Подарок Омельченко Черновецкому

Вторник, 3 октября 2006, 15:13
Причины конфликтной ситуации, вызванной намерениями определенных политических сил внести изменения в закон "О столице" в пункте разведения полномочий голови КГГА и столичного главы, носят сугубо политический характер.

Во-первых, все – и власть, и оппозиция – хотят распоряжаться дорогой киевской собственностью.

Во-вторых, далеко не всем нравится то, что Леонид Черновецкий старается быть самостоятельным политиком.

Итак, одни его хотят приструнить, другие – вставляют палки в колеса. Однако закон на стороне Черновецкого – благодаря властным амбициям Омельченко.

В последнее время в СМИ появляются разнообразные предположения относительно изменения киевской городской власти, ба, называются даже фамилии вероятных кандидатов на кресло столичного градоначальника.

Впрочем, следует внимательно просмотреть соответствующие законодательные акты об особенностях осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в городе Киеве, чтобы понять бесполезность любых спекуляций на эту тему.

В одном из своих интервью заместитель киевского городского председателя – секретарь Киевсовета Олесь Довгий заявил, что команда Черновецкого пришла к управлению городом всерьез и надолго. И анализ законодательства доказывает, что Довгий таки был прав.

Правовой статус и деятельность городского председателя в Украине определяется и регулируется Конституцией, законами о местном самоуправлении, о службе в органах местного самоуправления, о выборах в местные советы. А киевского городского председателя – еще и законом "О столице Украины – городе-герое Киеве".

Особенности управления в столице закреплены также решениями Конституционного суда от 25 декабря 2003-го и от 13 октября 2005 года.

Решение Конституционного суда – более известное как дело Кучмы против Омельченко – закрепило за креслом градоначальника столицы статус "2 в 1". Еще тогда стало понятно, что Омельченко готовил себе пожизненное царствование в Киеве. А сегодня он является жертвой собственной жадности.

Решение КС 2003 года, которое не может быть обжаловано, не дает возможности оскорбленному бывшему председателю даже попробовать покачать кресло под преемником:

"1.2. Киевскую городскую государственную администрацию может возглавлять только лицо, избранное Киевским городским председателем, которое Президент Украины назначает председателем Киевской городской государственной администрации.

Как председатель Киевской городской государственной администрации Киевский городской председатель по вопросам исполнительной власти отвечает перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетен и подконтролен Кабинету Министров Украины. На должностное лицо, которое является Киевским городским председателем и одновременно председателем Киевской городской государственной администрации, не распространяется требование о предельном сроке пребывания на государственной службе.

2. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным для выполнения на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано".

Даже один из закоренелых оппонентов мэра Черновецкого – депутат Киеврады от фракции Кличко Владимир Бондаренко – недавно заявил, что власть в Киеве все-таки должна находится в одних руках. То есть, на сегодняшний день – в руках Черновецкого.

Другие ценители политических интриг пугают киевлян "призраком" мэра Юлии Тимошенко. Однако, вопреки всем упрекам в адрес Юлии Владимировны во властной экспансии, лидеру БЮТ следует отдать должное в знании законов. О чем ясно свидетельствует заявление самой Тимошенко о намерении работать в парламенте и не идти на Киев.

Какими же могут быть основания для досрочного прекращения полномочий нынешнего мэра и главы киевской горгосадминистрации?

Статья 79 закона "О местном самоуправлении в Украине" перечисляет:

* обращение с личным заявлением к соответствующему совету о сложении им полномочий председателя; прекращение гражданства;

* вступление в законную силу приговора относительно председателя;

* нарушение ним требований относительно ограничения совместимости его деятельности с другой работой (деятельностью), установленных этим законом;

* признание его судом недееспособным, без вести пропавшим или признание его умершим;

* его смерти.

Относительно личного заявления, то и Черновецкий, и члены его команды неоднократно подтверждали намерение недавно избранного градоначальника плодотворно работать на благо киевлян не меньше, чем до 2011 года.

Отпадает вопрос и о гражданстве.

Относительно совместительства, существуют разъяснения Конституционного суда, также благодаря тому же Омельченко.

Относительно остального, как говорит народная мудрость, не следует зарекаться, но это, фактически, форс-мажорные обстоятельства.

В соответствии с 79 статьей закона "О местном самоуправлении в Украине", полномочия городского председателя могут быть также досрочно прекращены, если он нарушает Конституцию или законы, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществление предоставленных нему полномочий.

Со времени выборов в Киеве прошли два пленарных заседания Киевсовета, мэр издал ряд распоряжений, развернул кипучую и гласную деятельность. И даже самый ярый критик Черновецкого не скажет, что мэр не активен.

В Киевсовете за Черновецким – сцементированное депутатское большинство, даже оппозиционный вначале БЮТ понял, что конструктив с Черновецким лучше, чем авантюры Бродского, и взялся за работу.

Что касается возможностей нарушений Конституции и законодательства, то закон "О местном самоуправлении в Украине" не лучше и не хуже других законов, в которых содержатся подобные правовые нормы. Просто в юридической практике не существует механизмов доказательства нарушений таких правовых норм.

Та же статья закона о местном самоуправлении предусматривает также, что полномочия городского председателя при наличии названных выше причин и в других случаях могут быть сняты досрочно, по решению местного референдума. Что такое "другие случаи", не определяет ни один закон.

Что касается идеи проведения референдума, то абсолютное большинство экспертов считают такую форму выявления протеста на местном уровне неэффективной. Да и опыт проведения референдумов в Украине имеет отрицательный осадок.

Помнится, что уже когда-то шумно проводились плебисциты с результатом чуть ли не в 101%. Ну и что? Деньги потратили, а результат где?

Возможно, и к сожалению, но украинское законодательство в этом вопросе крайне несовершенно.

На днях в информационном пространстве пролетела еще одна "утка" от депутата Николая Томенко о возможном импичменте мэру.

Историк КПСС Томенко может и не знать, как связать слова "импичмент" и "мэр". Но политик, директор Института политики Томенко обязан знать: относительно полномочий киевского городского председателя не существует даже такого понятия как "импичмент".

В соответствии с нормами закона о местном самоуправлении, депутаты городского совета могут высказать недоверие, но не мэру, а... председателю администрации.

Но определение статуса главы киевской городской государственной администрации и киевского городского председателя Конституционным судом, которое когда-то сделало Омельченко неуязвимым перед посягательствами депутатов, сегодня так же защищает Черновецкого.

То есть, депутаты Киевсовета не могут подступиться к председателю киевской городской государственной администрации.

Таким образом, все, что касается возможной досрочной отставки Черновецкого на законодательном уровне, приводит к однозначному выводу: никаких законных оснований даже начинать разговор на эту тему не существует.

Похоже, ничто не мешает Леониду Черновецкому оставаться полновластным градоначальником Киева всерьез и надолго.

Елена Казанец, правовед, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде