Николай Онищук: Я не пошел следом за Анатолием Кинахом

Вторник, 27 марта 2007, 13:27

Если в американских небоскребах из-за предрассудков нет тринадцатого этажа, то в избирательных списках "Нашей Украины" надо запретить второй номер. То есть чтобы после первого сразу шел третий – от греха подальше...

Вторая позиция в списке "Нашей Украины" – это плацдарм для предателей. В парламент прошлогосозываиз него был избран Александр Стоян, в Верховную Раду нынешнего созыва – Анатолий Кинах.

И тот, и другой с течением времени устали быть в оппозиции и перешли на сторону власти.

Вообще десант Кинаха в парламенте – что-то на манер группы риска. Первоначально в составе фракции "Наша Украина" насчитывалось целых десять депутатов по квоте лидера Партии промышленников и предпринимателей.

И почти сразу, только собрался новый парламент, особую позицию занял баскетболист и друг Дмитрия Фирташа Александр Волков.

Он первым отказался придерживаться линии руководства "Нашей Украины". К его чести, Волков это сделал еще когда существовала оранжевая коалиция, а Партия регионов собиралась работать в оппозиции.

Вторым из квоты Кинаха взбунтовался Александр Заплатинский, который перешел на сторону антикризисной коалиции и получил за это должность главы комитета по вопросам экономической политики.

Учитывая, что членом этого комитета является Ринат Ахметов, Заплатинский при первой возможности старается зафиксировать свое лицо перед фотокамерами в компании самого богатого украинца.

И недавно во время футбольного матча Шахтер-Севилья вся страна видела в телетрансляции, как Заплатинский, который получил билет к VIP-ложе, первым прибежал приветствовать с забитым голом Ахметова и Януковича. Рассказывают, на следующий день он просил руководство Шахтера переписать ему это видео.

А на прошлой неделе, после назначения Кинаха министром экономики, к антикризисной коалиции присоединились остальные депутаты от его партии. Кроме двух людей: Николай Онищук и Станислав Довгий поступили вопреки Кинаху.

Онищук отказался вступать в коалицию, несмотря на предложению стать министром по связям с Верховной Радой. О своих мотивах соратник Кинаха с пятнадцатилетним стажем рассказал в интервью "Украинской правде".

– На протяжении последних дней ситуация вокруг Анатолия Кинаха успела обрасти эпитетами. Для вас лично Кинах является предателем?

– Я убежден, что как политик и менеджер Кинах будет делать в коалиции то же самое, что и в составе "Нашей Украины". По моему мнению, его взгляды на вопрос взаимоотношений власти и бизнеса или, например, налогового давления, не изменились. И сигналы, которые он будет подавать на должности министра, будут идентичны тем, которые исходили от Анатолия Кинаха в предыдущие времена.

– Но речь идет о том, что Кинах – это политик, а не нанимаемый менеджер, не директор завода. Он прошел в Верховную Раду по списку политической силы "Наша Украина". Более того, Кинах был ее вторым номером!

– Я думаю, Анатолий Кинах, объясняет для себя этот шаг тем, как это не парадоксально для вас, что он может положительно повлиять на отношения основных политических дуэлянтов – оппозиции и коалиции.

Складывается впечатление, что вы подбираете слова. Почему вы не говорите прямо, как оно есть? Вы же могли совершить аналогично, присоединиться к антикризисной коалиции и прокомментировать это словами: "Я своим шагом так же, как мой лидер Анатолий Кинах, хочу сблизить коалицию, Януковича и Ющенко". Почему тогда вы этого не сделали?

– Роль таких решений Анатолия Кинаха, их негатив или позитив, можно оценить лишь с течением времени. Поэтому я, как вы заметили, подбираю слова. Так как не нужно много мудрости, чтобы назвать кого-то одним конкретным словом. Важнее, чтобы это объяснило следствия, дало понимание мотиваций.

– Разве действия коалиции по отношению к Анатолию Кинаху – это не взятка должностью?

– Если антикризисная коалиция хотела использовать знания Кинаха ради политической и экономической стабилизации, то мой ответ – это не взятка.

Если же речь идет о цели любой ценой получить 300 голосов, то есть обеспечить монополию на власть со стороны антикризисной коалиции, то это – хуже взятки!

Разрушительные следствия достижения цели в 300 голосов очевидны – как для самой коалиции, так и для страны. Монополия на власть, как любая монополия, без балансов, без здоровой конкуренции способна породить лишь деградацию.

Фото пресс-службы "Нашей Украины"

– Хорошо, например, если бы вам предложили министра юстиции, вы бы пошли на таких условиях в антикризисную коалицию?

– Я бы пошел в антикризисную коалицию, если бы это влияло на смену цели деятельности коалиции. В основе может быть восстановление баланса в отношениях президент - Верховная Рада, обеспечение основ парламентской демократии, когда оппозицию ценят и помогают ей действовать.

Я не пошел следом за Анатолием Кинахом, потому что как юрист считаю, что депутаты, избранные по списку, не имеют права переходить в другие образования, кроме как становиться внефракционными.

Поскольку логика пропорциональной системы состояла в том, что депутаты, избранные по списку, идентифицируют избирателей своей партии или блока в парламенте. Поэтому переход из "Нашей Украины" в какую-то другую политическую силу означал бы, что избиратели "Нашей Украины" были бы просто одурачены!

Кроме того, в таком случае избиратели не могли бы определить, кто теперь несет политическую ответственность за осуществление власти – Партия регионов или "Наша Украина"?

– Грубо говоря, если через полгода в государстве будет кризис коммунальных неплатежей, который послужит причиной экономического кризиса, то Янукович сможет сказать: "У меня коалиция не только с участием Партии регионов, а также с участием части "Нашей Украины".

– В сущности, вы только подтвердили то, что я сказал...

Второй критерий, почему я не присоединился к антикризисной коалиции – я обеспокоен, что цель нынешних переходов - наращивание численности. Чтобы иметь достаточно голосов, которые разрешат не только преодолеть вето президента, но и иметь возможность вносить изменения к Конституции.

На самом деле для чисто парламентской деятельности нет никакого значения, какое преимущество коалиция имеет над оппозицией – один голос или девяносто девять. Поскольку так или иначе, а коалицией решения принимаются.

Я обеспокоен, что поставленная самоцель – нарастить численность коалиции. И это может привести к монополии со стороны коалиции в осуществлении власти, которая будет игнорировать мысль оппозиции.

Я имею в виду, что не меньше половины граждан Украины отдали свое преимущество оппозиции. Вместе с тем в парламенте, при принятии решений и преодолении вето, будет заложен принцип подавляющего большинства одних над другими.

И третья причина, почему я не присоединился к антикризисной коалиции – меня беспокоят цивилизационные перспективы Украины.

Президент, вопреки многочисленным и, временами, обоснованным претензиям в его адрес, заложил предпосылки для изменений. После Майдана была исключена политическая деспотия или монополия. Система балансов заложена в изменениях к Конституции. У нас есть либерализованная рыночная экономика, есть свобода слова, есть демократия...

Для многих стран, которые находятся от нас восточнее, чтобы провести такие же по объему реформы будут необходимы десятки лет. Я хочу продемонстрировать своим шагом, что я поддерживаю главу государства и силы, которые вокруг него сплачиваются, чтобы обеспечить необратимость этого продвижения.

Ведь может возникнуть ситуация, когда и один голос будет определяющим...

Мое видение ситуации и выхода из кризиса такое: до осени надо разработать и утвердить Конституцию с обновленными разделами относительно организации власти. Возглавить это как сопредседатели конституционной комиссии должны Виктор Ющенко и Александр Мороз.

Изменения к Конституции должны обеспечить целостность исполнительной власти.


Президент может возглавить Высший совет юстиции, его функции должны быть расширены, он может стать реальным органом судебного управления.

В областях должны быть внедрены должности префектов с контрольными функциями, которых назначает президент. А вся власть на местах может перейти к исполкомам при областных и районных советах.

Прокуратура может стать составной судебной власти с соответствующим уточнением функций.

Порядок формирования правительства может быть изменен соответственно традициям европейского конституционного права: президент поручает лидеру коалиции сформировать Кабинет министров и внести вместе с программой в парламент. Одобрение программы будет означать получение вотума доверия и назначение правительства.

– Что вам известно о решениях, которые назревают в Конституционном суде? Правда ли, что готовится решение, которое позволит применять императивный мандат к депутатам Верховной Рады?

– Вы знаете, в парламенте много ожиданий в связи именно с этим решением. Оно может повлиять на дальнейшие переходы депутатов.

В Конституции есть элементы императивного мандата, когда мандат теряется в связи с выходом или невхождением во фракции.

Но императивный мандат в полном понимании – это когда ты теряешь депутатство после исключения из фракции.

Так вот, я убежден, что Конституционный суд не сможет растолковать Конституцию таким способом, который разрешит лишать мандата после принудительного исключения из фракции.

Я не вижу никакой правовой перспективы для этого! Ведь Верховная Рада, когда принимала изменения к Конституции, сознательно изъяла эту норму как основание для лишения депутатства.

– Блок Тимошенко возлагает надежды на признание недействующим правительства Януковича в связи с тем, что члены Кабинета министров не сложили полномочия депутатов в отведенный срок.

– Я не вижу и здесь судебной перспективы. Маловероятно, что Конституционный Суд решится на принятие решений, следствия которых поставят под вопрос легитимность нынешнего правительства.

– То есть вы ведете к тому, что оснований для роспуска парламента в ближайшее время не будет?

- Если иметь в виду только конституционные представления, которые внесены, то я не вижу оснований для роспуска парламента. Кроме того, Конституционный суд продемонстрировал свою достаточно большую осторожность и нерешительность уже даже тем решением, где он не смог защитить даже сам себя.

(От УП: Речь идет о законе, которым КС был лишен права пересматривать изменения к Конституции, которые уже вошли в силу.)

– В таких условиях следующих выборов ждать еще три-четыре года. И депутаты от Партии промышленников и предпринимателей направляются в антикризисную коалицию, так как стараются устроить себе хотя бы какую-то короткую перспективу. В свою очередь, оппозиция держит своих депутатов тем, что в скором времени будут досрочные выборы, и предателей не возьмут в список.

– Насколько я проинформирован, одной из условий перехода депутатов от оппозиции к антикризисной коалиции, было то, что они получат место в проходной части списка Партии регионов на следующих выборах.

– А как происходят эти переговоры о переманивании депутатов? Вам подходили, предлагали присоединиться к антикризисной коалиции?

– На самом деле здесь ничего странного и чрезвычайного нет. Ведь все являются публичными политиками. Такие встречи были и у меня на достаточно высоком уровне. На ней речь шла, прежде всего, о мировоззренческих вещах, об обмене оценками политической ситуации, мою возможную роль в этих процессах. Но давайте на эту тему дальше распространяться не будем...

Есть версия, что целью расширения коалиции является лишение влияния коммунистов или социалистов, чтобы Партия регионов могла иметь резерв голосов.

– Все возможно... Но это весьма дальновидно для тех, кто сегодня вырабатывает стратегию Партии регионов. Их более приближенной и реальной целью является обретение независимости от президента в принятии решений.

– Недавно на "5 канале" Николай Азаров заявил, что Партия промышленников и предпринимателей ничего собой не представляет. Не боитесь ли вы, что после присоединения к антикризисной коалиции она будет просто раскрыта в Партии регионов и перестанет существовать?

– Такая угроза существует. Очевидно, что партия сейчас находится на сложном этапе своего развития. Справится ли – это будет зависеть от самой партии и от ее руководителей.

– Но какой может быть компромисс? Если вы имеете одну точку зрения, а Кинах -другую.

– Я бы предложил, возможно, на определенное время пропрезидентскую платформу в партии.

Ситуация в Партии промышленников и предпринимателей сложная. Бизнес не может быть в конфликте со властью. Он не может позиционировать себя как оппозиция власти. Но не следует путать бизнес и политику. Партия – это нечто другое...

– О кризисе в партии свидетельствует недавнее решение – "оставить на собственное усмотрение депутатов, присоединяться ли к антикризисной коалиции". Ведь это означает, что фактически ни одного решения принято не было. Влиятельные партии так не делают, в них есть дисциплина.

– В мае-июне мы проведем съезд, где будет принято политическое решение, обязательное для всех членов. Тогда все и определится.

– Если съезд определится в пользу антикризисной коалиции, вы выйдете из партии?

– Этого нельзя исключить, хотя это крайний и не желательный для меня вариант.

Я буду делать все, чтобы на определенном этапе партия имела внутреннюю платформу, которая бы позволила объединить тех, кто не поддерживает решение присоединиться к антикризисной коалиции.

– Существует информация, что глава секретариата президента, он же руководитель совета "Нашей Украины" Виктор Балога заявил, что все участники блока "Наша Украина" должны влиться в одноименную партию. Тем самым подтолкнув решение Кинаха присоединиться к коалиции.

– Я подтверждаю – Партия промышленников и предпринимателей, как и другие участники "Нашей Украины", получили предложение относительно объединения. Нас в таком предложении не устраивает, что это приглашение касается партий с разной идеологией. Кажется, такие объединения мало перспективные.

– По состоянию на сегодняшний день кто из депутатов-членов Партии промышленников и предпринимателей не объявил о вступлении в антикризисную коалицию?

– Я и Станислав Довгий.

– Известна ли вам логика Довгого, почему он не присоединился?

- Я думаю, что в значительной мере она похожа на то, о чем я говорил. Возможно, у него есть еще какие-то личные дополнительные мотивы. Я знаю, что Станислава Довгого с президентом связывает если не дружба, то довольно хорошие отношения.

– Президент Ющенко проводил какие-то разговоры с депутатами от Партии промышленников и предпринимателей, чтобы предотвратить их присоединение к антикризисной коалиции?

– Анатолий Кинах встречался с президентом. Я также имел встречу с главой государства, на которой Виктор Ющенко заметил: все что происходит – это проблема морали.

– Правда ли, что встреча президента и Кинаха закончилась ссорой?

– Разговор носил непростой характеры, ведь речь шла о втором номере списка "Нашей Украины".

Решение Кинаха присоединиться к антикризисной коалиции легко объяснить. Люди помнят, как Кинах выступал на Майдане, или как Кинах давал интервью перед выборами, что "никогда мои дети не будут учиться в школе, где будет висеть портрет Януковича". Прошло два года, и эти заявления превращаются в фарс.

– Я думаю, что это является проблемой для Анатолия Кирилловича – внутренней, психологической и политической. Я воздержусь от более детальных комментариев, учитывая то, что мы с Кинахом работали вместе почти пятнадцать лет. Думаю, он убежден в правильности своего решения.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде