На пороге второго олигархата

Вторник, 7 марта 2006, 15:11

В нынешних предвыборных дискуссиях речь идет о чем угодно, только не о том, какой будет страна после выборов. Не в том смысле, какой цветной палитры будет правительственная коалиция, а в том, на каких принципах будет функционировать сама политическая элита, как обновленная власть будет управлять государством и обществом, на какие общественные слои будет опираться и какую повестку дня сформулирует для страны.

В современной украинской истории чередуются три фазы политической активности: демократическая, бюрократическая и олигархическая. Причем в каждой из них уже заблаговременно содержался зародыш следующей.

Сама независимая Украина появилась на пике подъема демократической фазы конца 80-х - начала 90-х годов, которая характеризовалась массовой уличной политической активностью, расцветом политической журналистики и публицистики, а также публичной внутренней конкуренцией расслоенной бюрократии, которую на то время принято было называть номенклатурой.

Политика творилась на улицах, через улицу и от имени улицы. Студенческое голодание 1990 года было прообразом Майдана-2004. Поэтому эту фазу можно назвать первым Майданатом.

Угомонить демократическую фазу удалось уже на исходе первой каденции президента Кучмы, когда он через всесильную бюрократическую группировку Литвина-Азарова-Кравченко-Деркача и советника Волкова уверенно держал контроль почти над всеми политическими и экономическими процессами в стране.

Феномен Павла Лазаренко впервые наглядно показал для общества тотальное подчинение власти любого бизнеса в условиях общественной пассивности. Характерным признаком усиления авторитаризма было кулуарное прозвище президента Кучмы - "папа".

Апофеозом Канцелярхата (квази-Гетьманата) был печальноизвестный референдум об изменениях Конституции, которые были направлены на усиление президентской (де-факто бюрократической) власти. Фактически бюрократы перегнули палку и подверглись в парламенте не столько демократическому, сколько олигархическому сопротивлению системы.

В результате громкого дела Гонгадзе первый украинский Олигархат образца 2001 года - Медведчук, Суркис, Ахметов, Пинчук - фактически получил контроль над президентом, отодвинув его бюрократов от решения основных вопросов политической жизни и экономики.

У олигархических группировок не только были свои "квоты" в "квазикоалиционном" правительстве Януковича, но они материально удерживали целые блоки чиновничества. У них были собственные управленческие вертикали председателей или заместителей госадминистраций вплоть до районного уровня.

Однако от окончательного закрепления кланово-олигархической системы Украину спасла конкуренция внутри самого олигархата, когда "младшие" олигархи сделали ставку на Виктора Ющенко и овладели новой демократической волной с момента парламентских выборов 2002 года. Именно эта вторая демократическая фаза длится сейчас, но, пройдя в 2004 году свой пик, уже заметно теряет внутреннюю динамику.

Парламентская избирательная кампания 2006 года ознаменует собой финал второго Майданата. Власть еще не скоро будет нуждаться в политической поддержке улицы и к следующим президентским выборам сосредоточиться на себе самой. То есть на внутренне элитной проблематике.

Год назад казалось, что по законам жанра следующей фазой политической активности должна была бы стать вторая бюрократическая. По крайней мере, на протяжении первой каденции президента Ющенко. Однако второй Майданат в самых ярких и самых характерных его фигурах нес в себе не столько бюрократическое, сколько олигархическое начало - Тимошенко, Порошенко.

Онтологическое противоречие между политической и бизнес-составляющей оранжевой коалиции не позволило эффективно изменять внешнюю ситуацию под требования новой власти. И БЮТ и "Наша Украина" применили стратегию поглощения измельчавших и кадрово истощенных партий. В итоге большинство публичных политиков из числа национал-демократов даже не попали в проходные списки.

Кроме того, массовая ротация чиновничества взорвала главный ресурс бюрократии - компетентность, и источник легитимности - наследственность. Нелюбовь нового президента к бюрократии как классу, в полной мере проявилась в кадровых назначениях на бюрократические должности публичных политиков включительно с "полевыми командирами" - Томенко, Луценко, Стецкив, Турчинов.

Самые заметные бюрократы "Нашей Украины" Ехануров и Бессмертный фактически проиграли внутрипартийную борьбу олигархической группировке Порошенко-Мартиненко-Третьяков.

Дезориентированные бюрократы, тотально обвиненные в кучмизме, были вынуждены в новых политических условиях изменить цвет. А не найдя в своей среде достойного лидера, в нестабильной постреволюционной ситуации просто растерялись.

Сегодня для них возможны две стратегии выживания - опять заступить на службу олигархам и выполнять технологическую функцию во Втором Олигархате, или сыграть ва-банк и поставить на пролонгацию демократической фазы с тем, чтобы через принятие новой конституции путем референдума(!) возобновить сильную президентскую власть. Характерные оговорки Бессмертного о роспуске парламента свидетельствуют о понимании бюрократическим классом своей обреченности после марта 2006.

С большой вероятностью сегодня можно утверждать, что формирование нового парламента будет знаменовать собой начало новой фазы политической жизни Украины.

Тотально-пропорциональная избирательная система во все органы власти в сочетании с императивным мандатом при сознательной идеологической размытости основных партий (но, особенно, блоков) и в условиях повышенной концентрации в парламенте олигархического капитала, а также вероятное отсутствие внешнего давления на парламент, создают вполне новое силовое поле для формирования и осуществления власти в государстве.

Избран благодаря личному рейтингу партийно-политических лидеров и олигархическому капиталу депутатский корпус полностью отстранит себя от общественного мнения и перейдет на фактическое содержание к новым политическим олигархам, которым удастся договориться о формировании властной коалиции.

Главные переговорники в случае успеха переговоров получат внутренне фракционную власть, соизмеримую (а временами даже большую) с властью публичных лидеров или должностных лиц в правительстве. Именно эти люди, действуя от имени олигархов и по поручению партийных лидеров, будут реально руководить карьерами своих коллег по парламенту.

В случае победы такой логики процесса Украина как минимум на 3-3,5 годы превратится в олигархическую страну с новыми реальными политическими игроками и правилами игры. Уже сегодня сильные личности из числа старых и новых олигархов начали карьеры публичных политиков - Порошенко, Жвания, Ахметов.

В случае достижения между ними принципиальной договоренности в новом парламенте фактически будет установлен новый политический режим, при котором нынешний президент будет выполнять функцию витрины украинской демократии для западного мира, а страна будет разделена между реальными владельцами 2-3-х основных партийных вертикалей.

Причем власть будет разделена между ними вплоть до уровня сельских советов. Все важные решения будут приниматься дуумвиратом или триумвиратом олигархов даже вне границ парламента, и будут выполняться правительством во главе с компромиссным технократом.

Публичные политики или потеряют лидерскую функцию, или будут вынуждены искать себе место в парламентской оппозиции и надеяться на реванш во время следующих президентских выборов. Но это уже будет другая фаза политической активности.

Сейчас уже даже перестали говорить о возможности появления нового Майдана. А зря. Третий Майданат обязательно будет. Просто еще не пора.

Интересно, что подобный олигархату политический режим в Украине уже существовал. В Варшаве был выборный король, который правил. А в Украине были магнаты, которые реально осуществляли власть в своих владениях. "Классические" черты магнетерии ХVI - XVII веков на украинских землях Речи Посполитой:

1. занятие постов сенаторских правительств на протяжении нескольких поколений
2. удержание в своих руках короливщин (земли короны, государственная собственность)
3. приобретение почетных титулов
4. наличие собственных вооруженных отрядов и больших дворов
5. существование определенного круга зависимой от магната шляхты-клиентов
6. доступ к соответствующему брачному рынку.

А затем была Хмельниччина…

Владимир Горбач, политолог, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде