Александр Ковтуненко:Я ждал, что стану героем Украины, потому что мой поступок заставит Ющенко распустить Верховную Раду

Понедельник, 2 апреля 2007, 17:00

Лично для автора этих строк Александр Ковтуненко – это человек, с мобильного телефона которого последние два года приходила рассылка своеобразного "народного творчества" – sms-стихов и анекдотов, которые высмеивали Ющенко и Януковича.

Ковтуненко никогда не влиял на политику БЮТ, но был хорошо известен журналистам. Ведь, в отличие от первых лиц, он постоянно находился в кулуарах Верховной Рады и всегда был готов прокомментировать последние события. Поэтому сообщение о его вступлении в коалицию сбило с толка и парламентских корреспондентов.

Александр Ковтуненко – один из перебежчиков, который по-человечески шокировал Тимошенко. Она еще могла смириться, когда под флаги Януковича становились бизнесмены, но никак не ожидала, что это будут делать вчерашние соратники, которых она сама поставила на ноги. Ведь Ковтуненко работал советником Тимошенко во времена ее премьерства. Он много лет крутился в околополитической тусовке, но только благодаря Тимошенко попал в высшую лигу – стал народным депутатом.

И вот в конце на прошлой неделе Ковтуненко вместе с группой других депутатов БЮТ перешел в антикризисную коалицию. Он – представитель новой плеяды молодых циничных политиков, которые еще вчера говорили одно, а сегодня – другое. Это свое мастерство Ковтуненко смог продемонстрировать в интервью "Украинской правде".

– После того, как стало известно о вашем вступлении в антикризисную коалицию, в кулуарах парламента четко называют цену такого поступка – от 3 до 5 миллионов долларов. Если это неправда, то вы должны подать в суд, но никаких судебных исков с вашей стороны не было. Это автоматически предусматривает, что названные цифры – правда?

– Во-первых, если вы мне покажете, где та касса, в которой выдаются деньги, я туда обязательно схожу и переведу их в Фонд мира. Поскольку со мной лично ни один представитель Партии регионов не вел никаких переговоров. Вообще!

Решение о переходе в антикризисную коалицию было принято 22 марта вечером на встрече, где присутствовали я, Олег Надоша и Сергей Полищук. Мы как люди, которые занимаются стратегическим маркетингом, четко понимали – мы имеем серьезный кризис власти в Украине, где разворачивается сценарий "стенка на стенку".

Мы четко увидели, что Ющенко ведет тройную игру.  Доверяет ли Ющенко Тимошенко, работает ли он с Януковичем, или он вообще работает по третьему, своему собственному, сценарию?

Поэтому нами было принято решение сделать бютовский десант на территорию коалиции национального единства. С нашей стороны, хочу открыто сказать, это многоходовая игра. (Иронически) И я, кстати, ждал, что стану героем Украины, так как мой поступок заставит-таки президента распустить Верховную Раду.

Ведь нарушена норма регламента о персональном, а не фракционном членстве в коалиции. И наша цель была чуточку напугать президента проектом "299", и таким способом стимулировать его к быстрым шагам по объявлению досрочных выборов.

Но, к величайшему сожалению, нашла подтверждение моя мысль, что Виктор Андреевич работает с кем угодно, кроме Тимошенко, и он просто в темную использует БЮТ.

Ющенко хочет, чтобы БЮТ дальше не продолжал свою отдельную политическую игру, которую Тимошенко начала с нового года – когда мы собственными политическими возможностями добились принятия закона об императивном мандате и в первом чтении -закона об оппозиции.

Уже четвертый месяц я считаю стратегию БЮТ ошибочной. Мы связались с Балогой, а надо было сохранять свою идентичность. Когда после Нового года на съезде "Батькивщины" Тимошенко сказала, что мы идем своими силами к победе, мне это страшно нравилось, и мы начали получать определенные результаты.

К величайшему сожалению, этот победный ход остановили. Мы связались с человеком, который не совсем адекватен масштабам и потребностям Тимошенко – с президентом.

Очевидно, если сейчас Ющенко не распускает парламент – значит, он работает в другом режиме. И переход Кинаха, и, фактически, бегство Яценюка из секретариата президента под Януковича, были согласованы с президентом. Обратите внимание, что бывший министр экономики Макуха может перейти работать на должность, куда назначение происходит исключительно президентом, а не Януковичем – он может стать заместителем Яценюка в МИД.

– То есть вы не верите, что Ющенко объявит досрочные выборы?

– Ну, представте, на досрочных выборах "Наша Украина" наберет пять процентов, с Луценко – семь. Тимошенко – 30%...

С другой стороны, Партия регионов наберет 32%, комуняки – где-то 3-5 процентов, и Витренко – 7 процентов. В итоге мы получим самый антиукраинский парламент! Думаю, это понимает Ющенко. Поэтому он не пойдет на досрочные выборы, ведь он же – не самоубийца!

Еще учтите, что профицит бюджета составляет четыре процента. И когда правительство сделает минимальную зарплату 500 гривен, он уничтожит рейтинг оппозиции.

Вместе с тем я склонен говорить, что есть основания говорить о сговоре между двумя Викторами.

Для нас было загадкой, зачем создается эта конституционная комиссия? Теперь понятно – она должна будет изменить определенные статьи Конституции для сохранности власти Ющенко. Чтобы Виктор Андреевич на досрочных выборах через парламент избрался на семь лет президентом.

– Откуда вы делаете такой вывод?

– Потому что сейчас постепенно вводится в коалицию группа Кинаха. Я не удивлюсь, если будут еще две группы, где-то человек 40 от "Нашей Украины".

– Но ведь Ющенко категорически сказал, что вступление Кинаха – это моральная измена. Насколько известно из секретариата, разговор Ющенко с Кинахом был на таких тонах...

– А я знаю о разговоре между Виктором Федоровичем и Виктором Андреевичем на следующий день. Когда Виктор Федорович спросил: "Витя, ты чего так наехал на Кинаха?". На что Виктор Андреевич ответил: "Да я это в сердцах...".

То есть наш политикум играет только в одну игру – как сохранить власть или ее получить. Все, больше ничего!

– Но также играет в игру по зарабатыванию денег. И в качестве примера этого вспоминают вашу фамилию. Когда за счет измены собственной политической силе и перехода в коалицию политик начинает формировать себе благополучную пенсию.

– Я еще молодой, чтобы думать о пенсии... Две недели назад я покупал огурцы на Бессарабке, ко мне подошла женщина и сказала: "Мы вас так любим, мы поддерживаем Юлию Владимировну Тимошенко... Но, пожалуйста, не делайте гражданской войны!".

Я был удивлен таким пожеланием, но через два дня состоялось заседание фракции БЮТ, где Александр Турчинов прямо сказал: "в Украине происходит война...".

Я словил себя на мысли, что политика "стенка на стенку" приводит к созданию рва по Днепру, и это дело надо немедленно прекращать. Это было главным мотивом нашего поступка. Мы долго дискутировали об этом с Надошей.

А Надоша, между прочим, был фактически руководителем креативного отдела у Юлии Тимошенко и входил в ту команду, которая получила победу БЮТ на выборах 2006 года.

– Победу БЮТ обеспечила собственная харизма Тимошенко!

– Харизма харизмой, но есть еще работа аппарата. А именно этим аппаратом, в который входил Надоша, были сделаны несколько проектов: и правильно подобран логотип, и правильно определен концепт, и правильно сформированы творческие коллективы.

Кстати, о творческих людях: блок Тимошенко очень много потерял с устранением Михаила Бродского. Он может выглядеть импульсивным, но он действительно очень творческий человек с нестандартным интеллектом... И наработки Бродского в исполнении Тимошенко приводили к огромному успеху.

К большому сожалению, мы начали проигрывать именно с того момента, когда Бродский, Надоша и прочие были отстранены от Тимошенко. Вместо них мы набрали тот хлам, который сократил рейтинг Мороза с 70 процентов в 1999 году до 3 процентов на последних выборах. Сейчас он руководит нашим партийным штабом. Вот где я вижу нашу проблему!

Или на сегодняшний день информационной политикой БЮТ и партийным ресурсом опекаются люди, которые вообще не имели к победе Тимошенко никакого отношения!

– То есть Абдуллин, Губский, Винский. Но это – характерное для многих партий изменение политического окружения! И разве это имеет какое-то отношение к тому, чтобы вы предавали собственную силу?

– Главным катализатором для меня выступила информация, которую я получил два месяца назад от одного из помощников Юлии Владимировны о том, что мы начали сотрудничество с Витренко.

Я просто в это не поверил, думал, что это какой-то бред! Я был убежден, что этого не может быть, так как серьезный политик не будет брать в партнеры Витренко.

Позже, где-то три недели назад, сотрудничество Тимошенко и Ветренко подтвердил один из руководителей партии "Батькивщина" в Донецке. Он сказал, что, действительно, в Донецке уже происходит смена аппарата Витренко на людей Тимошенко.

– Назовите конкретные фамилии!

– Я сейчас не хотел бы этого делать. Добавлю только, что в позапрошлую субботу я получил подтверждение фактически от руководителя этой программы по сотрудничеству с Витренко.

Это человек из ближайшей команды Тимошенко. Я знаю, что они долго подговаривали Тимошенко на этот проект, и, в конце концов, она поддалась влиянию социалистического вкрапления в БЮТ, которое ее сейчас втягивает и в Социнтерн, и во всякую другую хрень, которая никому не нужна!

Это они, пользуясь своими старыми связями, навязали Тимошенко контакты с блоком Витренко. И тайным способом, в секрете от фракции БЮТ и от партии "Батькивщина", вели с ними контакты и финансировали некоторые издания госпожи Витренко для Донецкой области, которые выходили даже двухмиллионным тиражом!

Концепция была простая: расшатывать Партию регионов руками Витренко. Хорошо, сейчас она сократит поддержку Януковича. Но я спрашиваю: "Что вы делаете, ребята? Если вся Украина узнает, что Тимошенко работает с Витренко, вы ее просто уничтожите!". На что мне ответили: "Ты ничего не понимаешь в нашем социалистическом поведении. Мы это сделаем, и в следующий парламент на досрочных выборах изберется Витренко".

Я говорю: "Ну, молодцы, но как вы будете с ней работать?". На что мне отвечают: "В полном единстве, потому что мы идем к победе".

– Вы боитесь, что на вас подадут судебный иск из-за того, что вы говорите неправду?

– Я говорю правду. Хотя этот разговор был один на один.

... И я понял, что это – финиш! К величайшему сожалению, наш лидер окружил себя людьми, которые не способны обеспечить победу. К какой победе привел Винский? Или Губский? Он даже Кучму не привел к третьему сроку! Эти политиканы фактически уничтожают Тимошенко. И мой личный шаг был связан с необходимостью очистить внутреннюю политику блока.

– Но, по логике, надо было бороться путем внутренней дискуссии в БЮТ, а не через переход в антикризисную коалицию!

– Я думаю, что политика, в конце концов, должна делаться открыто. И люди должны знать, на что политик готов пойти, чтобы получить власть.

Я остаюсь членом Блока Юлии Тимошенко. Я думаю, что не выйдут и те люди, которые одновременно со мной присоединились к коалиции. Более того, я думаю, что со следующей сессии наше количество увеличится до 20 депутатов, которые будут заниматься новым форматом в политике.

Мы хотим остановить настроенных на войну депутатов как в Партии регионов, так и в БЮТ. Хочу сказать больше – к нам обращалось несколько регионалов, которые со своей стороны также готовы присоединиться к нашей группе здравого смысла.

Летом  прошлого года Ковтуненко бился с членами антикризисной коалиции. Теперь он с ними объединился. Фото Анны Андриевской

Вопрос в другом, и еще раз к нему возвращаемся – вы, Александр Ковтуненко, попали в парламент на плечах Тимошенко за счет ее квоты. И теперь вы ее предали. Не чувствуете угрызений совести?

– Я очень признателен ей за это. История ближайшего времени покажет, что я буду героем, и Тимошенко лично будет благодарить за то, что мы запланировали и осуществили.

– Но все, о чем вы говорите, можно было делать, оставаясь в составе оппозиции. Для этого не обязательно вступать в антикризисную коалицию, таким образом давая основания Януковичу утверждать, что скоро коалиция достигнет 300 голосов.

– А может это – наша цель? Чтобы, в конце концов, подтолкнуть Виктора Андреевича к нормальным шагам, которые он обещал Юлии Владимировне осуществить еще полгода назад. То, что мы делаем – это достижение эффекта запугивания.

– Если бы вы надеялись на эффект запугивания, то согласовали бы свои шаги с Тимошенко. И она бы не подвергала критике вас настолько часто – три раза на протяжении позапрошлого эфира на ICTV!

– Это означает, что во мне она видит большого, сильного, перспективного лидера! (Смеется) Слушайте, в политическом шоу-бизнесе есть правила. То есть должна быть не только положительная, а и отрицательная информация. Лучший способ brand awareness (знания бренда) – это то, что делает Тимошенко, то есть она – лучший продавец меня. И в последние недели она меня продавала очень сильно!

Я думаю, что мы сможем стать тем героическим десантом внутри антикризисной коалиции, чтобы навести немножко шороха и изменить некоторые агрессивные стереотипы, научить их одному правилу: мы все – граждане Украины.

Кроме того, вы заявляете, что то, о чем я говорю, можно было делать, оставаясь в оппозиции. Но оппозиция должна работать в зале, а не в подвале. И украинский народ нужно защищать на сессионном заседании, а не на щитовых.

– Как вы собираетесь голосовать в сессионном зале?

– На собственное усмотрение. Захотим – будем голосовать как БЮТ.

– Коалиции Януковича нужно 300 голосов, чтобы можно было приодолевать вето президента.  Будете ли вы поддерживать Януковича в таких голосованиях?

– Да, если это будет касаться национальных интересов. А если будет только политический мотив для голосования – мы не будем. И если мы сможем объединиться депутатов двадцать, это будет хороший баланс сил, который не позволит узурпировать власть.

– То есть вы считаете, что ваш шаг – это не больше, чем политическая провокация, и вы продолжаете придерживаться взглядов, которые вы исповедовали? Вы и дальше остаетесь сторонником оранжевых сил?

– Я являюсь сторонником Юлии Владимировны Тимошенко и считаю подлым поведение двух человек – Виктора Андреевича, который все сделал, чтобы она не была премьером, и назначил на ее место Януковича.

– То есть вы и дальше считаете Януковича злом для Украины?

– Я считаю самым большим злом для Украины не Януковича, а Ющенко. Потому что его желание сохранить власть граничит с национальной безопасностью. На Майдане украинский народ выступил не за Ющенко, а за изменения.

– А какое отношение к Януковичу?

– Я не могу иметь отношение к Януковичу пока что, поскольку я никогда не работал и не видел его работы.

– Но раньше в комментариях, которые звучали из ваших уст, в адрес Януковича были одни отрицательные эпитеты в его адрес! Теперь вы изменили свои взгляды относительно его?

– Как заявил сам Янукович, человек развивается и меняется. К величайшему сожалению, он это смог сделать. Янукович уже изменился трижды. Сначала это был политик из провинции, со своими грубостями, чертами шахтера, характером металлурга, безгранично прямым и достаточно грубым.

Сейчас мы видим человека, который старается быть на европейском уровне. Он едет в Брюссель и подстраивает под европейцев свой визуальный вид, костюмы, риторику...

– Вы раньше называли Януковича русской марионеткой. Теперь ваше представление о нем изменилось?

– На самом деле, уже третий министр в правительстве Украины, назаначенный по звонку Путина Ющенко. Первый – Яценюк, которого поставили вместо Огрызка после разговора Виктора Андреевича с русским президентом. Второй – Бойко, назначенный по рекомендации Москвы. И спросите любого антикризисовика: единственный человек, за которого Ющенко боролся в правительстве – это Бойко. А третий министр из квоты Москвы – это Шуфрич.

– Однако существует также версия, что ваш переход к антикризисной коалиции связан с проектом в сфере атомной энергетики.

– Я не могу говорить на эту тему, потому что подписал соответствующие документы о доступе к секретной информации. Скажу только, что я хочу принимать участие в обеспечении в энергетической области Украины своей электроэнергией, своим производством соответствующей продукции.

Наработаны много документов, когда я работал советником Тимошенко во времена ее премьерства. Тогда были начаты самые успешные проекты международного характера, которые касаются энергетики Украины, и теперь их надо реализовывать.

– И какой вы видите свою роль в этих процессах?

– Я думаю, моя роль будет коммуникационная.

– Вы общались с людьми из окружения Тимошенко после объявления вашего заявления о вступлении к антикризисной коалиции?

– Да, общаюсь. Меня уговаривают вернуться назад. Но у нас есть план, сценарий. Я думаю, что с Надошей и Полищуком мы сделаем очень интересный проект...

– Но для того, чтобы на что-то претендовать, у вас должен быть какой-то политик из топ-первой пятерки украинской политики. Но с вами нет ни Тимошенко, ни Луценко, ни Януковича, ни Ющенко, ни Симоненко, ни Мороза, никого!

– А чем мы плохи сами? Ну, чем я плохой? (Смеется.) Видите, Тимошенко нам сейчас помогает, вспоминает наши имена, делает имидж.

– Вы сейчас говорите с иронией...

– Нет, я говорю без иронии. Я понимаю, что такое построение бренда, потому что имел отношение к бренду "Наша Украина".

(Ковтуненко достает из папки и показывает документы)

Это – оригинальные патенты на право собственности брендом "Наша Украина", которые принадлежат Виктору Андреевичу.

Ковтуненко сберегает документы Ющенко

– Как они к вам попали?

– Потому что я регистрировал эти патенты после того, как получил от Ющенко поручение на свое имя.

Это было во время первой избирательной кампании "Нашей Украины", когда только возникло это название. И с целью его защиты Виктор Андреевич поручил мне заняться вопросом безопасности бренда. Вот его поручение, которое действует до 5 июля 2007 года. Еще я имею право его подписи на документах юридического характера.

– Каким образом вы попали в число тех людей, каким Ющенко доверил заниматься этой работой?

– Я знаю Виктора Андреевича с 1994 года, он у меня дома был несколько раз. В настоящее время я занимался защитой своих прав в судебных процессах. Ему стало об этом известно. И я просто начал рассказывать, каким способом можно защищать свои идеи, концепции, рисунки, законопроекты, тексты. Его это заинтересовало. Потом я начал ему рассказывать, каким способом используют фамилии политиков.

Мы зарегистрировали на Виктора Андреевича Ющенко название "Избирательный блок Виктора Ющенко", "За Ющенко", "Блок Ющенко" и еще многое другое. Кстати, на основании этих документов мы сняли с выборов 2002 года блок Ржавского "За Ющенко".

А Екатерину Чумаченко я знаю с 1992 года. Я работал в отделе агитации и пропаганды Народного Руха Украины в 1989–1991 году, существовала общая тусовка, на которой она несколько раз присутствовала.

Я никогда в жизни не нарушал договоренности с Виктором Андреевичем. Все патенты надежно сохраняются. Я когда-то даже спросил Ющенко: "Могу ли я вам эти патенты передать? Может, Екатерине Чумаченко?". На что Виктор Андреевич сказал: "Нет, держи их возле себя". Поэтому я до сих пор сохраняю их.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде