Орбиты Конституционного Суда. Золотая акция Медведчука в войне Ющенко и Януковича

Пятница, 6 апреля 2007, 16:47

Возможно, через год-два какой-нибудь украинский режиссер снимет фильм о сегодняшних событиях в Украине. Тогда следовало бы, по аналогии с известной лентой "Фаренгейт 9/11" американского режиссера-документалиста Майкла Мура, ленту об украинском кризисе назвать "Станик 6/12".

Именно эта фамилия и именно эти две цифры могут стать решающими в разрешении политического противостояния, в котором оказалась Украина.

В четверг 12 из 18 судий Конституционного Суда проголосовали за открытие судопроизводства по представлению парламентского большинства относительно законности указа президента о роспуске Верховной Рады. Докладчиком по этому делу назначен судья, в прошлом министр юстиции Сюзанна Станик.

И хотя оранжевые все еще продолжают радоваться решительности президента, стопроцентной уверенности в том, что КС станет на сторону Виктора Ющенко, нет. Поведение представителей Партии регионов и некоторые заявления сторонников роспуска Верховной Рады свидетельствуют о том, что позиции главы государства становятся все более слабыми.

А все началось с неудачной отставки главы Конституционного Суда Ивана Домбровского.

Под чьим давлением господин Домбровский написал заявление – президента или премьер-министра – сказать тяжело. Сторонники Ющенко утверждают, что на судью "повлиял" тот, кто последний с ним встречался – Виктор Янукович. Сам же премьер намекает на оранжевых.

Интересно другое – первой о том, что 11 судий отказали господину Домбровскому в отставке, сообщила заместительница министра Кабмина Елена Лукаш. На что КС сразу же прореагировал возмущенным заявлением об утечке данных из зала совещаний суда.

Вряд ли бы госпожа Лукаш, которая уже давно стала главным информатором прессы о событиях в Конституционном Суде и хорошо разбирается в правилах PR, сообщила печати новость, которая могла навредить партии.

Оранжевые же отказ КС уволить Домбровского встретили с вдохновением. На Банковой это вообще называют показателем, что судьи ориентируются на человека, лояльного к президенту. Впрочем, некоторые детали и хронология событий последних дней говорят о том, что такая радость может быть преждевременной.

Разговоры, что Ющенко не подписал бы указ о роспуске Верховной Рады, если бы не был уверен в своих позициях в КС, выглядят несколько преувеличенными. Ведь некоторые источники утверждают, что все свое влияние в суде Ющенко старался использовать не для принятия положительного вердикта, а для прекращения принятия любых решений, начиная с неспособности открыть судопроизводство.

И отставка Домбровского, а значит и паралич Конституционного Суда, играли бы на руку президенту, а не коалиции.

В окружении Ющенко были уверены в позициях только семи судий. Для нужных решений этого было бы мало, но для срыва кворума во время рассмотрения дел – достаточно. Говорят, эти семь судей КС обещали сразу же после подписания указа о роспуске парламента или заболеть, или, при необходимости, уйти в отставку.

Цель акции – протянуть неопределенную ситуацию по возможности дольше. Расчет секретариата президента был таким: или у регионалов откажут нервы, и они сами пойдут на выборы, или, если "болезнь" судий удастся затянуть до 27 мая, а коалиция будет продолжать бунт, у президента появится еще один юридический повод для попыток введения, например, чрезвычайного состояния.

Расчет оранжевых на такой сценарий подтверждает много фактов. Например, Юлия Тимошенко в закрытом выступлении перед дипломатами намекала, что на решение КС не следует надеяться. В неофициальных же беседах она откровенно говорила, что даже вопрос открытия судопроизводства может рассматриваться годами.

Но по какой-то причине этот сценарий был сорван. И сейчас маятник начал движение в другую сторону.

Вместо того, чтобы начать нервничать, регионалы стали еще больше настаивать на рассмотрении указа президента в суде. Начиная со среды, лидеры коалиции становятся все более сдержанными и уверенными. И, кажется, в доме по улице Жилянской они нашли свою белую крепость.

Если сравнить риторику представителей Януковича в первую ночь после подписания указа, когда действия президента откровенно назывались преступными, с, например, выступлением премьера на последней пресс-конференции, то кажется, что с понедельника по среду глава правительства прошел интенсивную школу "демократии". Которая убедила его, что его последним форпостом является Конституционный Суд.

Для Ющенко опасность состоит в том, что даже нейтральный результат голосования судий, например 9 на 9, поставит под вопрос необходимость выполнения указа о роспуске и предоставит возможность коалиции пренебрегать его требованиями.

Решающим может стать даже один голос – для принятия решения необходимо 10 голосов.

ИНСАЙД КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Законодательство предусматривает, что по шесть судий Конституционного Суда назначает президент, Верховная Рада и съезд судий. И нынешний КС считают едва ли не самым слабым за всю историю его существования.

Больше всего критики вызывает парламентская часть. Отбор этих людей, которые стали последней инстанцией в Украине, происходил по принципу "свой-чужой", когда никого не интересовала элементарная подготовка претендента.

И кое-кто стал судьей просто благодаря тому, что имеет общее землячество с Януковичем. А кое-кто до высокого назначения был доцентом кафедры исправительного трудового права – то есть человек специализировался не на изучении основ конституционного устройства, а... поведении преступников в тюрьме.

Для многих юристов такие случаи являются настоящим оскорблением. Ведь назначение членом Конституционного Суда считается достижением вершины в судебной иерархии, когда тебя ждут почести, встречи с президентом, девять лет беззаботной работы, достойная зарплата и не менее щедрая пенсия.

Судьи Конституционного Суда, избранные съездом судий

Считается, что назначенные съездом судий члены КС чаще всего тяготеют к президенту. Пятеро из этой квоты получили свои должности уже после прихода Виктора Ющенко ко власти, а шестой считается близким к Виктору Балоге.

Квота в КС, отведенная для съезда судий, часто в значительной части заполняется членами Верховного суда. Получить мантию судьи Конституционного Суда – для них не просто повышение, а достойное завершение судейской карьеры.

Иван Домбровский – председатель Конституционного Суда, в прошлом – секретарь пленума Верховного суда.

По некоторой информации, осенью прошлого года Ющенко лично рекомендовал судьям Конституционного Суда, чтобы они избрали именно Домбровского своим председателем.

Он является едва ли не самым подготовленным из всего нынешнего состава. Домбровский должен был запомниться Ющенко тем, что занял его позицию во время рассмотрения в Верховном суде вопроса о непризнании победы Януковича на выборах президента.

Влияние этого человека достаточное для того, чтобы склонить чашу весов на какую-либо сторону. Ведь председатель Конституционного Суда назначает судью-докладчика по делу, котый готовит проект решения.

Василий Бринцев. Это – бывший председатель Харьковского апелляционного суда. В секретариате президента его называют "умеренным человеком" и говорят, что он больше тяготеет к Ющенко.

Вячеслав Джунь до назначения в КС пять лет был судьей Высшего хозяйственного суда, поэтому считается креатурой Дмитрия Притыки из Партии регионов.

В разговоре с "Украинской правдой" Притыка подтвердил эти предположения, но пообещал, что Джунь будет "действовать исключительно по закону".

Анатолий Дидкивский. Классическая карьера члена Конституционного Суда. С 1987 года по 2006 год Дидкивский был председателем Судебной палаты в гражданских делах Верховного суда.

По одной версии, Дидкивский считается близким к Морозу. В частности, потому что он был однокурсником с другим судьей КС, верным лидеру социалистов – Павлом Ткачуком.

По другой версии, Дидкивского называют в перечне людей, которые могут занять сторону Ющенко. И, как рассказывают источники из числа членов Высшего совета юстиции, "во время оранжевой революции Дидкивский сотрудничал с Тимошенко".

Ярослава Мачужак также до того, как перейти на работу в КС, девять лет работала в Верховном суде. Источники в секретариате президента характеризуют Мачужак как "умеренного порядочного человека, судью с большой буквы".

Андрей Стрижак – бывший председатель Закарпатского апелляционного суда. Он единственный из квоты съезда судий, который получил назначение не после оранжевой революции, в 2004 году.

Говорят, что вопросом трудоустройства Стрижака в КС занимался Виктор Медведчук, однако потом у Верховной Рады возникли сомнения в его надежности, поэтому присягу этого судьи несколько раз старались сорвать.

Сейчас Стрижак, по численным свидетельствам, ориентируется на Виктора Балогу.

С другой стороны, источники обращают внимание на то, что Стрижак был докладчиком в вопросе соответствия Конституции легендарного закона, которым КС было запрещено пересматривать изменения к Основному закону, которые вступили в действие.

Как известно, КС не вынес решение по этому вопросу. Объясняют это, в том числе и тем, что Стрижак неубедительно выписал мотивационную часть.

Судьи Конституционного Суда, назначенные президентом

Ющенко не может быть убежден в лояльности своей квоты в КС. Половина этих людей досталась ему по наследству от Леонида Кучмы. И, по словам источников, когда ситуация стала обостряться, вроде бы был подготовлен проект указа президента об отзыве президентской квоты в связи с неспособностью судьями утвердить какое-либо решение.

Однако Ющенко отказался от этой идеи, поскольку все равно ничего бы не добился – досрочное прекращение полномочий требует согласия Верховной Рады. А для внесения новых кандидатур от президента требует скрепления этого указа Януковичем и Лавриновичем.

Валерий Пшеничный – заместитель председателя Конституционного Суда. Он был назначен членом КС в январе 2003 года, когда этим вопросом непосредственно опекался Виктор Медведчук.

О связях этого судьи с бывшим главой администрации президента свидетельствует и такой нюанс: Пшеничный, когда работал завхозом Конституционного Суда, был очень близким к Виктору Скоморохе, который тогда был председателем КС и, в свою очередь, имел теплые отношения с лидером СДПУ(о): сын Скоморохи работал с Медведчуком.

Сюзанна Станик – заместитель председателя Конституционного Суда. Бывший министр юстиции и представитель Украины в Совете Европы перешла на работу в вышестоящий орган судебной власти в марте 2004 также при содействии Виктора Медведчука.

Вместе с тем было бы неправильно называть ее человеком, который ориентируется на социал-демократического вождя. Появление Станик в числе членов КС – это, в первую очередь, заслуга ее особых отношений с Леонидом Кучмой и его женой.

Станик, которая назначена докладчиком в этом резонансном деле, оказалась в деликатном положении.

С одной стороны, Станик связывают чувство взаимной ненависти с депутатом Сергеем Головатым. Учитывая, что сейчас он выступает резким критиком действий президента, для Станик делом чести будет победа над своим давним оппонентом.

В свою очередь, Головатый может рассказать много интересного про Станик со времен, когда она возглавляла представительство Украины при Совете Европы – о том, как она приобрела в Страсбурге белый "Мерседес", чем шокировала всю местную дипломатическую тусовку. Или как старалась за государственные средства оформить в качестве резиденции посла дом с бассейном.

С другой стороны, муж Станик – журналист Вадим Долганов – никогда не имел положительных эмоций относительно Ющенко, а тем более Тимошенко.

В памяти остается программа "Семь дней", которая выходила при авторстве Долганова на УТ-1 во времена, когда он возглавлял эту государственную телекомпанию. Главными антигероями его сюжетов были именно нынешний президент и лидер оппозиции.

Однако в поведении Станик есть много других факторов: взять хотя бы то, что мама Станик живет во Львове, где расположение духа в дальнейшем могут стать более радикальными.

