Итоги досрочных выборов, анализ коалиционного процесса и перспективы нового политического цикла в Украине

Вторник, 6 ноября 2007, 15:06

Роль президента в формировании коалиции

Данный текст в основе содержит идею, согласно которой именно позиция президента в ближайшее время будет доминирующей как при формировании коалиции, так и в отношении других кадровых и политических вопросов.

Мало того, именно недооценка политической роли президента привела Тимошенко к отставке в 2005 году, а Януковича - к досрочным выборам в 2007-м.

Кто и какие выводы из этого сделает и станет предметом анализа, изложенного ниже.

Итак, следуя заявленной логике, мы можем утверждать, что создание парламентской коалиции зависит не от договоренностей, которые ежедневно осуществляются между лидерами партий и их замами, а от того, найдет ли президент некое новое решение и сможет ли он это решение реализовать с одной из двух политических сил.

Для этого нам нужно будет проанализировать, в какой ситуации оказался президент осенью 2007 года, т.е. непосредственно после проведения досрочных выборов.

Если мы рассматриваем выбор президента в контексте формата будущей коалиции, то окажется, что Ющенко снова стоит перед выбором: Тимошенко или Янукович. Другими словами, выигравшие партии опять навязывают ему выбор, который однажды он уже делал.

Анализируя заявления главных идеологов и комментаторов из различных политических сил, может сложиться впечатление, что у президента есть только два выхода – поддержать коалицию НУНС с Блоком Юлии Тимошенко либо коалицию НУНС с Партией Регионов.

При этом каждая из партий использует аргументацию, которая отражает только ее собственные политические цели и не имеет никакого отношения к целям и политической стратегии самого Ющенко.

Правда, есть идея создать широкую коалицию БЮТ, НУНС и ПР во главе с премьер-министром Юлией Тимошенко. Но, по определенным причинам, в этом тексте мы эту идею проигнорируем.

В качестве основного аргумента, который должен мотивировать президента согласиться на тот или иной вариант коалиции, лидеры ПР и БЮТ говорят о намерении поддержать (а в более жестком варианте – обеспечить) избрание Виктора Ющенко на второй президентский срок.

Другими словами, прямые конкуренты президента на выборах 2009 года сегодня готовы не только отказаться от своих президентских амбиций, но, в крайнем случае, – даже обеспечить поддержку со стороны своего электората.

При этом понятно, что и те, и другие продают президенту то, чего сами не имеют. В отличие от Ющенко, который предлагает ресурс вполне осязаемый – пост премьер-министра.

Очевидно, что любой политик из двух названных, который займет пост премьер-министра, будет просто обязан участвовать в президентской гонке – это диктует сама логика политического процесса. Тем более что и Юлия Тимошенко и Виктор Янукович являются состоявшимися самостоятельными политиками, которых поддерживают профессиональные команды и значительная часть электората, и чьи избиратели попросту не простят им отказа от участия в президентской кампании.

Исходя из этого, любые достигнутые сегодня договоренности и обещания не имеют никакого отношения к выборам 2009 года и, скорее всего, будут забыты. Сами же выборы 2009-го пройдут по аналогии досрочных выборов 2007 года, где трое ключевых политиков будут вести независимые избирательные кампании и строить свои личные отношения с избирателями.

Интересно, что сам процесс формирования коалиции в СМИ обсуждается исключительно с точки зрения БЮТ или ПР, в то время как позиция, или точнее амбиция, НУНС почти не учитывается - возможно, по той причине, что отсутствует.

Действительно, принято считать, что в случае формирования коалиции в составе НУНС и БЮТ вопрос кандидатуры премьер-министра даже не стоит, поскольку этот пост займет исключительно Юлия Тимошенко.

При обсуждении коалиции НУНС и Партии Регионов тему будущего премьера пока обходят стороной. Вполне очевидно, что это будет Виктор Янукович - во всяком случае, в публичных выступлениях споуксмены Партии Регионов утверждают, что их кандидатура - это Янукович.

Не будем усердствовать и сомневаться в правдивости таких заявлений. Важно другое: ПР декларирует готовность выдвинуть кандидатуру премьер-министра и войти в правительство вместе с НУНС. Со стороны НУНС заявлений, содержащих претензию на то, чтобы их кандидатура рассматривалась на пост премьер-министра, не было, и возможно, такой кандидатуры нет в принципе.

При этом вопрос, на который хотелось бы получит ответ, можно поставить следующим образом: есть ли у президента такая кандидатура, или, другими словами, есть ли у президента намерение видеть на посту премьер-министра не политического оппонента или, в крайнем случае, тактического союзника, а человека, который будет разделять его взгляды и который точно не будет использовать пост премьер-министра для участия в выборах 2009 года?

Подводя итоги этого раздела, можно с уверенностью сказать, что выраженные претензии на пост премьера имеет только лидер БЮТ – Юлия Тимошенко, и только она адекватно оценивает тот политический ресурс, который получит премьер-министр на пороге следующих президентских выборах.

Остальные политические силы все еще находятся в поиске компромиссов. Перед каким выбором стоит президент, мы не знаем, но есть основания думать, что его сомнения тоже касаются не формата коалиции, а кандидатуры премьер-министра.

Коалиция – это фантом…

Поклонники и сторонники президента, которые боролись за то, чтобы у него не сокращались полномочия, а в пределе - даже увеличивались, совершили один стратегический просчет. За пост премьер-министра всегда боролись политические оппоненты и конкуренты президента, затем Ющенко боролся с премьер-министром, в то время как его аппарат боролся с аппаратом КМ.

Давайте рассмотрим ситуацию, при которой президент действительно публично или непублично выдвигает условия, касающиеся не формата коалиции, а требований к кандидатуре премьер-министра. Такая позиция Ющенко была бы целесообразной и вполне ожидаемой.

Она означала бы, что президент понимает, что ему не избежать следующей президентской гонки, где его главными конкурентами останутся Тимошенко и Янукович, и больше не собирается играть в игру "честного, но обманутого политика".

Также это продемонстрировало бы, что Ющенко понимает, что если на посту премьер-министра находится один из его конкурентов на следующих президентских выборах (который и так опережает его по рейтингу популярности), то вполне очевидно, что президент становится своеобразным заложником премьера, поскольку снова выпускает исполнительную власть из своих рук.

Более того, прошлогодняя "война указов" между секретариатом президента и Кабинетом министров показала, что любые конфликты будут идти на пользу премьер-министру и ничего не добавят президенту - в прошлом году такие конфликты часто трактовались так: "премьер отвечает за экономическую ситуацию в стране, а президент мешает ему в этой работе…".

И, наконец, такая позиция Ющенко показала бы, что он вполне осознает, что без доверительных отношений с премьер-министром его цели и личная политическая стратегия станут заложником межпартийных склок и интриг.

Вопрос состоит в следующем: какая конструкция может обеспечить политическую стабильность в следующем политическом цикле: парламент – премьер или премьер-министр – президент?

За последние 3 года Ющенко опирался на свою партию, сама же партия была аутсайдером, и в результате президент имел определенные позиции в парламенте, а в правительстве у него был силовой блок, которым он тоже должен был делиться с коллегами по коалиции или со своими временными союзниками.

Партия президента отказывалась от борьбы за второй по важности пост (а в преддверии следующих выборов – главный), а именно - от борьбы за пост премьер-министра, отдав эту опцию своим союзникам из БЮТ.

Можно только помечтать о таких союзниках. В этом смысле Юлии Тимошенко повезло, и именно поэтому ей нужна коалиция с НУНС, и она никак не может договориться с ПР. Партия Регионов с Тимошенко на такие компромиссы не пойдет.

На поставленный вопрос о том, какая конструкция может обеспечить политическую стабильность в столь нестабильное время, ответ может быть очевиден и прост: это связка премьер-министр – президент, в которой президент - лидер, а премьер-министр – качественный и квалифицированный менеджер высокого уровня, но не политическая фигура, по крайней мере, в ближайшие три года.

Поэтому и задача Ющенко – это не создание демократической, широкой или иной коалиции, а выбор адекватной кандидатуры на пост премьера.

Коалиция – только транзитная форма для утверждения кандидатуры на пост премьера и не является институтом власти; после утверждения премьера коалиция не нужна, дальше работает премьер, а в идеале президент – премьер.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что президент является одним из игроков процесса формирования коалиции, а его политическая сила (НУНС) должна понимать, что коллективный отказ от политических претензий приведет к распаду партии, и на следующих парламентских выборах результаты будут гораздо ниже...

Строя рассуждения в модальности возможного, отметим, что та политическая сила, которой достанется пост премьера, безусловно, усилится как в текущей политической ситуации, так и в преддверии президентских выборов 2009 года.

В то же время, это совсем не означает, что именно новоизбранный премьер станет следующим президентом. Сам же победитель "премьерской гонки" пока остается неизвестным.

При выборе премьера между кандидатурами Виктора Януковича и Юлии Тимошенко, существует опасность того, что Ющенко может повторить весь набор ошибок 2005 года, поскольку снять противоречия между основными политическими силами ему, скорее всего, не удастся.

В то же время, несмотря на то, что президент имеет кадры, которые могли бы претендовать на пост премьер-министра, пока мы такую претензию со стороны президента не услышали. Возможно, это правильная тактика, но если это стратегия, то тогда второй срок президента находится под большим вопросом…

Ближайшие задачи и перспективы президента

Сегодня не стоит драматизировать ситуацию и называть происходящее в стране "политическим кризисом".

С точки зрения Ющенко, существует как минимум три возможных варианта реализации своих политических целей.

Первый вариант – возможно, наиболее неприятный – это формирование коалиции и назначение на пост премьера кого-либо из старых игроков – Юлии Тимошенко или Виктора Януковича.

В этом случае следует ожидать немедленного начала предвыборной кампании с прицелом на 2009 год, где за пост президента будут бороться три независимые силы – действующий президент, премьер-министр и лидер оппозиции.

Второй вариант – создание парламентской коалиции, при которой на пост премьера выдвигается человек президента.

Разница очевидна – в этом случае за пост президента будут бороться действующий президент, лидер оппозиции (эта роль в данном случае уготована или Тимошенко или Януковичу) и соратник Ющенко, который будет иметь существенные ограничения по ведению собственной предвыборной кампании.

Отметим, что в этой конструкции выполнить сегодня свои старые предвыборные обещания (социальный блок, в особенности) действующему президенту будет гораздо легче.

Третий вариант – отсутствие коалиции в парламенте.

При этом политический процесс будет строиться на ежедневных кулуарных договоренностях между президентом и и.о.премьера (Янукович), которые позволят им сосуществовать и координировать свои стратегические цели и кадровую политику.

Виктор Янукович остается исполняющим обязанности премьер-министра, и проблема политической конкуренции между ним и президентом откладывается на год.

Лидер БЮТ начинает свою президентскую кампанию - хотя, если говорить откровенно, Юлия Тимошенко и не прекращала ее минимум с 2002 года, и сегодня также нет причин, из-за которых она могла бы остановить этот процесс.

В любом случае, перед президентом сегодня стоят следующие ключевые задачи:

* сформировать правительство, с которым он сможет работать, т.е. реализовать свои стратегические декларации - максимальное ускорение процессов европейской интеграции, вступление Украины в НАТО, борьба с коррупцией, либерализация рынка и создание условий для привлечения иностранного капитала и т.д.;

* завершить конституционную реформу - это главная задача следующих лет, которую можно будет решить только при согласии всех ключевых политических сил; в противном случае в стране продолжится "перекладывание из пустого в порожнее", поскольку вполне очевидно, что все текущие политические конфликты в Украине являются результатом противоречий в тексте Конституции;

* выйти на начало официальной избирательной кампании 2009 года с рейтингом популярности не менее 20%.

Несколько слов по поводу сегодняшней активности НУНС.

Что касается общего настроения, которое царит среди представителей блока, то пока его первые лица скорее задумываются над тем, какой пост им удастся занять при разных вариантах конфигурации власти.

Это достаточно прагматичная и понятная позиция, но она создает атмосферу, при которой члены блока, так дружно отстаивающие тот или иной вариант коалиции, на самом деле говорят только о себе и своих личных политических ожиданиях.

В результате создается впечатление, что представители НУНС на время как бы забыли не только о стратегических задачах блока, но и о политических целях самого президента.

В частности, не секрет, что некоторые представители НУНС только и ждут удобного случая (например, после избрания премьером Тимошенко), чтобы переметнуться к своим союзникам из БЮТ.

При этом разочарованным сторонникам оранжевой революции из команды Президента напоминаем, что президент не нарушил ни одного из своих обещаний, данных в 2004 году.

Тогда он говорил про новых людей, которые должны прийти во власть и честно служить украинскому народу (не красть). Президент свое обещание сдержал. И на протяжении всего срока своего президентского правления он по-прежнему увольняет не оправдавших его доверие чиновников, независимо от степени их близости и влияния.

Просчеты чиновников – это не его просчеты, а скорее показатель слабости национальной элиты. А то, что сторонники Ющенко называют его слабостью, противники и политические конкуренты президента уже давно воспринимают как его силу.

Продолжение следует

Владимир Грановски

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде