Следующие парламентские выборы могут определить победителя следующих президентских выборов и – судьбу оранжевой революции

Пятница, 14 сентября 2007, 12:13

Парламентские выборы, которые пройдут в Украине через две недели, могут дать ответ на два очень важных вопроса о ее дальнейшем развитии.

Во-первых – кто, скорее всего, станет ее президентом через два года.

И во-вторых – оправдает ли оранжевая революция (и ее кандидат Виктор Ющенко) положенные на нее три года назад демократические ожидания.

По этим двум причинам следующие парламентские выборы вряд ли будут настолько же свободными и справедливыми, как прошлогодние – чуть ли не первые в истории Украины выборы, которые отвечали международным стандартам.

Сегодня и президентский секретариат, и блок "Наша Украина – Народная Самооборона" возглавляют люди более твердого политического характера, чем в прошлом году – достаточно сопоставить Виктора Балогу с Олегом Рыбачуком, или скажем, Юрия Луценко с Юрием Ехануровым.

Парламентские выборы определят, кто сформирует следующую парламентскую коалицию и, соответственно, следующее коалиционное правительство. Поражение оранжевых партий и/или их неспособность сформировать парламентское большинство – как это случилось в прошлом году – практически сделает невозможным переизбрание Ющенко на второй срок 2009 года.

Таким образом Ющенко не только повторит, в определенном смысле, судьбу Леонида Кравчука, а и утвердит своеобразное правило: президент, избранный голосами преимущественно центральной и западной Украины, способен занимать должность лишь один срок.

Впрочем, для Ющенко-президента угроза исходит не только из антиоранжевого лагеря.

Если Юлия Тимошенко после парламентских выборов не вернется на должность премьера, у нее вряд ли будут какие-либо основания в 2009 году отказываться – как это было три года назад – от участия в выборах президента.

Как-никак, она сегодня самый популярный "оранжевый" политик и имеет в своем распоряжении самую многочисленную оранжевую фракцию.

Судя по разнообразным опросам общественного мнения, "Наша Украина" не была в состоянии существенным образом повысить свой рейтинг – несмотря на союз с "Народной самообороной" и изменение тактики и руководства.

Тем временем те же опросы показывают, что разрыв между Блоком Юлии Тимошенко и Партией регионов (который составлял в прошлом году 10%), заметно уменьшается. Похоже, БЮТ удается то, что никак не удается НУНС, – переманивание, наряду с коммунистами или, скорее, в противоположность им, голосов разочарованных "региональных" избирателей на юге и востоке.

Несмотря на определенное косметическое обновление, которое проявилось в частности в устранении "оранжевых" олигархов с ведущих ролей, "Наша Украина" так и не была в состоянии решить ключевую проблему, которая преследует ее еще с самого рождения блока.

Речь идет о базовом внутреннем разногласии: с одной стороны, блок использует анти-олигархическую и антикоррупционную риторику, а с другой – сам состоит из значительного количества олигархов - "оранжевых" в 2002-2006 годах, "приватовских" в 2007.

С одной стороны, Юрий Луценко как экс-министр внутренних дел оправдывает свою бездеятельность или беспомощность в борьбе с коррупцией и, как следствие, профанацию лозунга "бандитам – тюрьмы!" откровенным саботажем со стороны Генеральной прокуратуры.

А с другой стороны, именно президент сделал два года назад генпрокурором донецкого Медведько и именно президент не сделал перед тем ничего для как можно более быстрого отстранения от должности одиозного Пискуна – хотя имел на протяжении целого 2005 года достаточно для этого полномочий.

Президент, конечно, тоже имеет оправдание, жалуясь на недостаток лояльной к нему парламентской коалиции, с которой он мог бы сотрудничать. Хотя на самом деле у него могла бы бать такая коалиция уже по крайней мере с апреля 2006 года, когда бы вместе со своей партией больше думал именно об этом, а не о том, как любым способом не допустить Юлию Тимошенко к должности премьер-министра, погружаясь ради этого в тайные "многовекторные" переговоры с регионалами и вымащивая им таким образом путь к власти.

Избиратели преимущественно знают, что "бандиты" не оказались в тюрьмах прежде всего из-за собственной непоследовательности Ющенко и внутренней двойственности – и его, и "Нашей Украины". И эта двойственность, эта внутренняя противоречивость никуда, к сожалению, не делись.

Тимошенко, которая утверждает, что никогда бы не дарила бандитам иммунитет, права. Ненаказанное преступление развращает не только преступников, а и все общество.

Возвращение Януковича на коне – справедливое наказание Ющенко за бесхребетность. Хотя вряд ли такого же наказания заслужило все украинское общество, часть которого отстаивала во время революции совсем другие политические и моральные идеалы.

Теперь, чтобы выиграть президентские выборы 2009 года, Ющенко должен получить в новом парламенте очень мощную (желательно – самую мощную) фракцию. Для этого "Наша Украина" в союзе с "Народной самообороной" должна получить на следующих выборах по крайней мере не меньше голосов, чем она получила в 2002 году – то есть на 8-10% больше, чем в прошлом году. Это нужно ей в частности и для того, чтобы укрепить свои позиции в вероятных переговорах с БЮТ о формировании правительства.

Должность премьер-министра всегда была в Украине неплохой стартовой площадкой для будущей президентской гонки. Тем более – теперь, когда благодаря конституционной реформе полномочия премьер-министра существенным образом расширились.

Из трех премьеров, которые сотрудничали в последние годы с президентом Ющенко, лишь фигура Юрия Еханурова оказалась для президента приемлемой. Не в последнюю очередь, небось, потому, что тот никогда не проявлял политических, а тем более – президентских амбиций, в отличие от Юлии Тимошенко и Виктора Януковича.

Скорее всего и после этих выборов Ющенко будет пытаться сделать премьером какого-либо не очень амбиционного и не угрожающего для себя технократа. Но для этого "Наша Украина – Народная Самооборона" должна финишировать по крайней мере второй, опередив БЮТ, – что выглядит на данном этапе маловероятно.

Скорее всего, Ющенко будет пытаться побудить НУНС на правительственную коалицию с Партией регионов. Эта идея может оказаться для многих приемлемой – если в правительстве не будет коммунистов и если премьером будет не Янукович.

Однако угроза раскола в "Нашей Украине – Народной Самообороне" становится очень большой, а возможность формирования единой пропрезидентской партии на базе девяти партий национал-демократического направления становится минимальной. Что, очевидно, ставит под угрозу президентскую кампанию Ющенко в 2009 году.

В соответствии с результатами опросов общественного мнения, в Верховную Раду может попасть также Блок Литвина. Там он будет иметь, скорее всего, "золотую акцию", то есть будет играть такую же ключевую роль в формировании правительственной коалиции, которую так нефортунно для всех, в частности и для себя, сыграла партия Мороза.

Трения с "Нашей Украиной" подтолкнули в прошлом году СПУ к коалиции с "голубыми". Теперь подобные трения могут возникнуть между "литвиновцами" и БЮТ.

Собственно, на протяжении целого 2005 года, пока Литвин возглавлял "кучмовскую" Верховную Раду, отношения между ними были достаточно напряжены. Вместе с тем отношения с "Нашей Украиной" у Литвина всегда были неплохими: в 2002 году Порошенко и Ющенко, говорят, даже предлагали Кучме, чтобы Литвин (тогдашний руководитель президентской администрации) возглавил "НУ", – однако Кучма отказал.

Такая коалиция, разумеется, вытолкнет БЮТ в оппозицию. Тимошенко – единственная из бывшей оранжевой четверки не выставляла своей кандидатуры на президентских выборах 2004 года. Если Тимошенко теперь пойдет в оппозицию к правительственной коалиции НУ-ПР, Ющенко потеряет, скорее всего, остатки своего оранжевого электората.

А "голубого" электората он все равно не получит, поскольку антиющенковское промывание мозгов на юге и востоке в предыдущие годы было настолько мощным, что и сами промывальщики из Партии регионов не осилят его последствий – даже если бы захотели.

Разве что договорятся с "НУ" об избрании президента в парламенте. Такой проект, однако, совершенно рискованный, учитывая его крайнюю непопулярность среди населения.

Оранжевая революция не оправдала пока что большинства ожиданий – ни во внутренней политике, ни в международной. Из пяти посткоммунистических стран, где после 1998 года состоялись демократические революции, лишь Словакия и Хорватия успешно консолидировали у себя демократические режимы. Грузия достигла смешанных результатов – радикальные и достаточно успешные общественные реформы сопровождаются там определенными элементами авторитаризма.

В то же время Украина и Сербия находятся и дальше на раздорожье между продолжением революции и контрреволюционной реакцией, между консолидацией демократии и ее демонтажем.

В обеих этих странах демократические кандидаты получили довольно шаткое преимущество (лишь 52%) над представителями старого режима, в обеих странах демократические коалиции раскололись, не получив согласие по внутренней политике и, в частности, касательно преступлений предыдущей власти, и открыли тем самым путь своим коррумпированным неприятелям к политическому воскрешению.

Если и в этом году украинцы не сумеют сформировать оранжевую коалицию и, соответственно, оранжевое правительство, их революция – как и сербская – закончится поражением.

Возвращение к власти "антикризисной" коалиции во главе с Януковичем будет означать реконсолидацию кучмовского режима еще по крайней мере на пять лет и возможное поражение Ющенко в выборах-2009.

Если президент повторит и в этом году все ошибки своей прошлогодней "многовекторной" коалициады, он войдет в украинскую историю как еще один печальный пример потерянных возможностей, – в духе в общем бесславного президентства Леонида Кравчука.

Dr. Taras Kuzio is a Research Associate at The Institute for European, Russian and Eurasian Studies, George Washington University. С английского перевел Николай Рябчук

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде