Реформа, о которой забыли

Четверг, 25 января 2007, 13:13

25 января студенты празднуют "Тетянин день", праздник, который в историческом плане пришел из России и успел стать неформальным днем будущих бакалавров и магистров.

Он приходится на финиш зачетно-экзаменационной сессии и начало зимних каникул. Своеобразное время в студенческом расписании.

Любой праздник – это не только повод для радости, но и возможность подвести итоги, оценить настоящее положение дел, посмотреть в будущее. Тем более в такой важной для нормального общественного развития сфере, как высшее образование.

...Плюс просвещение всей страны

Чем дальше, тем больше украинских граждан становятся участниками этих студенческих праздников.

Количество высших учебных заведений постоянно растет, многие из них успели стать национальными, еще больше – получили статус университетов и академий.

Но вопрос о качестве украинского образования продолжает оставаться на непонятном для нормальных людей уровне.

С одной стороны, студентов скоро будет больше, чем во всех странах ЕС вместе взятых.

С другой стороны, даже в Киеве можно насчитать только несколько учебных заведений, где студенты получают настоящее ВЫСШЕЕ образование.

Возникает вопрос – почему?

Реформирование сферы высшего образования было неотложной потребностью молодого украинского государства. Этот процесс искусственно сдерживался бюрократическими кругами, которые остались в наследство от советских времен.

Также он был дискредитирован такими неудачными экспериментами, как форсированное введение тестовых технологий в процесс оценивания качества знаний.

Поэтому высшее образование в Украине сейчас развивается в направлении, которое условно можно назвать "спекулятивно-девальвирующим".

Высшая аттестационная комиссия штампует кандидатов и докторов наук, создавая препятствия только для тех, у кого по-настоящему есть желание заниматься фундаментальной наукой, а не кулуарными отношениями с этим распределительным органом.

Высшие учебные заведения так же штампуют многочисленных младших и "обычных" специалистов, бакалавров и магистров. Даже для того, чтобы получить диплом парикмахера, обязательно нужно учиться пять лет.

Перечислять все "изобретения" отечественного образования – бумаги не хватит.

Магистры против специалистов

Достаточно только вспомнить такие явления, как получение диплома магистра по пятилетней программе обучения (во всем мире, как правило, действует схема "4+2"), широкое распространение филиалов столичных ВУЗов в регионах – хотя качество образования в этих филиалах во многих случаях немного выше уровня средней школы.

А еще удивительное увеличение количества специальностей, некоторые из которых вызывают только удивление: "экономическая журналистика", "сомелье", "менеджер информационных систем", "искусствовед-эксперт", "европейская интеграция" (!) и пр.

На территории Украины массово работают филиалы иностранных ВУЗов (кстати, речь идет не только о русских в Крыму). Эти филиалы предоставляют определенное образование и выдают документы о получении степеней бакалавра или специалиста.

В условиях законодательной несогласованности у этих дипломов нет нормального статуса как в Украине, так и в "метрополиях". Но в таких учебных заведениях учатся студенты, и об их судьбе никто не беспокоится.

В этом случае подходим к еще одной важной проблеме, а именно – к проблеме неопределенных отношений между сферой образования и рынком труда.

Дело даже не в том, что существует проблема первого рабочего места. Ведь работодатели сразу требуют у претендентов опыт, а где его взять студентам?

Речь идет о серьезном несоответствии программ и характера обучения и перечня специальностей – требованиям рынка труда.

Сейчас в высших учебных заведениях остается большое количество специальностей, у которых было неплохое бюджетное финансирование в советские времена.

Сегодня и в ближайшем будущем у этих специальностей не будет такою поддержки. Зачем их сохранять? Или это делается только для того, чтобы обеспечить работой многочисленных ректоров, деканов, преподавателей и административных работников?

В то же время, консервативная по своей природе сфера образования не способна вовремя реагировать на требования рынка труда.

В последние несколько десятков лет этот рынок меняется так быстро, что рассчитанная на медленное техническое развитие программа многолетнего университетского обучения превращается в издевательство над студентами.

В результате обучение в университете или институте для кого-то становится возможностью просто "получить высшее образование", для кое-кого – возможностью "закосить от армии", еще для кого-то – способом траты времени.

ПТУ уже не нужны?

В то же время, возможность более рационального использования учебных заведений есть. Постепенное сокращение профессионально-технических училищ привело к дефициту квалифицированных рабочих.

Сейчас зарплата некоторых рабочих выше, чем у многочисленных юристов или экономистов. И это ясно, потому что когда вместо ликвидированных ПТУ открываются частные ВУЗы, то это имеет свои последствия.

Впрочем, о перепроизводстве юристов и экономистов много говорили еще десять лет назад. Время прошло, а ситуация не изменилась.

Следовательно, видим, что реформа высшего образования необходима, но хватит ли у политиков желания и настойчивости о ней подумать? И "известный" Болонский процесс здесь ни при чем.

Украина к нему готова, равно как и к самостоятельному выходу в мировой космос. Писать учебные программы, формально рассчитанные на стандарты европейского образования – вещь неплохая, но лишняя.

Такие методические достижения не будут практически использоваться.

Возможно, точка зрения, предложенная в этой статье, слишком строгая и критическая. Возможно, все не так сложно, и НаУКМА и КПІ, КИГА и ХАИ могут составить конкуренцию ведущим вузам Запада?

Возможно, среди студентов, которые сейчас получают высшее образование, обнаружится не один десяток будущих нобелевских лауреатов и выдающихся общественных деятелей?

Но общая картина все равно выглядит не настолько оптимистично, как это могло быть, учитывая мощные просвещенские традиции Украины.

Для "общества знаний" важно не количество, а качество, гибкое и мотивированное объединение практических навыков и умений и теоретических знаний. А Украина все лицензирует и лицензирует...

Юрий Корогодский, для УП

powered by lun.ua
Главное на Украинской правде