По мотивам статьи "Коррупционный соблазн Юрия Луценко"

Четверг, 2 августа 2007, 01:44

Прошла неделя, как "Украинская правда" сделала достоянием гласности статью "Коррупционный соблазн Юрия Луценко". Возмущенный лидер пропрезидентского блока обвинил нас во лжи и фальсификации, однако не отважился защищать свое честное имя в суде.

Юристы "Народной самообороны" пожаловались, что интернет-издание невозможно привлечь к ответственности.

Это не так. Только за последние полтора года по меньшей мере пять исков подал против нас Александр Мороз. Кроме того, с нами судилась вдова Игоря Плужникова, неудовлетворенная заголовком к одной из новостей, однако суд занял нашу сторону.

Нынешнее обвинение от Луценко в фальсификации не было подкреплено судебным иском, поскольку он автоматически ставит лидера Народной самообороны в проигрышную ситуацию. Это не только предоставит истории вокруг фирмы своей жены долгоиграющего характера, но и вытянет на поверхность другие нежелательные подробности.

Часть из них стала известна "Украинской правде" за эту неделю.

Были ли тарифы наиболее низкими?

Первое. Тендерная палата подтвердила, что фирма "Украинские новейшие телекоммуникации" была без тендера предложена как эксклюзивный поставщик мобильной связи для милиции.

Письмо об этом "Украинская правда" получила от Тендерной палаты.

В этих условиях невозможно утверждать, что тарифы от компании "Украинские новейшие телекоммуникации" были наилучшими – поскольку во время конкурентной борьбы могло родиться предложение, которое могло быть еще более экономически выгодным.

Вызывает сомнение сама способность фирмы "Украинские новейшие телекоммуникации" предоставлять заниженные тарифы – учитывая ее молодой возраст. Действовать она начала в 2006 году, заявку о включении в "Реестр операторов, провайдеров телекоммуникаций" подали только 12 апреля 2006 года, а внесли их туда в сентябре 2006 года. Практически одновременно руководство МВД решило предоставить этой фирме эксклюзивный статус.

Кроме того, "Украинские новейшие телекоммуникации" явным образом не были среди ведущих компаний на этом рынке. Они имели уставной фонд в 35 тысяч гривен и штат сотрудников, которые работали в двухкомнатном офисе.

Вопреки этому Ирина Луценко успела значительно увеличить свои доходы. В 2005 году, как утверждалось в декларации о доходах министра внутренних дел, его жена заработала 34 тысячи гривен. В 2006 году – уже полмиллиона гривен. Эти два года ее муж возглавлял одно из мощнейших министерств украинского правительства.

Необходимость тендера в истории с мобильной связью достаточно очевидна. Его можно не проводить, если стоимость услуг составляет меньше 20 тысяч гривен – а в данном случае такие услуги для МВД стоят значительно дороже.

Второе. Обычно закупка мобильной связи для милиции происходила через Хозяйственный департамент МВД, который был подчинен заместительнице министра Лидии Поречкиной. Об этом свидетельствуют тендеры, которые раньше происходили в Министерстве.

Однако "Украинские новейшие телекоммуникации" старались завести через Управление связи при МВД. Сам Луценко объяснял, что письма подписал его заместитель Александр Новиков, поскольку он был куратором учебных заведений милиции, а в распоряжении также упоминались профильные вузы.

Однако этот аргумент бездействует. На самом деле требование переключиться на фирму жены Луценко было не только к руководителям кузницы кадров милиции, но и к начальникам управлений внутренних войск МВД и главных управлений министерства.

То, что Новиков был очень близок к Луценко, не секрет в милицейских кругах.

Новиков – человек, который не работал в системе МВД, его лично привел с собой Луценко. За год он, новичок, прошел путь от начальника департамента внутренней безопасности до заместителя министра.

Луценко досрочно присвоил звание Новикову. Как объяснил сам Луценко, сделал он это "в связи с проявленным профессионализмом Новикова и достижением последним высоких показателей в работе, важным улучшением работы возглавляемого им Департамента".

Сам Луценко признал на пресс-конференции в прошлый четверг, что не видел в письме крамолы. "В принципе, в нем не было ничего незаконного, и это нормальное явление – покупать дешевле". Если это так, то почему Луценко реагировал на него так бурно? "Я вызвал к себе своего подчиненного господина Новикова, и по-мужски с ним поговорил, и это письмо было упразднено".

Луценко настаивает, что узнал об этом письме с интернета, во что поверить можно только при условии, если он очень мало общается с собственной женой.

Работала ли схема?

В своем заявлении "Народная самооборона" утверждает, что после выхода письма было заключено 35 договоров с сотрудниками Министерства внутренних дел.

Луценко делает акцент на незначительном количестве людей, которые перешли на услуги этой фирмы. На самом деле цифра не имеет принципиального значения – есть сам факт, что намерение переподключения милиции на услуги приближенной к Луценко фирме нашло свое логическое завершение.

И не важно, было 35 соглашений ли 35 тысяч – поскольку невозможно провести линию, за которой маленькая коррупция становится большой. Она или есть – или ее нет.

"Украинская правда" связалась с Александром Новиковым, который рассказал, что "Украинские новейшие телекоммуникации " начали предоставлять услуги региональным подразделам МВД еще до выхода скандального письма.

"Мне доложили мои подчиненные, что Хозяйственным управлением МВД игнорируются интересы министерства. У нас были большие перерасходы из-за связи. Была задолженность из-за того, что многократно превышались лимиты. Это было злое намерение или даже халатное отношение. А "Украинские новейшие телекоммуникации" были одним из наиболее выгодных провайдеров, с которым мы начинали работать, и были заключены соглашения с региональными подразделами. Вы должны были нас не подвергать критике, а сказать, что мы – молодцы, так как прекратили эту безалаберщину", - обратился Новиков к журналистам "Украинской правды".

"Эта фирма (родственников Луценко) работает честно, не наглеет, с нулевой рентабельностью, по демпинговым ценам. Когда соглашения составляются в два-три раза дороже, я заставил своим распоряжением обратить внимание на эту компанию", - объяснил мотивы своего поступка.

Он призывал не искать в этой истории криминала, поскольку после отставки Луценко Генпрокуратура уже проводила проверку.

Новиков также заявил, что не знал об особых отношениях собственников и руководителей фирмы с тогдашним министром. "О том, что там работает жена Луценко, я узнал из публикаций. Я видел ее за все это время только дважды".

Это воля читателей – доверять той или иной версии событий. Бесспорно, в системе МВД всегда была масса злоупотреблений. Например, во время Николая Белоконя были оптом закуплены представительные автомобили по завышенным ценам. Из-за этого их потом невозможно было продать, поскольку балансовая стоимость была даже выше, чем на машины в автосалонах.

Однако попытка во время Юрия Луценко без тендера завести в МВД фирму своих кумовьев и жены мало чем отличается от практики его предшественников. Если же это объясняется благородными намерениями сэкономить деньги милиции, то воплощение этого замысла вышло сомнительным.

При этом можно сколько угодно говорить, что закупки без тендеров является распространенным явлением, а фирма друзей Луценко не успела развернуть свою деятельность в МВД. Если ты придерживаешься такой логики – то не надо объявлять «крестовый поход против коррупции». На самом деле наиболее низкая цена определяется только в результате честной конкуренции непосредственных операторов услуг, а не посредников.

Луценко и лицензии

Публикация "Коррупционный соблазн Юрия Луценко" впервые показала линии дружбы и родственности между экс-министром и фирмой "Украинские новейшие телекоммуникации". Это привело к нашествию на электронный адрес "Украинской правды" писем от деятелей ІТ-рынка, возмущенных действиями этой структуры в получении лицензии на уникальные частоты.

Утверждение Юрия Луценко, что он не интересуется рынком телекоммуникаций, рассчитано на наивную публику. Известно, что на самом деле министром внутренних дел в первом правительстве Юлии Тимошенко должен был стать Александр Турчинов, а Луценко рассматривался как претендент на должность руководителя Министерства связи, которое планировалось вывести с состава Минтранса. И только за день до подписания указов Ющенко решил отправить Турчинова в СБУ, а Луценко – в милицию.

В парламенте четвертого созыва Луценко возглавлял подкомитет по вопросам связи, а помощница депутата Луценко Ольга Филипова стала членом Нацкомиссии регулирования связи.

История о том, как компания друзей и жены Луценко получали лицензию на диапазон 5760-5820 мегагерц, не является каким-то банальным случаем нечестной конкуренции.

Дело в том, что на частотах 5760-5820 мегагерц можно развивать WiMAX – это одна из самых перспективных телекоммуникационных технологий современности, операторы которой могут нажить миллиардные капиталы на внедрении телевидения, интернета и связи нового поколения.

Компания "Украинские новейшие телекоммуникации" получили лицензию на этот диапазон 8 июня 2006 года. Сам факт собрания Нацкомиссии регулирования связи в этот день стал полной неожиданностью для некоторых ее членов, а двое человек даже не успели доехать до Киева из командировки.

Дело в том, что предварительно заседание было назначено на 9 июня, однако вдруг было перенесено на один день. Оказалось, что 9 июня на своем заседании Кабмин утвердил ключевой документ – План использования радиочастотного ресурса Украины. А выдать до этого лицензии нужным фирмам было принципиальной задачей.

По словам экс-члена Нацкомиссии Сергея Апасова, на утверждение Кабмина был представлен не тот проект плана, который согласовывал орган, в котором он работал на тот момент, и делалось это целеустремленно для лоббирования конкретных фирм.

Эта комбинация разрешила "Украинским новейшим телекоммуникациям" получить лицензию на нужный диапазон без тендера. Поскольку 9 июня, то есть через день после необходимого для друзей Луценко решения, эти частоты, в частности, из диапазона 5760-5820 мегагерц получили статус «перспективных» и требовали проведения конкурса.

Лицензия, которую получила неизвестная на тот момент компания "Украинские новейшие телекоммуникации", выдана им на 15 лет на всю территорию Украины с шириной полосы 60 мегагерц. По оценкам специалистов ІТ-рынка, это фантастическая за своим потенциалом комбинация.

Попытки припрятать концы в воду прослеживаются вокруг всех действий по получению уникальной лицензии.

Официально компания "Украинские новейшие телекоммуникации" в самом деле подавала заявление на лицензию на диапазон 5760-5820, однако для внедрения другой радиотехнологии – Wi-Fi, утверждает Апасов.

Им выдали лицензию на 5760-5820 мегагерц, однако в плане, утвержденном через день, обнаружилось интересное примечание. Там сказано, что технология Wi-Fi будет использоваться в совсем другом диапазоне, а вот частоты 5725-5825 мегагерц, где накануне получила лицензию фирма друзей Луценко, будет отведена... под технологию WiMAX, которая является более интересной.

Компания "Украинские новейшие телекоммуникации" получала свою лицензию под устаревшие технологии – «для радиосвязи в системе передачи данных с использованием шумоподобных сигналов». Однако закон разрешает переоформить лицензию под новые радиотехнологии.

То, как происходила оплата за эту лицензию, это отдельная история.

Своим постановлением Кабмин утвердил размер платы за выдачу лицензий на пользование радиочастотами.

Шкала тарифов содержит существенные ценовые отличия, и в зависимости от диапазона и описания лицензий компания платит за полученные частоты.

Фирма друзей Луценко получила лицензию на диапазон 5760-5820 мегагерц, но при этом она заплатила по пятому пункту шкалы тарифов, который распространяется... на совсем другой диапазон – от 30 до 3000 мегагерц.

В шкале тарифов нет пункта, который бы полностью отвечал описанию лицензии компании "Украинские новейшие телекоммуникации".

Поэтому эта компания вообще не должна была получать такую лицензию.

Или, как второй вариант, они должны были платить по другому тарифу, изложенному в семнадцатом пункте, который называется «Другие виды радиосвязи» и включает в себя очень широкий диапазон, от 9 килогерц до 400 гигагерц, в который входят и предусмотренные для друзей Луценко 5760-5820 мегагерц.

Однако волевым решением Нацкомиссии, где, как известно, работает экс-помощница Луценко, "Украинским новейшим телекоммуникациям" было приказано платить по пятому пункту шкалы тарифов, а не по семнадцатому.

Разница в цене здесь очень существенная, больше чем в 160 раз!

В итоге лицензия обошлась этой фартовой фирме в 137 тысяч 700 гривен. Именно столько они и заплатили, утверждает экс-член Нацкомиссии Апасов, который заявляет, что видел платежку от них на эту сумму.

Если бы лицензия для "Украинских новейших телекоммуникаций" была рассчитана по 17 пункту, они бы должны были заплатить 22 миллиона 32 тысяч гривен.

А если бы лицензия на этот диапазон была продана на справедливом конкурсе, цена и поступление в бюджет могли бы быть еще более высокими. Например, в ходе единого тендера одной из фирм только за лицензию на Киев при стартовой цене 68 тысяч гривен было заплачено 1,6 миллиона.

«Украинская правда» неделю тому назад послала запрос в фирму "Украинские новейшие телекоммуникации" с просьбой разъяснить удачное получение ими лицензий, а также отношения с Юрием Луценко, однако, вопреки обещанию, ответа до сих пор не получила.

Мы даем себе отчет, что публикация такой статьи перед выборами может нанести вред оранжевому движению, тем самым играя на руку бело-голубым. Мы снова подчеркиваем, что не занимаем ту или иную сторону в этой борьбе, но стремимся, чтобы политики не просто возглашали лозунги, но и своим примером их подтверждали.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде