Последний звонок?

Среда, 17 октября 2007, 16:47

Трагедия в Днепропетровске на улице Мандриковской не является чем-то исключительным. Газ в домах в Украине взрывается регулярно. Регулярно разрушаются помещения и гибнут люди, в частности дети.

В некоторых городах газовое оснащение трижды отработало свой предназначенный ресурс. Все чаще случаются другие аварии коммунальных систем водоснабжения, канализации, тепловых сетей.

Смертей также становится больше. Ну и пусть. Нас все одно больше сорока шести миллионов.

Недвижимость и земля все равно растут в цене. Министерство чрезвычайных ситуаций и местные чиновники бодро рапортуют о преодолении следствий и обещают приложить все силы, только бы не повторилось. А оно снова взрывается, прорывает, горит, рассыпается – выливается.

Кому война, а кому мать родная.

Это сколько же средств можно освоить (наверное, этот глагол происходит от местоимения "свои") из резервных фондов на преодоление и возмещение! Можно отпиарится на фоне человеческого бедствия, свалить все на политических оппонентов или на  мировой терроризм и продолжать жить на пороховой бочке.

Украина существует в условиях возрастающей техногенной опасности. Удивления достойно, но преодоление следствий катастрофы в Чернобыле явило собой образец ответственности власти перед гражданами в сравнении с тем, как сегодня она спасает их от аварий, что в большинстве своем является прямым результатом ее, власти, бездеятельности, безответственности, коррупции.

Чернобыльская трагедия обнаружила низкую эффективность и возможности советской власти. Через пять лет СССР не стало. Сегодня общественные процессы более динамичны, граждане более осведомлены, а техногенные угрозы более мощные.

Власть же более слабая: как интеллектуально, так и морально. Впрочем, в восемьдесят шестом ни один советский чиновник не имел недвижимости и банковских счетов за границей, сегодня их тысячи только в самой Испании или на Кипре. Да и такой сервис, как деловая авиация не был распространенным.

Если в Украине случится масштабная техногенная катастрофа, то весь бизнес-чиновничий и депутатский корпус с семьями поднимется на крыло и перенесется чартерами на теплые морские побережья, оставив спасение страны международным организациям.

Деньги на безбедную жизнь себе и правнукам в комфортных странах политическая верхушка собирает на протяжении всего периода правления Кучмы и Ющенко. Преимущественно это осуществляется путем варварской эксплуатации инфраструктур и рабочих, оставленных в наследство от Советского Союза, а также естественных богатств страны.

Украинские энергогенерирующие мощности и энергораспределительные сети, рентабельные предприятия, шахты, леса, трубопроводы, порты и железные дороги..., независимо от того, принадлежат ли они формально государству, или являются частными, через отработанные оффшорные схемы пополняют счета в далеких островных банках.

На сохранение и развитие инфраструктуры остается минимум. Вот она и мстит, забирая в авариях десятками человеческие жизни. Власть же реагирует только по факту, спасая свое политическое лицо в глазах избирателей.

Наиболее заметно возрастает количество аварий и катастроф в больших городах. Рушатся дома, гибнут строители, взрывается газ, трещат мосты, путепроводы и туннели.

Да и без аварий украинские "мегаполисы" не способны обеспечивать современные стандарты качества жизни для своих жителей. Они тонут в свалках бытового мусора, промышленных и канализационных стоках, травятся неочищенной водой из водогонов, задыхаются от выбросов транспорта и предприятий, замирают в повсеместных автомобильных заторах.

Уровень среднего образования, медицинского обслуживания и санитарии, обеспечение которых полагается на городские власти, также все больше отстает от минимально приемлемых европейских стандартов. Коммунальный коллапс может оказаться спусковым крючком всеохватывающего кризиса.

Городские председатели и избранные по спискам политических партий депутаты больших городов поглощены заботами, главным образом, доворовывания коммунальных земель, включительно с заповедными, рекреационными и охранительными зонами, а также перераспределением коммунальной собственности и бюджетных средств в собственных интересах.

Генеральный план развития имеет абсолютное меньшинство городов. Там, где этот основополагающий документ имеется, он, часто, не выполняется. Инфраструктурное развитие городов блокируется потому, что на земельных участках, где должны строить, например, транспортные развязки возникают жилые дома, а вместо поликлиник или школ возникают офисы и торгово-развлекательные центры.

Печальна судьба парков, скверов, островов, архитектурных и археологических памяток.

Качество муниципальной власти в Украине представляет общественную опасность. Днепропетровская трагедия только очередное печальное подтверждение этому.

Внеочередные парламентские выборы не улучшили и качества власти государственной.

Те политики из ведущих парламентских партий, которые сегодня, про человеческий глаз, позиционируют себя как оппоненты Черновецкого, Добкина или какого-либо другого городского председателя преимущественно сами ответственны за деятельность этих экстравагантных лиц на их должностях. Так как они сформировали списки тех местных депутатов, которые составляют "промэрские" большинства в советах.

Поэтому, надеяться на качественное и быстрое изменение кадрового состава местных властей не приходится. Кризисные явления будут нарастать быстрее.

Новому Кабинету министров, если его будет сформировано, придется в полной мере столкнуться с валом этих проблем.

Вероятно, придется пойти на временное законодательное ограничение полномочий местных советов в вопросах строительства, землераспределения, организации пассажирских перевозок, предоставления других коммунальных услуг, провести инвентаризацию техногенноопасных объектов и типов угроз, которые они несут.

Далее – разработать стратегию их предотвращения и определить источники ресурсного обеспечения этой работы (новые виды коммунальных налогов, в частности, на недвижимость) и назначить ответственных за ее выполнение.

Также может возникнуть реальная необходимость провести ревизию решений местных советов относительно земельных и имущественных вопросов на предмет возмещения территориальным общинам настоящей рыночной стоимости земельных участков и других отчужденных объектов коммунальной собственности и с целью обеспечения их использования в общественных интересах. По типу реприватизации завода "Криворожсталь".

Если государство не примет эти меры планово, последовательно и справедливо, то может возникнуть риск их осуществления "снизу".

Поэтому, законодательное изменение принципа формирования местных властей является следующим актуальным вопросом для новой Верховной Рады, когда (если) она начнет работу.

Константин Матвиенко

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде