Время Кинаха, или в ожидании четвертого указа

Среда, 6 июня 2007, 12:30

Третий указ президента о назначении досрочных парламентских выборов надо рассматривать исключительно как последнюю точку в соблюдении со стороны Ющенко "соглашения трех".

Об этом свидетельствует и сам текст мотивировочной части указа, и собствено заявление президента, и комментарии сотрудников секретариата и лидеров "Нашей Украины".

А главное – пикантное календарное расстояние между датой опубликования указа и датой выборов, которая вдвое превосходит конституционную норму.

Ссылание представителя президента в парламенте Зварыча на то, что таким образом Ющенко учел переходную норму только что принятого закона о досрочных выборах, который должен вступить в действие только через 60 дней после оповещения, - дополнительно подчеркивает, что президент выполнил все прихоти оппонентов.

Критика же "преждевременности" указа, которая звучит со стороны коалиции и касается "возникновения юридических оснований" для провозглашения преждевременных выборов в виде сложения полномочий более чем 150 депутатами оппозиции, только подчеркивает ответственность за выполнение "соглашения трех" со стороны другой стороны, то есть Януковича и Мороза.

То есть в данном случае – просто Мороза, который должен был бы уже 5 июня просто огласить заявления членов оппозиции, которые сняли с себя депутатские полномочия.

Именно Мороз должен был бы выдержать эту часть соглашения, поскольку на него распространяется новая регламентная норма, принятая коалицией вместо изменения в закон о статусе народного депутата.

Тогда как на президента эта норма не распространяется, и ему для признания парламента неполномочным достаточно одних только решений съездов оппозиционных блоков и нормы Конституции прямого действия.

Но, как известно, Мороз свою часть соглашения не выполняет, а старается с ссылкой на анонимных "отказчиков" или "неподписантов" из оппозиции просто затянуть время. Тем временем члены коалиции не скрывают цели этой волокиты.

Она состоит в том, чтобы ЦИК, в каком-то промежутке между судебными решениями относительно "обнуления" списка "Нашей Украины", признала мандаты 44 членов ПППУ. И те быстро приносили присягу депутатов. Благодаря чему состав депутатского корпуса превысит 300 мандатов, и парламент заработает с новой силой...

Странная вещь, но почему-то на этой очевидной точке озвучивание "сценарного плана" коалиции прекращается. Как со стороны членов коалиции, так и со стороны членов оппозиции.

Хотя дальнейшее возможное развитие событий выглядит весьма прозрачным.

Имея больше 300 голосов, но уже без единого сторонника президента Ющенко, а также госпожи Тимошенко, - парламент может все. Начиная с внесения изменений в Конституцию и заканчивая импичментом. Точнее –то и другое в полной последовательности.

Напомним, что не так давно озвученный "проект" конституционных изменений от Мороза содержал сокращение численности необходимых голосов для завершения процедуры импичмента до 300.

Так что порядок действий ВР пятого созыва в случае получения больше чем 300 мандатов не тяжело предвидеть. И заканчивается он объявлением приговора президенту Ющенко – как раз вместо проведения досрочных парламентских выборов.

Собственно, чтобы прекратить этот нескладный сюжет, президент и выдал свой "несвоевременный" указ, зафиксировав момент конституционной несостоятельности ВР. Чтобы та при любых условиях не могла пополнить свои ряды сторонниками господина Кинаха.

Но удивительно, повторяю, почему об угрозе президенту молчат его сторонники. В частности, совсем ничего 5 июня не было слышно от фракции БЮТ...

И так же не понятно (на первый взгляд), почему не высказывают свои "лучшие" ожидания относительно "окончательно решения вопроса Ющенко" представители коалиции.

Предположим, что сторона президента, в особенности главы СП, просто замалчивают тот факт, что пропустили подступы Мороза и Януковича, пристав именно на их план прекращения полномочий Верховной Рады.

Впрочем, сам по себе "план" исходил не от лидеров коалиции, а от госпожи Тимошенко, которую сначала поддержали "Наша Украина" и президент, а уже потом своевременно и умело использовали коалицианты. Может именно поэтому молчит БЮТ?

Относительно же замалчивания своих планов со стороны коалиции, то здесь все несколько "сложнее".

Можно смеяться над высказываниями господина Чечетова о "ПППУшников", которые утюжат шнурки, готовясь к получению мандатов.

Но нельзя позавидовать Януковичу и Морозу, которым придется чем-то расплачиваться с господином Кинахом за реализацию вышеупомянутого сценария.

А именно господин Кинах с его командой имеют теперь уже не золотую и даже не бриллиантовую, как когда-то у Мороза и Тимошенко, а не известно какой ценности акцию в дальнейших раскладах.

Ведь речь идет о досрочных президентских выборах и дальнейшем распределении полномочий как в опять "обновленной" Конституции, так и в реальной жизни, причем, если выгорит, в ближайшее время.

Ну да, это с первого взгляда все выглядит просто.

Янукович становится президентом, Кинах – премьером. Потому что это - единственно возможная цена вопроса, поскольку в президентскую кампанию он уже не ткнется.

Мороз просто остается спикером, поскольку о досрочных выборах ВР уже речь не идет.

Но вот деление полномочий между президентом и премьером! По Конституции, которая в выполнении настоящей коалиции если не полностью положит власть под Мороза, то по крайней мере совсем ничего не оставит главе государства! Это при том, что КС, как говорят, уже отказался пересматривать действующий закон о Кабмине.

Ну-ну, было за что бороться Януковичу...

Плюс тот непреложный факт, что в случае импичмента Ющенко, в котором ее ручки остались хрустально чистыми, - во время президентских выборов на первый план выходит сама Юля!

И уже она и ее команда в случае получения должности главы государства с единым правом роспуска ВР - не станет панькаться с парламентом вопреки любой Конституции...

А здесь еще коммунисты. И не в том дело, что откровенный господин Грач с подачи Путина обругал Партию регионов и СПУ, а что разоблачил "геополитический" (читай, пророссийский) принцип формирования "коалиции национального единства".

КПУ можно понять. Им уже время на выборы, спасать свой не первой молодости "эксклюзивный" бренд. А история с привлечением ПППУ в парламент снова отбрасывает их не только в оппозицию, но и окончательно из электорального поля. Ведь в президентских выборах им уже точно не будет, что сказать. Тогда как ликвидировать должность президента, скорее всего, таки не удастся.

Но как Партии регионов после заявления Грача выдерживать задекларированный госпожей Богатыревой принцип сохранения программных основ, но с повышением темпов сотрудничества с НАТО и ЕС, в том числе и на президентских выборах?

Так что прежде чем привлекать в ВР людей Кинаха, Партии регионов и ее главам есть о чем подумать.

Вот они и думают. Конечно, не о том, как бы использовать кинаховцев в антиющенковской игре, а потом "кинуть". А просто об игре судьбы, которая так обогащает их вынужденными союзниками, - аж себе места не остается...

Потому, как кажется, они были бы не против увидеть еще какой-то указ президента, чтобы тот вывел их из тяжелых размышлений. Правда, лично Янукович что-то там заявил о потребности дальнейшей деятельности ВР, но, по крайней мере, сам лично ничего не делал для срыва "соглашения трех". Это все Мороз...

И у президента есть в запасе очередной ход, который, возможно, умышленно оставлен на заранее предусмотренный случай срыва коалицией соглашения о дате досрочных парламентских выборов и который оправдывает все предыдущие "погрешности" секретариата.

Собственно, Ющенко его уже озвучивал, когда коалиция во время приостановления предыдущего указа начала свои маневры. Речь шла тогда о возвращении к летней дате выборов. Теперь для этого настал удобный момент.

В особенности его приближают критики "календарных неуместностей" третьего указа и те, кто собирается обжаловать его в Конституционном суде.

Исправить временные "неуместности" Ющенко очень просто: выдать четвертый указ (кто уже их считает!), назначив выборы теперь уже на август, отсчитывая 60 конституционных дней с момента оповещения.

Да, при этих условиях не успеют вступить в действие поправки к закону о выборах, принятые коалицией. Но кто сказал, что президент и оппозиция держатся за них?

Относительно же Конституционного суда...

После осуществления собственным голосованием отставки одного из судей КС, депутаты от коалиции не имеют больше на него надежд.

Не случайно, наверное, один из спикеров СПУ господин Мендусь фактически поставил на КС крест, с трибуны ВР предложив вместо него (мол, президент заблокировал его работу с помощью господина Гелетея!) обратиться за оценкой конституционности указов Ющенко в... Венецианскую комиссию.

Можно только посочувствовать почтенным европейским экспертам, которых СПУ уже держит за ручных судей. Следующим вместе, исходя из всех озвученных прежде планов Мороза, им предложат вместо КС дать вывод (не путать с рекомендациями) для внесения изменений в нашу Конституцию, а немного спустя – и для импичмента президента Ющенко.

Надо думать, "венецианцы" радо войдут в "геополитическую коалицию" украинского парламента...

А, впрочем, позиция социалистов – это уже симптом беспомощности.

Который, надо думать, учтет очень внимательный к потенции своих партнеров по комбинациям господин Кинах прежде чем бросаться в новый "проект".

Он в последнее время не пренебрегает синицой в руке, то, возможно, просто найдет способ обменять участие в "конституционном большинстве" неполномочного парламента – на какую-то форму участия в досрочных выборах. Парламентских, конечно.

Ну, там, вместо "квоты" СПУ в блоке Януковича.

Тогда станет понятно, нужен ли четвертый указ президента.

Ирина Погорелова, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде