Национализм?

Четверг, 1 ноября 2007, 13:46
Одна из самых очевидных символьных подмен нашего времени – это описание любого проукраинского действия термином "национализм".

Хитрость тут - в старой пропагандистской формуле "украинский национализм - современная версия фашизма/нацизма". На этом основании и "язык", и Голодомор, и Мазепу можно приклеить к "нацизму".

Примитивная и удобная тактика, специально приспособленная к постсоветскому одномерному мировоззрению, бьет по старым ранам, навязывая чужую историю и, подыгрывая раскольническим и антиукраинским идеям.

Современную постсоветскую ситуацию предлагается рассматривать, как единственно возможную и единственно правильную реальность, которую нельзя изменять. Преступления прошлого и инерция становятся условиями новой "нормальности", которая "исторически сложилась". В этой реальности политическая борьба – это, прежде всего, борьба штампов.

Например, Ющенко, который является украинским консерватором по убеждению, до националиста очень далеко. Ни один националист никогда не пойдет на такие консенсусы, на которые идет Виктор Андреевич.

Но штампик поставили: пусть доказывает, что он не верблюд, оправдывается по-русски, на колени становится, извиняется, клянется...

Какие же убеждения достаточно иметь, чтобы быть названным "националистом"?

Страна

Площадь 603.7 тысячи квадратных километра, население - 46 миллионов человек. Это - наше государство Украина, самое большое европейское государство.

Ее герб корнями уходит во времена крестителя Руси Владимира, ее яркий флаг объединяет нас с модерной украинской государственностью 1917-21 годов и борьбой за Украину в 40-х и 50-х. Мы отрицательно воспринимаем как пренебрежение к ее символами вроде евразийского "вандалотуризма", так и посягательства на ее территориальную целостность а ля незаконное содержание наших маяков войсками соседнего государства.

Государство – это, в первую очередь, территория. Популярной деконструкторской басней сейчас стало то, что якобы к востоку и югу Украина никакого отношения не имела. Но южные и восточные степи осваивали именно украинские казаки, основывая здесь хутора и слободы, чумакуя и занимаясь промыслом.

Да, русская имперская машина основывала здесь большие города - но строили их, опять таки, украинские руки. С Крымом, столетиями воюя и торгуя с ним, украинцы имели дела намного быстрее и намного больше, чем далекая северная Московия.

Ни один квадратный метр современной территории Украины никогда не был нам чужим. Более того, по причине негосударственности мы потеряли большую часть украинских этнических территорий, которые уже никогда не станут территорией нашего государства - Лемковщину и Надсяние, Берестейщину, Курщину и Воронежчину, Кубань.

Нам – одновременно и тысячи лет, и очень мало: территория современной Украины сформировалась только 50 лет назад, а окончательно была признана миром только в 1991-м. Период создания государства уже завершен - теперь время его развития.

История

Находясь на перекрестке мировых цивилизаций, украинцы пережили много войн. В последние столетия они большей частью были мясом в чужих армиях, своей доблестью защищая чужие крепости и завоевывая чужие города.

Несомненно, воюя, мы противостояли сопернику. Несомненно, были жертвы с обеих сторон, без сомнения, были поражения и победы, преступления и добродетель. Мы не отказываемся от своих героев - но и не навязываем их нашим соседям.

Мы закончили войну с турками и татарами, с поляками и немцами, с россиянами и венграми. Их империи распались, они - обычные люди - не посягают на нашу страну и нашу свободу.

Единственная наша незаконченная война - гражданская, которую оставили нам в наследство бывшие колониальные армии. Мы должны ее завершить, сдав давно умершие империи в архив.

История нашего государства - тяжелая и противоречивая, часто - вплетенная в канву других государственных образований. Но у этой истории есть положительный результат - наша независимость. Мы - победители, и это - следствие многолетней борьбы наших предков. Мы гордимся ими и помним о них.

Язык

У сообщества, которое с давних времён составляет большинство на своей земле - украинцев - есть свой язык. Другой вопрос - считать ли его возраст от древнерусских времен, или со времен казацких дум, или от "Энеиды" Котляревского - но он есть, и он - не искусственно придуман назло кому-то, не фальшивый диалект других языков.

Часть украинского этнического сообщества сейчас признает родным другой язык - русский.

Впереди у нас - непростой путь объединения нашего народа, который был искусственно разобщен столетиями антиукраинской языковой политики. Ведь вся польская нация разговаривает на польском языке, венгерская – на венгерском, чешская – на чешском, чем мы, украинцы, хуже?

Отрицание русификации - это одно и то же, что и отрицание Голодомора: оно закрывает глаза на прошлое, которое объясняет нам, почему мы такие сегодня.

В каждой стране есть национальные меньшинства, и Украина - не исключение. Мы - демократическая страна, и потому национальные меньшинства крымских татар, венгров, россиян, белорусов, румын и других сообществ обеспечены и будут обеспечены культурными и языковыми правами.

И именно украинское этническое сообщество и украинский язык будут выступать интегратором нашего государства, будут мостом для общения всех этнических сообществ Украины.

Напоследок

"Патрия" - это родина. Все вышеуказанные ценности – государство, история и язык – служат основой для самого обычного украинского патриотизма. От этой основы и отталкиваются разные идеологии - как украинский либерализм, так и социал-демократическая, консервативная и националистическая, анархическая и феминистская украинские идеи.

Каждая из идеологий раскрывает родину при помощи своей центральной ценности – свободы, солидарности, нации, традиции, воли, равенства.

Патриотические ценности очевидны для любого чеха, поляка, словака, венгра, эстонца, румына. Они ценят и уважают собственную независимость, четко различают своих героев и исторических врагов, лелеют свой язык и идентичность. И вместе с этим каждый из них избирает для себя какую-то идеологию.

Проблема украинцев - в отсутствии национального консенсуса по вышеупомянутым вопросам.

Это пока что не позволяет нам ощущать себя полноценными рядом с другими европейскими нациями, чувствовать себя Европой. Независимость приобретена, и украинский патриотизм, один для всех - наша следующая задача.

Остап Крывдык, политолог, активист

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде