет до потенциальных покупателей. Что же мы видим в действительности?

К выборам оставались три, потом два месяца - а блок "Пора - ПРП" загадочно молчал. Какие бы политические катаклизмы в Украине происходили - а официальной позиции блока не было слышно. Газовая война с Россией была, потом изменения в Конституцию вступили в действие, правительство отставили - а позиция "Поры - ПРП" так и осталась их частной тайной.

Кстати, во время круглого стола "Выборы в Украине и будущее украинско-российских отношений" политолог Владимир Фесенко высказывал удивление отсутствием любой активности со стороны этого блока. Теперь, когда к выборам осталось немного больше месяца, блок несколько активизировался. Его представители начали время от времени появляться на телеэкране - но о массированной агитации не идет речь. Интернетовские форумы до сих пор позиционируют блок как заведомых лузеров.

Имеет блок и имена - да еще и какие. Сергей Соболев, Игорь Грынив, Владимир Филенко, Владимир Бондаренко, Михаил Косив, Александр Жир, Игорь Осташ, Анатолий Ягоферов - политики, имена большинства из которых известны еще со времен горбачевской перестройки.

Почти никто из них не был замечен в связях с клановым бизнесом от политики, в лавировании, то есть жонглировании лозунгами и идеями, и изыске для себя тепленьких мест. Образованные, модерные, демократически настроенные, последовательные интеллектуалы, которые всегда отстаивали свои принципы, - вот какой имидж имеют эти политики.

А еще издатель Иван Малкович, а еще журналист Вахтанг Кипиани, а еще известный политолог и юрист Игорь Колиушко! Чудо, а не список! Даже если учитывать неоднозначное прошлое президента пинчуковского ICTV Александра Богуцкого.

Стоит заметить: даже разговоры о якобы существующем финансировании избирательной кампании блока со стороны Пинчука, которые разнесли бы в щепки любой другой оранжевый блок, к "Поре - ПРП" не слишком приклеиваются: осведомленные избиратели просто не могут представить перечисленных выше деятелей, которые выполняли ли бы чьи-то указания. Недаром же из парламентских трибун, из уст коммунистов и бело-голубых все чаще раздаются обвинения в американском финансировании блока!

Вот только есть одна маленькая деталь, которая может напрочь испортить все впечатление от него. А именно: в избирательном бюллетене поименно будет фигурировать лишь первая пятерка блока. Ни один вышеназванный господин в нее не входит. Поэтому, ввиду не слишком активной рекламы, о наличии вышеупомянутых уважаемых людей в списке "Поры - ПРП", и именно в нем, рядовой избиратель может просто не узнать. А о ком же он узнает?

Возглавляет список Виталий Кличко. Человек достоный и, хочется верить, талантливый. "Хочется верить" - потому что известен он как прославленный боксер. Как политик он известен намного меньше - и что там говорить: подавляющее большинство избирателей как политика его совсем не знают. Как говорят, не пробовали.

Появление его на телевидении стало хоть и достаточно удачным, но практически первой попыткой Кличка выйти на широкую аудиторию именно в роли политика. Той же первой ласточкой, которая не делает погоды.

Осело в общественном сознании, вместо этого, то, что якобы господин Кличко сотрудничал когда-то с Александром Омельченко, которого с искренне оранжевыми силами очень немногие ассоциируют. Теперешнее противостояние Кличко - Омельченко на выборах киевского городского председателя многие из киевлян рассматривают как удачный технологический ход Омельченко, который таким способом, по убеждению многих, просто назначил себе то ли дублера, то ли наследника.

Ни подтвердить, ни отрицать это никто не берется, потому что слишком мало еще существует фактов, которые бы позволили оценить Виталия Кличко как политика.

Чемпиона по большей части до сих пор воспринимают как такую себе приманку к блоку, которая поощрила бы голосовать за возглавляемый им список по внеполитической мотивации. Воспринимают в одном ряду с Русланой и Софиею Ротару - с тем лишь отличием, что ни Руслана, ни София Ротару не возглавляют списков, в которых находятся.

Телеролики и бигборды "Так! Кличко!" лишь усиливают это впечатление. Каким является последствие?

Не слишком осведомленные в политике люди склонны воспринимать блок "Пора - ПРП" не таким и не тем, чем он является в действительности. Избиратели будут ошибаться, пытаясь определить аудиторию, к которой блок относят и интересы которой он стремится отстаивать. Авторы списка запрограммировали избирателей на ошибочную идентификацию блока, послали им порочный сигнал о себе и своей природе.

Недаром уже приходилось слышать от людей, которые следят за политическими событиями: "Наверное, "Пора - ПРП" - это чей-то технологический проект, который не имеет целью свое прохождение в парламент, а призван лишь отбирать голоса у конкурентов; вот только непонятно, чей именно это проект".

Что же дальше?

Номером вторым идет Виктор Пынзенык. Вполне достойный, авторитетный политик - вот только министр финансов в действующем правительстве. Следовательно, учитывая это, не будет очевидным, что блок идет не в фарватере НСНУ и имеет свою - достаточно критическую - позицию.

(Упомянутые же телеролики, где Виктор Ющенко едва ли не в экстазе повторяет: "Кличко! Кличко!", делают отличие позиции еще менее очевидной.)

Третий номер, Владислав Каськив, не успел стать известным широкой общественности, и слишком большой части избирателей его имя не скажет ничего конкретного: да, видели на экранах, но составить впечатления не успели.

Номер четвертый - народный депутат Тарас Стецькив - есть, безусловно, известным. В том смысле, что, увидев его имя, большинство избирателей поймут, что встречают его не первый раз. Вот только вспомнить, кто он, сможет далеко не каждый из тех, кого привыкли называть "рядовыми обывателями".

Если бы избиратели увидели имена Стецькива, Филенко, Грынива, Соболева вместе, они бы наверное вспомнили, кто такой Стецькив, а так, вне контекста - совсем не обязательно.

Евгений Золотарев, номер пятый - известный представитель "Поры". Но известен он в кругу политиков, у большинства избирателей его имя вряд ли вызывает ассоциацию с чем-то знакомым.

Вот и вся пятерка. Повторимся: об остальных кандидатах от блока очень значительная часть избирателей имеет счастливую возможность так и не узнать. Следовательно, диагноз выходит неутешительный: первая пятерка блока вышла нерепрезентативной, она не исполняет своей роли витрины, или же афиши, политической силы, которую пытается представлять.

Поэтому пока еще дело обстоит таким образом, что "Пора - ПРП" не использует свой вполне реальный шанс (и, возможно, единственный) ворваться в когорту ведущих политических сил Украины. Большинство избирателей так и не увидят в них той "новой волны", которую так ожидают.

Следовательно, демократическое крыло будущего парламента лишится многих голосов - и отданных за этот блок, и тех, владельцы которых, не разглядев в "Поре - ПРП" посторанжевой альтернативы, решат-таки не идти на выборы. А еще оно избавится от политиков, без которых будет выглядеть значительно обедненным.

Борис Бахтеев, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде