Некому каяться в грехах

Александр Ломако, для УП — Среда, 16 августа 2006, 17:33

В последнее время только ленивый не обсуждает решение Виктора Ющенко представить на утверждение Верховной Радой кандидатуру Виктора Януковича на должность премьер-министра.

Много кто из приверженцев президента поражен тем, что он "сдал" власть регионалам, что "Наша Украина" получила в правительстве только гуманитарный блок - и то, без профильного вице-премьера.

Большинство участников оранжевой революции говорят о "измене Майдану" – в Германии 1945-го никто не додумался назвать "универсалом" акт капитуляции…

На двух Майданах

Для многих последние события действительно выглядят как измена. Но на самом деле измена началась совсем не сегодня. Она началась почти с первых дней президентства Виктора Ющенко.

Бандиты, вместо тюрем оказались в Верховной Раде, а  теперь – и в других государственных учреждениях.

Зимние газовые соглашения с Россией стали наилучшим олицетворением лозунга "Не предай Майдан", а власть стала более близкой к людям ровно настолько, насколько богатые поделились с бедными.

Роман Скрыпин пишет, что Майдан умер не в ночь на 3 августа, а закончился с присягой Виктора Ющенко. Похоже, он прав.

Наверное, у нас тогда было на самом деле два  Майдана. На одном стоял народ, а на другом – политики. Первые верили вторым, а те, в свою очередь, обещали "светлое будущее". Только понимали они его по-разному.

Никто никого не обманывал. Мы просто снова все неправильно поняли!

Конечно, в конце 2004 года мы не могли вообразить, что все будет именно так. Нельзя сказать, что все те, кто выходил на Майдан, слепо верили в Ющенко ли в то, что с его приходом ко власти в стране вдруг все изменится.

Автор этих строк свои личные ощущения назвал бы "немного больше, чем надеялся". Очень уж красивым выглядел лозунг "Верю! Знаю! Можем!" на оранжевом фоне.

Конечно, для многих тогда более весомой причиной, чем фигура Ющенко, было ощущение "Так жить дальше нельзя". Именно поэтому люди боролись с режимом, который небезосновательно называли "преступным". Однако основания для этого у каждого были разными.

Кто-то, не имея власти, очень хотел ее получить. Для кого-то власть была преступной, так как не давала развиваться бизнесу. А кто-то стремился развивать этот бизнес благодаря участию во власти. Кто-то несколько лет назад потерял должность и уже не мог возвратиться к той команде…И так далее.

Сейчас очевидно: большинство "героев Майдана", которые стояли на его трибуне, искренне верили лишь в собственное будущее.

Вместе мы убили дракона

Мы - "простые революционеры" - тогда не боялись рисковать. И на весы ставили все. Часто, собственную жизнь и свободу.

Когда черниговская милиция на протяжении двух месяцев задерживала автора этих строк больше 10 раз, это не казалось игрой в красивые идеалы.

Когда 19 октября в моей квартире происходил обыск, в результате которого было "найдено" 576 грамм тротила с подсоединённым детонатором и 170 гривен (конечно же – "фальшивых"), ни я, ни мои родители и близкие, в конце концов никто в стране не мог наверняка сказать, чем это все закончится. И 10 суток за решеткой со статьей "от трех до пяти" казались довольно серьезными.

И слава Богу, что все кончилось нормально. Сейчас это для автора - одно из главных достижений Майдана. И таких людей было немало.

Той системе не удалось их сломать. Она смогла изменить лишь людей, которые получили власть...

Все, кто отвечали за репрессии в 2004 году, живут спокойной жизнью.

Бывший начальник черниговской милиции уже не занимает эту должность, но не хуже он чувствует себя в составе депутатского корпуса городского совета, куда попал по списку Партии регионов. Такая или подобная судьба постигла и другое "высокое начальство" из бывших.

Что уже говорить о двухметровом великане, который упал когда-то от удара яйца? Теперь он снова здоров. А "серега-подсчитай" теперь неприкосновенный. Да и трогать его, как оказалось, никто и не собирался...

Власть очень быстро забыла, что на Майдане был лишь один "герой", и имя ему – народ. Этих людей совсем другие причины вывели на центральные площади страны. Они хотели изменений – в собственной жизни и в жизни страны, в отношении власти к себе.

Наконец, люди вышли на Майдан, так как не хотели ощущать себя в очередной раз "кинутыми".

А еще больше не хотели прихода ко власти человека с двумя судимостями, с другим моральным мировоззрением и своими "братками".

"Майданная" карта в современной украинской политике

Сразу после победы оранжевой революции, революции свободы, новая власть очень быстро забыла обо всем этом.

Ющенко стал третьим президентом в истории независимой Украины, но первым, который получил власть буквально из рук миллионов своих соотечественников. И что?

Прошло не так много времени, и мы поняли, что президент этого не сознает, а лишь использует Майдан для аргументации некоторых своих шагов.

Майдан превратился в способ достижения целей многими людьми. В украинской истории нет, очевидно, явления, к которому бы апеллировали так часто. "За это мы стояли на Майдане..." (с разными интонациями, в зависимости от того, что имеется в виду), "Не предай Майдан", "Они – предатели Майдана!", "Мы будем защищать интересы Майдана"...

В современной украинской политике на протяжении последних лет постоянно разыгрывается несколько карт – языковая, религиозная, внешнеполитическая. Благодаря стараниям политиков появилась еще одна карта – "майданная".

Очень досадно, что слово, которое должно было стать символом свободы в государстве, теперь иногда досадно вспоминать. Нет, не подумайте, автор ни разу не пожалел о своем участии в событиях осени 2004-го...

Еще летом 2004 года мало кто был готов защищать свои права "как в Грузии". "А что мы можем изменить?", – так думало большинство средних граждан Украины, которые были готовы голосовать за Ющенко, однако знали, что "подсчитают" за Януковича.

Но все же вышли. И изменили. Так как поверили. Но как поверили, так и забыли.

Автор помнит: в последние дни Майдана прозвучала одна фраза, колоссальная по своему значению. "Расходитесь, но не идите просто так. Возвращайтесь домой и вступайте в политические партии, общественные организации, или идите корреспондентами в газеты. Изменяйте их изнутри и каждый день доносите с их помощью свою позицию ко власти!".

Кажется, автором фразы был тогда еще народный президент. Если бы 5-10% активных людей сделали так, как он просил, тогда более достоверно, что президент выполнил бы большинство своих обещаний и лозунгов. И не пришлось бы нам несколько недель ждать: подаст-не подаст, распустит-не распустит...

Ныне говорят о высокой общественной активности как одном из главных достижений Майдана. Досадно, но это очередная красивая декларация, а на самом деле – все совсем по-другому. Один раз поднявшись, активность в дальнейшем лишь падала – пропорционально разочарованию действиями власти, быстро достигнув предыдущего уровня.

Правда, люди несколько изменились: начали больше верить в собственные силы и перестали надеяться на политиков.

Без государственного мышления

Последние события в очередной раз доказали невозможность украинского политикума к прогрессивным изменениям, к новому, государственному, а не узкому меркантильному, мышлению.

До тех пор, пока государственные мужи не перестанут оценивать все частными категориями - власть, бизнес, влияние - в Украине ничего не изменится.

Возможно ли это в современных условиях? Очевидно, что нет.

И не потому, что у нас все так плохо. Просто те люди, которые пробились к власти, государственному управлению учились сначала в комсомольских, потом в партийных, а позже в кучмистских кабинетах. Они усвоили много вещей, но не имеют главного – государственного мышления.

Выход из этой ситуации одновременно и трудный, и легкий. Он состоит в том, что нам нужно ждать. Но ждать не мессию, Линкольна или Вашингтона, а новое поколение политиков, экономистов, юристов – людей с принципиально новым мышлением, для которых основной ценностью будет не личное благо, а украинская государственность. Тогда никогда не будут возникать дискуссии относительно единства государства, его внешнеполитического курса, языка и тому подобное.

И чем больше разных сред будут воспитывать и будут учить грядущие поколения украинцев, тем быстрее к власти прийдут люди с государственным мышлением.

Основным критерием здесь не является возраст: молодых людей немало и в современной украинской политике, однако их влияние на процессы в государстве, к сожалению, незначительно.

Ждать же, пока власть изменит свое мышление, можно до бесконечности.

А сейчас можно только констатировать: уникальным шансом в истории украинцы так и не смогли воспользоваться.

В очередной раз подтвердилась китайская поговорка о том, что убить дракона легко, но намного тяжлее им не стать.

Это мы уже где-то слышали. В 1991 году к власти тоже НЕ пришло новое поколение…

Александр Ломако, Гражданская сеть "ОПОРА", специально для УП