Говорят, именно поэтому Станик в судебных заседаниях занимает осторожную позицию, и на протяжении рассмотрения резонансных вопросов она не становилась на сторону ни Ющенко, ни коалиции.

Владимир Иващенко был назначен судьей Конституционного Суда по квоте президента еще в марте 2001 года.

Люди, с которыми удалось пообщаться "Украинской правде", характеризуют его по-разному. Одни называют Иващенко "умеренным судьей", другие – наоборот, "довольно конфликтным человеком, с которым сложно договориться".

Иващенко был назначен во времена, когда администрацию президента возглавлял Владимир Литвин, который сейчас заинтересован в досрочных выборах. Вместе с тем, кое-кто считает, что и тогда влияние на это решение имел Виктор Медведчук.

Тройкой судий, которые были назначены во времена Ющенко, занимался первый заместитель главы секретариата Иван Васюнык.

Владимир Кампо – уроженец родного для Виктора Балоги Мукачева. Последние десять лет он посвятил преподавательской карьере. В его лояльности президент, который назначил Кампо судьей КС в ноябре 2005 года, может не сомневаться.

Дмитрий Лилак – еще один человек из квоты Ющенко. До того карьера Лилака проходила в стенах Верховного суда – с 2001 по 2006 год он был судьей палаты в хозяйственных делах, через которую, в частности, проходила тема реприватизации "Криворожстали".

Виктор Шишкин – в прошлом генеральный прокурор Украины и участник акции "Украина без Кучмы". После многих лет оппозиционного забвения Шишкин в ноябре 2005 получил от Ющенко заслуженную должность члена КС.

Шишкин был назначен докладчиком в деле императивного мандата для депутатов Верховной Рады, ввести который так мечтала Тимошенко. Решение по делу объявлено не было, однако есть информация, что для положительного вердикта по состоянию на три недели назад не хватало голоса одного судьи.

Судьи Конституционного Суда, назначенные Верховной Радой

Анатолий Головин был рекомендован на эту должность Социалистической партией. Как только был сформирован Конституционный Суд, Головина предлагали на место председателя КС, однако он не прошел, и после того появилась кандидатура Домбровского.

Михаил Колос также считается близким к Морозу.

Павел Ткачук – один из старожилов Конституционного Суда. Хотя это назначение он получил в 2002 году, когда нынешний спикер был ярым оппозиционером, Ткачука называют очень близким к Морозу.

В частности, в биографии Ткачука сказано, что до избрания членом КС он работал "помощником-консультантом народного депутата". И этим неназванным нардепом был именно нынешний председатель Верховной Рады.

Мария Маркуш в прошлом созыве парламента была депутатом от Компартии. Однако нельзя забывать в ее биографии и тот факт, что на рубеже 1990-2000 она возглавляла Закарпатскую ассоциацию адвокатов, когда эта территория считалась вотчиной Медведчука.

Вячеслав Овчаренко – персональная креатура Виктора Януковича. Появление Овчаренко в составе Конституционного Суда многими было воспринято вообще как вызов.

Овчаренко до того был председателем городского суда Енакиево – маленькой родины Януковича – и вообще не имел никакого отношения к конституционному праву. А с действующим премьером Овчаренко связывает общая работа на предприятии "Орджоникидзеуголь" в первой половине 1980-х лет.

Петр Стецюк – единственный представитель "Нашей Украины" в парламентской квоте Конституционного Суда. В частности, считается, что его назначение лоббировал Роман Зварыч.

ДИЛЕММА МЕДВЕДЧУКА

Культивировать коррупцию в Конституционном Суде немного сложнее, чем в Верховной Раде.

Во-первых, это – небольшой коллектив, и все судьи находятся на глазах друг у друга. Поэтому резкое изменение взглядов сразу вызовет внимание окружающих.

Во-вторых, все судьи приходят на эту должность уже в зрелом возрасте. И даже если до назначения они работали где-то в регионе, то теперь остаток своей жизни будут жить в столице. А потому каждый из них, постановляя решение, будет помнить о расположении духа киевлян и следствиях для себя лично в случае, если власть в стране перехватит уличная стихия.

В-третьих, чтобы добиться правильного решения, недостаточно просто подкупить члена Конституционного Суда. Надо, чтобы он умел безупречно выписать решение, которое бы не позволило оппонентам найти слабые места в аргументации.

Тем более, что Ющенко специально не сослался в своем указе на 90 статью Конституции, где четко описаны моменты, в которых президент "имеет право" роспуска парламента. В этом случае судьям было бы просто отметить, что наведенных обстоятельств просто нет.

Вместе с тем Ющенко привел совсем другие статьи – где он "обязан" быть гарантом прав и свобод граждан. И как Конституционный Суд сможет отказать в этом праве президенту – растолковать это - очень непростая задача.

Очевидно, что сейчас, когда суд уже начал рассмотрение указа президента, кардинальных изменений в расписании сил в суде не будет.

И с уверенностью можно допустить, что с Виктором Медвдечуком беседы провели представители обеих лагерей. Впрочем, сам лидер СДПУ(о) может оказаться в довольно сложной ситуации.

Перед тем, как рассориться, Медведчук и Ющенко были членами одной команды

По некоторой информации, бывший председатель администрации президента уже давно примерялся к Конституционному Суду, надеясь стать членом КС по квоте парламента.

Источники рассказывают, что Медведчук старался договориться об этом с Януковичем. Однако тот отказал. Сейчас это может стать причиной того, что Медведчук не захочет играть вместе с коалицией.

Кроме того, для СДПУ(о) и персонально для Виктора Медведчука досрочные выборы являются шансом вернуться в большую игру. Старание через суд восстановиться хотя бы в качестве члена Высшего совета юстиции говорит о том, что жизнь на обочине обременяет бывшего серого кардинала украинской политики.

Еще один момент влияния на Медведчука – его непубличные контакты с Юлией Тимошенко. Некоторые политики говорят, что в решающий момент лидер СДПУ(о) может поддержать БЮТ.

Дополнительный аргумент: на Медведчука через Суркиса может повлиять Игорь Коломойский, который сейчас поддерживает Ющенко.

Но есть фактор, который может заставить Медведчука забыть все выше перечисленные поводы быть лояльным к оранжевым и стать на сторону коалиции – это его связи с Россией.

Известно, что Виктор Медведчук имеет близкие отношения с вице-премьером РФ Дмитрием Медведевым, который занимает должность председателя совета директоров "Газпрома". Для этой русской компании новый приход Юлии Тимошенко ко власти означает смерть проекта "РосУкрЭнерго".

Кроме того, по одной из версий, назначение Нестора Шуфрича министром чрезвычайных ситуаций также предусматривало, что Медведчук обеспечит поддержку своими людьми в КС точки зрения коалиции.

...Ситуация в Конституционном Суде хотя и является угрожающей для Ющенко, все еще остается неопределенной. И, возможно, у президента есть какие-то неизвестные широкой массе нюансы, которые дают ему веру в свои силы.

Наверное, именно они и заставили его пойти на роспуск парламента. Уверенность Ющенко была настолько твердой, что досрочные выборы стали только одним элементом большой игры, которую начала Банковая для восстановления власти президента.

В обмен на свою подпись под указом о досрочных выборах Ющенко выдвинул требование Тимошенко – сделать представление в КС... об отмене политреформы!

В Конституционном Суде "Украинской правде" подтвердили, что такое представление поступило к ним в тот же день, когда Ющенко подписал смертный приговор этой Верховной Раде – 2 апреля.

Под представлением стоят подписи 102 депутатов фракции БЮТ, первые две – Тимошенко и Турчинова.

И в случае признания легитимности досрочных выборов влияние Януковича и Мороза на Конституционный Суд ослабится. А потому почти гарантировано изменится баланс голосов в пользу Ющенко, что позволит ему вернуть себе полномочия Кучмы.

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде