Толерантная осторожность Украины

Вторник, 13 марта 2007, 13:46

Внешняя политика Украины опять попала в передрягу. Американская инициатива размещения систем противоракетной обороны в Польше и Чехии захватила врасплох украинскую верхушку, занятую собственными делами.

"Стычка" между Россией (стратегический партнер) и США (стратегический ориентир) не очень нужна Украине, но как реагировать в таком случае?

Восстановить на "Пивденмаше" строительство ракет? Наверное, это лучше, чем делать троллейбусы?

Или, может, перестрелять всех, кто вокруг: русских, чехов вместе со словаками, поляков? Проблема таким образом исчезнет, и никто из соседей не будет портить нервы.

А может, вообще нужно ничего не замечать, потому что никто и не спрашивает у Украины, какова ее точка зрения в этом вопросе?

Совсем не так считает президент Ющенко. После достаточно продолжительной паузы он все-таки высказал позицию Украины, напомнив, что расширение оборонного компонента безопасной политики – это направление, которое соответствует интересам европейской коллективной безопасности.

Аналитики расценили это заявление, сделанное во время общей пресс-конференции с президентом Польши Качинским, как поддержку американской инициативы. Однако осторожный тон украинского президента совсем не свидетельствует в пользу этой версии.

Вдобавок, влияние Ющенко на внешнюю политику сейчас сложно оценить...

Карибы Хрущова и Германия Рейгана

В более чем полувековой ядерной истории человечества было несколько событий, по типологии похожих на сегодняшний кризис вокруг ракет и радаров в Центральной Европе.

Самым громким из них был известный Карибский кризис. Тогда, в 1962 году, мир, как считают специалисты, единственный раз в истории был на пороге глобальной войны с применением ядерного оружия.

Карибский кризис возник в результате смелости Хрущева и страха Кеннеди. У СССР в то время было всего 300 ядерных зарядов, в то время как у Соединенных Штатов – 5000. Хрущев, как считают, собирался, расположив ракеты на Кубе, давить на Кеннеди с требованием начать разоружение.

Кеннеди, как и следовало ожидать, не захотел вести разговор в таком режиме и, полностью переиграв Хрущева в дипломатическом плане, обвинил СССР в подготовке наступательных действий с целью уничтожения значительной части американцев.

Как свидетельствовал тогдашний министр обороны США Макнамара, угроза мировой катастрофы была на расстоянии нескольких часов. ООН выглядела бессильной, не имея возможности вмешаться в битву гигантов.

По словам российского военного историка Червова, ядерной войны удалось избежать, когда Хрущев и Кеннеди лично осознали, что в этой стычке может не оказаться победителей.

...Через десять лет, в 1972-м, было подписано советско-американское соглашение об ограничении ПРО. Но расположение противо-ракет в Европе уже не является нарушением этого соглашения.

Соглашение об ограничении ПРО стало достоянием истории, когда США начали строить станцию наблюдения на Аляске, а Россия никак не смогла это предотвратить.

...В ноябре 1983 года США расположили свои новые ракеты средней дальности на территории стран Западной Европы. Достичь советской территории они могли за 5-7 минут.

В отличие от американцев во время Карибского кризиса, СССР не смог использовать это обстоятельство в свою пользу. Генсеки тогда умирали слишком часто.

Вялая реакция Советского Союза стала тогда одним из признаков поражения в глобальном противостоянии с американцами.
Проблема "евроракет" была решена только в декабре 1987, когда сверхдержавы заключили соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности. Но СССР уже был не тот, что раньше.

Наступательная тактика Буша

И вот через двадцать лет американцы опять перехватили инициативу. Идея создания новой линии ПРО блестяща. Не с технической, а скорее, с политической точки зрения. Она решает сразу несколько задач.

Во-первых, предостерегает от чрезмерного самообожания Россию, чье сознание затуманено ростом нефтяных цен. Американцы пытаются напомнить, что современная Россия – это не СССР, а скорее Саудовская Аравия с ядерным оружием.

Действительно, сегодняшнее стратегическое оружие России преодолеет любую систему ПРО. Но никто не сказал, что так будет всегда.

Вдобавок, срок использования российских суперракет украинско-днепропетровского происхождения подходит у концу, а денег на их производство все равно не хватает.

Во-вторых, американцы опять указывают своим западноевропейским союзникам на то, "кто в доме хозяин". Ведь эта акция проходит без серьезных консультаций с коллегами по НАТО. С помощью так называемой "новой Европы" американская дипломатия пытается достать "Европу старую".

В-третьих, республиканский истеблишмент в США получает накануне президентских выборов 2008 года замечательный козырь для борьбы с демократами. Буш-младший выглядит как наследник Рейгана в борьбе за американское лидерство.

И, в конце концов, последнее в этом смысле. Такими шагами США обеспечивают свой военный контроль над Польшей и Чехией. Тоже не последние страны в единой Европе.

Но, как не сложно догадаться, поляки и чехи вполне довольны. Первые могут отомстить россиянам за угнетение в прошлом, подавление восстания Косцюшко, четыре деления Речи Посполитой (1772-1795 и 1939 года), борьбу против католической церкви и еще бог знает за что. У чехов же есть еще не компенсированные счета по событиям 1968 года.

Как может в данном случае ответить Россия? Сплошная милитаризация Беларуси и Калининградской области? Создание новых видов ядерного и обычного оружия? Переориентация собственных ракет на территорию Польши и Чехии?

В любом случае, Россия будет вынуждена искать ответ, и это очень напоминает времена "холодной войны", когда американцы наступали, а СССР отчаянно защищался.

Единственные, кто могут помешать американским планам – это, конечно, страны "старой Европы". Усиление американских позиций в этом вопросе им не очень нужно. Поэтому в данном случае они могут сыграть вместе с Россией.

"Мы должны быть очень осторожны, чтобы не создавать новые линии размежевания в Европе или возвращаться к уже пройденным этапам истории", – сказал, комментируя американскую инициативу, президент Франции Жак Ширак.

Так же обеспокоены и немцы, которые в последнее время в вопросах внешней политики вполне согласные с точкой зрения Парижа.

Только Великобритания, старый и проверенный союзник Соединенных Штатов, поддержала инициативу континентальных систем ПРО и даже изъявила желание расположить их на собственной территории.

Молчание украинцев

А что делать в данном случае Украине? Ситуация сложная, потому что Киеву не нужно выступать арбитром в российско-американских конфликтах. Хотя территориально Украина оказывается почти на линии фронта.

Возможно поэтому, даже пронатовский министр обороны Гриценко был сначала очень сдержан, когда зашла речь о реакции Украины на польские противо-ракеты. Осторожное заявление президента прозвучала намного позднее.

Возможным ответом глобального масштаба могло бы стать возвращение ядерного арсенала. Впрочем, к сожалению, или к счастью, ядерное оружие для самой Украины уже стало историей.

В 1994 году мы отказались от этого стратегического арсенала в обмен на гарантии безопасности от ... США и России. Понять, в чем они состоят, сложно. Особенно когда россияне и американцы дерутся за контроль над Украиной.

Как подчеркивает председатель комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны Анатолий Кинах, восстановление ядерного статуса Украины невозможно с финансовой точки зрения.

Не будем также забывать, что Украина – это не Израиль с Пакистаном. Такую акцию мировое сообщество нам просто не позволит провести.

По мнению директора Центра мира, конверсии и внешней политики Александра Сушко, попытки восстановить ядерный арсенал дискредитируют Украину на международной арене. Выходом для Украины, по мнению эксперта, может стать не сплошное перевооружение, а участие в системах коллективной безопасности.

Впрочем, сегодня в Европе достаточно сложно рассмотреть контуры такой системы. Присутствуют только нацеленные друг на друга НАТО и "Ташкентское соглашение".

Если ответ военного характера на смену баланса возле ее границ для Украины невозможен, то как быть с дипломатическими шагами?

Такие возможности тоже ограничены, поскольку судьба польских противо-ракет, вероятно, будет решаться во время прямых российско-американских переговоров, привлекать к которым Украину нет смысла.

Ведь, вспомните, что Украину никто и не спрашивал по поводу польских ракет и чешских радаров. Успокаивает только то, что не очень советовались даже с Германией.

ГУАМ здесь не поможет, а ЕЭП только будет мешать.

Кажется, что лучшим выходом для украинской дипломатии в этом случае будет выжидательная позиция. То есть, как неоднократно говорили: "позиция Украины была взвешенной и толерантной".

Юрий Корогодский, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде