Анатолий Кинах: Сбой программы?

Вторник, 7 августа 2007, 13:57

Ему не важно куда идти и с кем. Ему может быть некоторое время с вами по дороге, но он никогда не будет с вами. И когда случится какая-то беда – можно и не надеяться, что он протянет руку помощи. Все, что вы получите, это разве что сочувствие, высказанное стандартными фразами.

Такое поведение далеко от командного. Но это и не стратегия сильного одиночки. Это программа политического клиента высокого ранга, у которого нет собственных постоянных принципов, нет постоянных врагов или друзей, а есть только постоянные интересы: должность, статус, причастность к свите.

Продолжительное пребывание на высших властных ступенях выработало у Кинаха привычку четко ориентироваться на то, откуда дует ветер и приставать на сторону сильного. Такая уж судьба этих людей – они всегда ищут место за спиной более сильного. Это дает ощущение защищенности и комфорта, а также разрешает относительно спокойно прокручивать свои мелкие дела, пока эти более сильные ссорятся на передовой.

На фоне кульбитов Александра Мороза выверты политической карьеры николаевского корабела Анатолия Кинаха как-то потерялись. Хотя на своем политическом пути он показал незаурядную сноровку в политическом слаломе.

Он является типичным продуктом советской командно-административной системы, которая требовала ловких исполнителей, без яркой харизмы и чрезмерной креативности.

Постсоветская ситуация в Украине, когда первую скрипку в политических процессах играли представители т.н. управленческой (партноменклатурной) "элиты" целиком его устраивала. Принимая их правила игры, он сумел вылезть в самом деле на высокие ступени тогдашней властной стремянки – депутат, представитель президента в Николаевской области, глава Николаевского облсовета, вице-премьер-министр по вопросам промышленной политики, первый вице-премьер и наконец - премьер-министр.

Но время господства "красного директората", олицетворением которого стал предшественник Кинаха на должности главы союза промышленников и предпринимателей Леонид Кучма, прошло.

Размах и сила оранжевой революции направили Кинаха в другой лагерь и вытолкали его – в то время одного из кандидатов в президенты – на сцену Майдана.

По старой привычке подстроится под сильного, он на определенное время стал буквально другим человеком. Изменился не только внешний вид, но и жесты и интонация оранжевого неофита.

Помните, всех тогда поразила возможность всегда сдержанного, даже скованного Кинаха, который за такие свои черты получил неофициальное прозвище "Робот" или "Человек в футляре", энергично жестикулировал и произносил острые, конкретные и даже эмоционально окрашенные речи. И снова благодаря высокой адаптивности академик Академии экономической кибернетики стал первым вице-премьер-министром в правительстве Тимошенко.

Но за год весы пошатнулись в другую сторону. И одновременно с этим начал возвращаться образ прежнего Кинаха. В его заявлениях исчез радикализм, а фразы приобрели обычной обтекаемости и чрезмерной "правильности". Когда к формулированию нельзя прицепиться. И нету чего запомнить.

Это стало первым признаком того, что Кинах намеревается возвратиться в обычную и комфортную для него среду управленцев советского типа.

Был ли этот выбор добровольным? Ведь именно в то время, когда активно начали курсировать слухи о возможном переходе Кинаха в ряды бело-голубых, Янукович активно демонстрировал силу: новый майдан, обыск в квартире Луценко, контролируемый парламент, где большинство получили послушные "кнопкодавы"...

Скорее всего, снова сработала программа анализа политической конъюнктуры и поиска полюса силы. И весной в этом году Кинаху, которого стало обременять положение "простого" депутата, показалось, что в другом лагере ему будет легче и комфортнее.

Тогда ощущение безнаказанности и вседозволенности снимало у депутатов любые внутренние ограничения относительно обещаний и лозунгов, данных при вхождении в блок "Наша Украина".

Кое-кому начало казаться, что полная и безусловная победа одной политической силы уже не за горами и возможно все: и конституционное большинство, и нарушение конституции ради перехода из фракции во фракцию, и импичмент, который уберет последнее препятствие на пути к знаменитому реваншу "старой гвардии".

Тогда всегда довольно осторожный Кинах смело заявлял, что члены ПППУ выйдут из состава фракции "Нашей Украины", так как Конституция для них не указ, – более важны "принципы и будущее Украины". Очевидно, именно эти принципы сейчас заставляют однопартийцев Кинаха искать любые юридические зацепки, только бы не разрешить блоку обнуление списка. То есть, фактически, остаться в составе фракции "НУ". Принципиальная последовательность.

Нынешнюю позицию руководителя ПППУ где-то даже можно понять. Как и Александр Александрович, Анатолий Кириллович имеет немного шансов попасть в следующий парламент в случае, если его политическая сила отважится самостоятельно идти на выборы. Здесь им без шефской помощи донецких покровителей не обойтись.

Но за все необходимо платить. За проходное место в списке Партии регионов в особенности. А вот расплачиваться Кинаху сейчас в принципе нечем. "Красный директорат", который в свое время составлял основу союза промышленников и предпринимателей, сегодня или вымирает как класс, или переориентируется на целиком определенные политико-экономические группы. То есть перестает быть самостоятельной силой, способной принести собственнику такого ресурса достаточные электоральные дивиденды.

Что же может побудить Партию регионов взять Кинаха в список?

Как известно, за этот лакомый кусок сейчас идет нешуточная борьба даже внутри партии, между "своими". Временные попутчики из числа представителей других партий в проходной части создают только лишнюю конкуренцию. Да и, учитывая рейтинги, которые рисуют партии социологи, "регионалы" могут себе разрешить быть переборчивыми.

Таким "что-то" может стать, например, заступничество "старшего брата", связи с которым Анатолий Кириллович в принципе и не скрывает. Этому патрону Кинах уже погасил свой долг.

Чего стоят только заявления о поддержке ЕЕП, бесперспективность проекта "Одесса-Броды", подыгрывание русской идее "зернового картеля" путем внедрения квотирования экспорта украинского хлеба, озвучение тезиса относительно необходимости синхронизации экспортной выручки между Украиной и Россией, отстаивание позиции относительно параллельного вступления Украины и России в СОТ, а потом откровенное торможение вступления, за что Кинах должен отвечать как министр экономики.

Но программа политической ориентации Кинаха в нынешних условиях снова дает сбой, лихорадочно высчитывая полюс силы.

Конъюнктура снова меняется. И в результате досрочных выборов Кинах может оказаться в непривычной для него за последние пятнадцать лет ситуации: и вне правительства, и вне парламента.

И снова в заявлениях Кинаха появилось так много идей и тезисов, прежде озвученных Ющенко, – например, относительно недопустимости продолжения моратория на продажу земли?

Но каждый временный попутчик может помнить: у него есть уязвимое место – однажды может оказаться, что с ним всем не по дороге. И "оранжевым", которые, судя по отсутствию в их списке ряда неоднозначных лиц, учатся на ошибках, и "регионалам", и даже "старшему брату"...

Николай Кравченко, для "УП"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде