Инновационный прокол

Вот уже целую неделю Министерство финансов без устали рекламирует перед народными депутатами, журналистами и общественностью свой проект бюджета на 2007 г. Чиновники из Минфина любовно называют свое детище то "бюджетом развития", то "социально направленным", то говорят что он "инновационно направленный".

Вот уже целую неделю Министерство финансов без устали рекламирует перед народными депутатами, журналистами и общественностью свой проект бюджета на 2007 г. Чиновники из Минфина любовно называют свое детище то "бюджетом развития", то "социально направленным", то говорят что он "инновационно направленный".

В общем, восторженных характеристик у нового законопроекта немало, и все они, по заверению чиновников, позволят Украине в новом году с новым, так называемым "народным" правительством, зажить еще лучше, еще веселее, и самое главное – вытащить украинскую экономику из непролазного "оранжевого" болота, в котором она увязла за последние полтора года. И для этого всего-то надо соню миллионов гривен сюда, а еще сотню - туда.

В частности, одной из таких насущных статей в бюджете 2007 стали расходы на удешевление кредитов, предназначенных для реализации инновационных и инвестиционных проектов, "в первую очередь по внедрению передовых технологий, которые реализуются в промышленных отраслях, в том числе в технопарках". На это дело Минфин решил выделить около 144,5 млн. грн.

Реклама:

О том, что украинская экономика должна идти по инновационному пути развития, скажет любой экономист. И то, что инновации – дело дорогостоящее и рискованное, требующее много времени тоже ясно. К тому же в Украине не так много крупного капитала, который бы имел возможность, а главное, желание, финансировать какие либо инновации.

Поэтому, думается, спор о том должно или не должно государство поддерживать деньгами такие вещи, много или мало 144,5 млн. грн. для таких целей не так важно. Тем более у нас, где государственный бюджет из года в год трещит по швам, и при этом немалая часть денег из него из года в год же разворовываются. К этому Украине не привыкать. Волнует другое, а именно: на что государство собирается потратить эти 144,5 млн грн.? Какие именно инновации в результате получит отечественная экономика, чем они будут полезны ей и обществу?

Задуматься над такими вопросами заставляет опыт кредитования всевозможных инноваций, который есть у отечественных чиновников.

"Раздавать" инновационные кредиты в Украине начали еще в 1992 г. Тогда для этих целей был создан Государственный инновационный фонд (ГИФ). Спустя 8 лет его деятельность была признана неэффективной, и в 2000 г. ГИФ преобразовали в Украинскую государственную инновационную компанию (УГИК). Впрочем, от перемены названия и формы организации ничего не изменилось.

Дело в том, что неэффективность обеих структур заключалась в том, что финансирование проектов по созданию новых технологий и прочих инноваций занимало в их деятельности ничтожно малую долю. Так, по данным Счетной палаты в 1998-1999 гг. из 682,6 млн грн. всех выданных ГИФом кредитов на научные разработки пошла лишь четверть этой суммы - 160,1 млн грн. Не отстал в этом отношении и УГИК. Как показали проверки КРУ, с 2002 г. и по I полугодие 2005 г. 81% проектов, которые финансировала эта компания, не имели государственной регистрации, как инновационные.

Таким образом обе структуры занимались тем, что выдавали кредиты разным частным предприятиям, и занимались их возвратом. Впрочем, в последнем они преуспели мало. После всех реформ и многочисленных смен руководства УГИК на 01.07.2005 г. имел невозвращенных кредитов на 604,2 млн. грн.

Какие же "инновационные" проекты кредитовало все это время государство? Разные: от производства вафель и паркета, до издания журналов. В нынешнем проекте бюджета предполагается, что государство будет удешевлять кредиты и для инновационных проектов технопарков, которые сегодня и так работают в льготном режиме налогообложения.

Здесь с научными изысканиями получше, все-таки технопарки по большей части были организованы на базе научно-исследовательских институтов. И поэтому как раз в них и можно найти разработки, на которые действительно стоит тратить государственные деньги. Однако и здесь не обошлось без того, чтобы кто-то не урвал, так сказать "благодаря связям", пару поблажек от государства. Среди инновационных проектов, которые в разные годы воплощались в украинских технопарках, можно найти массу интересного.

К примеру, одним из первых проектов технопарка им.Патона было изготовление бытовых обогревателей, которые уже не первый год есть чуть ли не в каждой квартире, инновацией в этом случае была особая методика сваривания, применявшаяся при их изготовлении, которой не было в Украине.

Еще одним инновационным новшеством этого технопарка стало создание мусороуборочных машин с боковой загрузкой. В этом случае ноу-хау, достойное государственно финансирования, заключалось в том, что был создан мусоровоз, который позволяет высыпать мусор из бачков в кузов без помощи двух грузчиков.

Другие технопарки в качестве ноу-хау преподносили создание самозакручивающихся гаек и особо стойких к износу запасных частей для комбайнов, производство акцизных марок и еще много чего интересного, но мало чем связанного с научным прогрессом.

По мнению экспертов, такое у нас стало возможно из-за отсутствия какой бы то ни было инновационной политики государства.

Во-первых, в Законе "Об инновационной деятельности", который был принят в 2002 г., приоритетными инновационными направлениями были определены чуть ли не все отрасли экономики. Таким образом, получается, что для государственного финансирования приоритетом является и производство вафель, как в случае с УГИКом, так и строительство новых самолетов или создание каких-нибудь космических технологий. Поэтому, в таком контексте, оспаривать необходимость государственной поддержки создания самозакручивающихся гаек очень сложно.

Во-вторых, государство до сих пор не определилось, как же оно будет выбирать инновационные проекты, на которые собирается потратить какие-то деньги. "У нас сегодня не существует нормальной эффективной системы отбора инновационных проектов. Раньше, как правило, это отдавалось на откуп либо администрациям технопарков и ведомств, занимавшихся госкредитованием инноваций, либо речь шла о конкурсах, в ходе которых определялась степень инновационности проекта", - говорит Ярослав Жалило, Президент Центра антикризисных исследований.

В случае с ГИФом и УГИКом проекты отбирало руководство этих структур, в случае с технопарками - проекты проходили длинную цепь согласований, в том числе и в Национальной академии наук Украины, однако в конце-концов последнее слово оставалось за руководством технопарков и чиновниками. В обоих случаях, учитывая обилие лазеек в законодательстве, под инновацию можно было провести все что угодно, благо в законах все определения размытые и не точные.

За последние полтора года в Украине было создано несколько новых органов, призванных заниматься инновациями: Национальный совет Украины по инвестициям и инновациям, Госагентство по инвестициям и инновациям, которое призвано заниматься организационным и техническим обеспечением Нацсовета. Кроме того, для финансирования инноваций на отечественных предприятиях весной 2005 г. правительство приняло решение создать Украинский венчурный инвестиционный фонд. Однако ни "оранжевое", ни "бело-голубое" правительства так и не позаботились о принятии четкой инновационной политики государства в виде какого-либо программного документа, ни о механизмах, которые можно был бы применять для отбора достойных государственных денег инноваций.

Частичное удешевление кредитов - это, конечно же, не полное финансирование, и денег на инновационные цели в бюджете-2007 выделено не так много, однако если власть уже сегодня не позаботится о правильном их использовании, то Украина рискует еще долго вместо того, чтобы финансировать инновации выбрасывать достаточно большую часть этих денег на ветер.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования