Реформа, о которой забыли

25 января студенты празднуют "Тетянин день". Любой праздник – не только повод для радости, но и возможность подвести итоги, оценить положение дел, посмотреть в будущее. Тем более в такой важной для нормального общественного развития сфере, как высшее образование. Чем дальше, тем больше украинских граждан становятся участниками этих студенческих праздников.

25 января студенты празднуют "Тетянин день", праздник, который в историческом плане пришел из России и успел стать неформальным днем будущих бакалавров и магистров.

Он приходится на финиш зачетно-экзаменационной сессии и начало зимних каникул. Своеобразное время в студенческом расписании.

Любой праздник – это не только повод для радости, но и возможность подвести итоги, оценить настоящее положение дел, посмотреть в будущее. Тем более в такой важной для нормального общественного развития сфере, как высшее образование.

Реклама:

...Плюс просвещение всей страны

Чем дальше, тем больше украинских граждан становятся участниками этих студенческих праздников.

Количество высших учебных заведений постоянно растет, многие из них успели стать национальными, еще больше – получили статус университетов и академий.

Но вопрос о качестве украинского образования продолжает оставаться на непонятном для нормальных людей уровне.

С одной стороны, студентов скоро будет больше, чем во всех странах ЕС вместе взятых.

С другой стороны, даже в Киеве можно насчитать только несколько учебных заведений, где студенты получают настоящее ВЫСШЕЕ образование.

Возникает вопрос – почему?

Реформирование сферы высшего образования было неотложной потребностью молодого украинского государства. Этот процесс искусственно сдерживался бюрократическими кругами, которые остались в наследство от советских времен.

Также он был дискредитирован такими неудачными экспериментами, как форсированное введение тестовых технологий в процесс оценивания качества знаний.

Поэтому высшее образование в Украине сейчас развивается в направлении, которое условно можно назвать "спекулятивно-девальвирующим".

Высшая аттестационная комиссия штампует кандидатов и докторов наук, создавая препятствия только для тех, у кого по-настоящему есть желание заниматься фундаментальной наукой, а не кулуарными отношениями с этим распределительным органом.

Высшие учебные заведения так же штампуют многочисленных младших и "обычных" специалистов, бакалавров и магистров. Даже для того, чтобы получить диплом парикмахера, обязательно нужно учиться пять лет.

Перечислять все "изобретения" отечественного образования – бумаги не хватит.

Магистры против специалистов

Достаточно только вспомнить такие явления, как получение диплома магистра по пятилетней программе обучения (во всем мире, как правило, действует схема "4+2"), широкое распространение филиалов столичных ВУЗов в регионах – хотя качество образования в этих филиалах во многих случаях немного выше уровня средней школы.

А еще удивительное увеличение количества специальностей, некоторые из которых вызывают только удивление: "экономическая журналистика", "сомелье", "менеджер информационных систем", "искусствовед-эксперт", "европейская интеграция" (!) и пр.

На территории Украины массово работают филиалы иностранных ВУЗов (кстати, речь идет не только о русских в Крыму). Эти филиалы предоставляют определенное образование и выдают документы о получении степеней бакалавра или специалиста.

В условиях законодательной несогласованности у этих дипломов нет нормального статуса как в Украине, так и в "метрополиях". Но в таких учебных заведениях учатся студенты, и об их судьбе никто не беспокоится.

В этом случае подходим к еще одной важной проблеме, а именно – к проблеме неопределенных отношений между сферой образования и рынком труда.

Дело даже не в том, что существует проблема первого рабочего места. Ведь работодатели сразу требуют у претендентов опыт, а где его взять студентам?

Речь идет о серьезном несоответствии программ и характера обучения и перечня специальностей – требованиям рынка труда.

Сейчас в высших учебных заведениях остается большое количество специальностей, у которых было неплохое бюджетное финансирование в советские времена.

Сегодня и в ближайшем будущем у этих специальностей не будет такою поддержки. Зачем их сохранять? Или это делается только для того, чтобы обеспечить работой многочисленных ректоров, деканов, преподавателей и административных работников?

В то же время, консервативная по своей природе сфера образования не способна вовремя реагировать на требования рынка труда.

В последние несколько десятков лет этот рынок меняется так быстро, что рассчитанная на медленное техническое развитие программа многолетнего университетского обучения превращается в издевательство над студентами.

В результате обучение в университете или институте для кого-то становится возможностью просто "получить высшее образование", для кое-кого – возможностью "закосить от армии", еще для кого-то – способом траты времени.

ПТУ уже не нужны?

В то же время, возможность более рационального использования учебных заведений есть. Постепенное сокращение профессионально-технических училищ привело к дефициту квалифицированных рабочих.

Сейчас зарплата некоторых рабочих выше, чем у многочисленных юристов или экономистов. И это ясно, потому что когда вместо ликвидированных ПТУ открываются частные ВУЗы, то это имеет свои последствия.

Впрочем, о перепроизводстве юристов и экономистов много говорили еще десять лет назад. Время прошло, а ситуация не изменилась.

Следовательно, видим, что реформа высшего образования необходима, но хватит ли у политиков желания и настойчивости о ней подумать? И "известный" Болонский процесс здесь ни при чем.

Украина к нему готова, равно как и к самостоятельному выходу в мировой космос. Писать учебные программы, формально рассчитанные на стандарты европейского образования – вещь неплохая, но лишняя.

Такие методические достижения не будут практически использоваться.

Возможно, точка зрения, предложенная в этой статье, слишком строгая и критическая. Возможно, все не так сложно, и НаУКМА и КПІ, КИГА и ХАИ могут составить конкуренцию ведущим вузам Запада?

Возможно, среди студентов, которые сейчас получают высшее образование, обнаружится не один десяток будущих нобелевских лауреатов и выдающихся общественных деятелей?

Но общая картина все равно выглядит не настолько оптимистично, как это могло быть, учитывая мощные просвещенские традиции Украины.

Для "общества знаний" важно не количество, а качество, гибкое и мотивированное объединение практических навыков и умений и теоретических знаний. А Украина все лицензирует и лицензирует...

Юрий Корогодский, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования