Воля депутата или вирус программы?

Четверг, 13 декабря 2007, 20:07

Когда Верховная Рада Украинской ССР впервые была избрана в полудемократических условиях, в далеком 1990 году, народные депутаты голосовали исключительно "руками". Другого, "автоматизированного", способа волеизъявления тогда не было.

Для подсчета голосов в зале постоянно действовала счетная комиссия. Вместо обычных теперь компьютеров даже в секторе стенограмм работали героические девушки-стенографистки, стуча по клавишам так быстро, что даже в коридоре было слышно пулеметные очереди их печатных машинок.

Понятно, что в начале 90-х годов система "Рада", которую разработали исключительно украинские программисты, стала огромным шагом. Где-то в то же время в парламенте появилось компьютерное управление, которое опередило развитие большинства народных депутатов на десять лет вперед.

В частности, когда в Верховной Раде уже существовала закрытая локальная сеть, - законопроекты между комиссиями все еще передавали при помощи дискет.

Тогдашний народный депутат, физик по специальности, Юрий Буздуган, жаловался мне лично, что его помощница не может добиться законопроектов даже на дискетах, и вынуждена своими силами набирать многостраничные законы на его компьютере.

Состоянием на 99 год, когда все компьютеры парламента имели доступ к сети Интернет, ответственный работник комитета по вопросам финансов и банковской деятельности попросил меня помочь ему внести поправку в текст.

Когда я предложил ему поставить мышку на второй абзац текста, он, сетуя на отсутствие секретарши, попробовал водить мышкой по монитору компьютера, вызвав дружный хохот присутствующих.

Тем временем вся остальная Украина переходила от "Чирайтера" и "Нортон-командера" к Word 5.5 for DOS. Забывала про DOS, изучая Windows 3.1, а потом и восхищалась Windows 95. Мы меняли PC/XT 80 на PC/AT 386, 486, Pentium... Объем жесткого диска перевалил за 1000 мегабайт и начал показывать сотни "гигов"...

Не менялась только система "Рада", превращаясь из передовой разработки начала 90-х годов в устаревшего монстра, которому место только в музее украинской кибернетики.

Придя на свое рабочее место в ноябре 2007 года, я был поражен постоянными подвисанием "передовой разработки украинских специалистов".

Морально устаревший черно-белый монитор виснет, чуть ли не каждый раз, когда нужно зайти в меню. Кнопки не сенсорные, нажимаются плохо, мышка отсутствует.

Но больше всего поражает внутренняя философия, заложенная в функционирование этой разработки. Советский, надо уточнить "совковый", подход чувствуется на каждом шагу. И одной из главнейших проблем является ограничение времени для голосования народного депутата.

Формально на волеизъявление 450 народных избранников система "Рада" отводит аж 10 секунд. Вы сотню раз видели по телевизору эту процедуру и слышали ее мелодичные сигналы.

Однако только депутатам известно, что для того, чтобы "Рада" не давала сбоев, лучше всего голосовать между 8 и 5 секундами процесса. Во всех других случаях результат не гарантирован – или еще рано, или уже слишком поздно.

Кроме того, недостаточно нажать на кнопку, нужно еще дождаться появления подтверждающего сигнала на персональном (черно-белом) мониторе.

Давайте задумаемся – в чем смысл волеизъявления народного избранника? Каждый из нас, представляя сотню тысяч людей, уполномочен изъявить свою и их волю во время голосования.

Кто придумал, что воля представителя сотен тысяч граждан может зависеть от времени для голосования? Ведь опоздание нажима кнопки ведет к тому, что ваш голос не будет учтен вообще.

Еще худшая ситуация, когда подвисает система. Ярослав Федорчук, многолетний руководитель исполнительного секретариата партии Юлии Тимошенко, не первый раз избран народным депутатом.

Преданный и проверенный боец партии был поражен до глубины души, когда система "Рада" не отреагировала на его голосование за Юлию Тимошенко.

Еще больше шокирован руководитель Львовского областного штаба БЮТ Иван Денькович. Организованная им избирательная кампания в области принесла блоку один из лучших результатов по стране. И вот его телефон красный от возмущенных звонков земляков.

В обоих случаях и народные избранники, чьи карточки не сработали, и их соседи видели, как происходило нажатие кнопки "за" за определенный системой отрезок времени, но система "Рада" проигнорировала их волеизъявление.

Вот здесь и возникает вопрос – почему Регламент не признает заявление народного депутата, который подтверждает свое голосование письменно? В конце концов, что первично – настоящая воля члена парламента – или результат зависания системы?

Несовершенство и моральная устарелость "Рады" умноженная на совковые ограничения, заложенные в ее работу, вместе с несовершенными нормами регламента привели к тому, что нового премьера не избрали вопреки воле избирателей и народных депутатов.

Другое не менее парадоксальное следствие "несрабатывания системы" - правительство, которое потеряло коалицию, которая представляет большинство в Верховной Раде, осталось при власти еще на 2 дня.

Может ли отказ системы голосования привести к пересмотру результатов выборов? Учитывая отмену результатов голосования, не смотря на письменные заявления народных избранников, вопрос приобретает риторические признаки.

В соседних странах Европы электронная система подсчета голосов объединяется с разумными альтернативами, если возникает хоть малейшее подозрение об искажении волеизъявления членов парламента.

Формы "неэлектронного голосования" разные – от вставания каждого народного избранника, до опускания бюллетеня в прозрачную урну, которая стоит перед спикером под прицелом видео и фотокамер.

И здесь надо сказать про еще одну рудиментарную норму регламента, которая выглядит немного дико в наше время – тайное голосование. Защищенные депутатской неприкосновенностью, за чугунными заборами вокруг дома парламента и бронированными стеклами наших Мерседесов, мы и так оторваны от народа.

Но этого мало – мы стыдливо прячем свое голосование от посторонних глаз, введя выборы спикера и его заместителей в кабинках за полупрозрачным балдахином.

От кого прячемся, господа депутаты? От своих избирателей? Почему во время принципиальных голосований, каждый из нас не может встать и ясно и недвусмысленно заявить о своей политической позиции?

На днях вся страна наблюдала цирк, когда несколько десятков народных избранников выкручивали и рвали провода от микрофона спикера, забирали у него карточку для голосования. У меня лично это вызвало разные чувства.

Первое, я признателен коллеге Лукьянову за подаренный им шанс для демократической коалиции. Даже если бы зависание системы "Рада" было признано недостаточным основанием для переголосования, то такое активное неуважение председателя Верховной Рады, которое воспрепятствовало его голосованию, дало бы президенту достаточно причин, чтобы попробовать все сначала.

С другой стороны, хочу обратиться к оппозиции. Господа, на ком-то эта дикость должна закончиться!

Применение примитивной силы свидетельствует о недостаточной умственной деятельности. Очень сильные, но тупые неандертальцы вымерли, а оппозиция – это будущая власть и она обязана быть умной.

Виктор Уколов, народный депутат Украины

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде