Верховная Рада в тисках премьериады: электоральная коалиция или коалиция "фреш", "флэш" и "кэш"?

Четверг, 13 декабря 2007, 20:49

Отрицательное голосование по кандидатуре Юлии Тимошенко на пост премьер-министра 11 декабря можно рассматривать как сигнал того, что Тимошенко может проиграть премьериаду, а сформированная демократическая коалиция, у которой только 227(8) голосов рискует уже на своем старте подтвердить свою недееспособность.

Если на прошлой неделе испытание коалиции спикериадой, когда спикером был избран Яценюк, прошло довольно удачно, то к решающему голосованию за премьер-министра коалиция вышла неподготовленной.

Причинами неудачной первой попытки избрать лидера БЮТ премьер-министром можно считать как ошибки, допущенные самой Тимошенко, так и внутрикоалиционный и внекоалиционный факторы.

Во-первых, однозначно неудачное выступление Тимошенко в парламенте перед голосованием за ее кандидатуру. Это выступление подтвердило, что лидер БЮТ не может и не будет работать в рамках только партийного лидера и председателя исполнительной власти.

Апелляция к национальным интересам, гуманитарным вопросам, и даже к диалогу с Ахметовым говорит о попытках Тимошенко играть роль "национального лидера", а не коалиционного премьера, быть политическим арбитром, а не нанимаемым менеджером.

Тимошенко сейчас борется за пост премьер-министра с целью укрепления и расширения базы своего лидерства. И у нее уже есть электоральное и партийное лидерство, что является достаточным ресурсом, чтобы быть премьер-министром.

Такая модель премьер-министра могла бы быть удобной для президента, поскольку коалиция выполняла бы роль политической опоры в парламенте, а технический премьер был бы опорой в Кабмине.

Впрочем, Тимошенко фактически работает не как партийный, а как харизматический лидер - выступление в ВР перед голосованием за Тимошенко как премьера это также подтвердило. А это перечеркивает возможности для дуэтного лидерства Ющенко-Тимошенко и прочности демократической коалиции.

Итак, Тимошенко снова выступила как харизматический лидер, для которого любые коалиционные форматы - только инструменты для обеспечения себе в будущем самостоятельной соло-игры.

Во-вторых, важным фактором отрицательного голосования по Тимошенко можно считать также ошибки, которые допустила лидер БЮТ во время кадрового заполнения БЮТовской квоты к правительству.

Если проанализировать кадровый состав квоты БЮТ в проект нового правительства, то кроме чисто экономического содержания, Тимошенко пытается вложить также и политическое содержание.

Это проявилось, например, в том, что на должность вице-премьер-министра по вопросам европейской интеграции предложен Григорий Немыря. Фигура Немыри может рассматриваться как ресурс для самостоятельной внешнеполитической деятельности, которая в значительной мере будет вмешательством в компетенцию президентской квоты и полномочий.

Еще один вице-премьер-министр по вопросам регионального развития – Иосиф Винский – является той фигурой, которая может реализовывать стратегию развития общенациональной партии в регионах.

Эта стратегия, с одной стороны, может быть направлена на уменьшение влияния губернаторского ресурса в западных и центральных регионах и фактическую его замену на партийный ресурс в восточных и южных регионах.

С другой стороны, развитие партийного ресурса можно рассматривать и как "зачистку" электорального поля для перспективы Тимошенко на выборах 2009 года.

Эти ошибки, которые являются недопустимыми для лидера такого масштаба как Тимошенко, фактически перекрыли возможные шлюзы для расширения коалиционных возможностей.

В повестке дня снова появляются проблемы отсутствия фракционной монолитности. Определенной части фракции БЮТ не нравится распределение портфелей в правительстве, а во фракции НУНС тоже зреет недовольство выдвинутыми на кресла министров кандидатурами.

Найти определенный компромисс становится все сложнее, поскольку количество партийных субъектов, которые фактически образовали демократическую коалицию, достигает 12 партий (НУ-НС – 9 партий, БЮТ – 3 партии). Подобная мелкопартийность блоков фактически с самого начала закладывает возможность появления "блокирующего пакета" в любых коалиционных моделях.

Среди внекоалиционних факторов можно назвать слабость парламентских механизмов взаимодействия элит при помощи создания коалиции и межпартийного сотрудничества по всем необходимым процедурам.

Арифметическое большинство не может исполнять роль политического большинства. Вместо этого действуют механизмы так называемого "картеля элит": непубличного договора или даже кулуарного заговора влиятельных элитных игроков против нежелательного игрока, которым сегодня реально является Тимошенко.

Фактически Тимошенко и ее блок постепенно становится элитным изгоем, которого стараются вытеснить из элитного класса, прежде всего, по причине нежелательности допущения Тимошенко к распределению реальной власти.

Сейчас это проявляется в том, что Партия регионов фактически заблокировала возможность договоренности между БЮТ и КПУ для получения дополнительных голосов. А должность вице-спикера от КПУ "регионалы" разменяли на два дополнительных комитета для коммунистов.

Все новые булавки ПР направлены на углубление противоречий между коалициантами с целью разрушения коалиции на ее же просчетах.

К приведенным факторам следует добавить еще и институционные недостатки. Роспуск ВР 5-го созыв и досрочные парламентские выборы подтвердили, что парламентско-президентская модель власти пробуксовывает.

Элитная площадка переговоров и элитный консенсус формируются вокруг института президента и самой фигуры президента Ющенко.

Попытки сделать из фигуры премьер-министра политического лидера оказались неудачными, поскольку партийный ресурс является ограниченным.

Сейчас ни один партийный лидер в Украине не может играть роль национального лидера, поскольку ни у какой партии нет электоральной поддержки больше 30%, электоральное поле поляризовано. В этой ситуации в элите складывается запрос на партийного премьера при президенте или даже чисто технического премьера, как ставленника элитных групп.

В дальнейшем возможны несколько сценариев развития событий.

Один из них – "Психологическая атака", когда утверждение коалицией кандидатуры Тимошенко на должность премьер-министра происходит со 2-3-й попытки в ходе переголосования. В таком случае будет достигнута двойная цель.

Во-первых, завершится процесс организации системы государственной власти по форме "электоральной демократии", когда кадровое наполнение политической системы происходит в четком соответствии с волеизъявлением избирателей – совокупный результат оранжевых сил, достигнутый на внеочередных парламентских выборах, конвертируется в демократическое большинство и его правительство.

Во-вторых, может состояться возвращение Юлии Владимировны в фарватер политики президента в результате осознания необходимости воздержания от проявлений собственных президентских амбиций и кадровых интриг.

Второй вариант – это "Переформатирование коалиции" в случае неутверждения кандидатуры Тимошенко на должность председателя правительства. Это будет означать недееспособность, а таким образом – распад коалиции демократических сил и, вместе с тем, ознаменует старт нового коалиционного процесса.

По логике этого процесса следует ожидать, что наступит "политическая ответственность" коалиции демократических сил, то есть отставка Арсения Яценюка с должности спикера ВР, отмена предыдущего распределения комитетов и должностей, исключение (или выход) отдельных депутатов из фракций НУНС и БЮТ.

Вероятно, в парламенте произойдет процесс "мутации коалиций" – полураспад фракций НУНС и БЮТ с дальнейшим формированием коалиции, построенной не по принципам сугубо фракционного представительства.

Результатом будет так называемая "фреш-коалиция", или "флеш-коалиция", в которую войдут часть НУНС, часть БЮТ, БЛ и ПР.

"Фреш" – потому, что будет содержать группы депутатов, "выжатых" из разных политических сил, а "флеш" - потому, что деятельность такой коалиции будет проявляться в режиме "флеш-голосований" по принципиальным вопросам.

Вероятными кандидатурами на должность спикера ВР от такой коалиции могут быть Иван Плющ или Раиса Богатырева.

Политические ожидания всех актеров парламентского процесса в таком случае будут направлены на президента как модератора политического конфликта. При таких условиях он в диалоге со всеми элитами может предлагать на должность премьера компромиссную кандидатуру.

Один из вариантов нового кубика - кандидатура, которая бы могла "устроить всех" – Арсений Яценюк.

Премьерство Яценюка имеет довольно высокий потенциал антикризисного экономического менеджмента, означает формирование технического "правительства профессионалов", в отличие от "партийно-политического правительства", в стиле Тимошенко.

В случае если политика такого кабинета будет эффективной, открывается перспектива наладки ее взаимодействия с парламентом. Связка "Плющ-Яценюк" может быть представлена под соусом единства традиций и новаций, а "Богатырева-Яценюк" – "Восток и Запад вместе".

Возможным является также сценарий "Коллапс коалиции" в основе которого безкоалиционный парламент и правительство в статусе и.о. При условии отсутствия общего стремления парламентских элит к консенсусу (согласию), возможным вариантом функционирования системы государственной власти становится компромисс – состояние, когда недовольны все.

В этом случае депутаты распределяют должности, комитеты, функции и голосуют (в первую очередь – бюджет) ситуативным большинством. Полулегитимное правительство Януковича осуществляет администрирование экономики в режиме ad hoc.

Осуществляется основная функция правительства – выполнение бюджета, ведь бюджет почти готов, осталось только скорректировать расчеты соответственно новой цене на газ.

Деятельность такой Рады и такого правительства вряд ли будет продолжительной. Новые выборы при таких условиях, в случае согласования ключевых политических игроков, возможны уже в мае, или в сентябре следующего года.

При этом президент снова может включиться в правительственно-парламентскую игру, организовав межэлитный диалог относительно внесения изменений в Конституцию.

Тогда нас будут ждать следующие внеочередные парламентские (а может – и президентские) выборы, объединенные с конституционным референдумом.

Следует также рассмотреть возможные действия политических сил в разных сценариях, начиная с последствий перехода БЮТ в оппозицию и перспектив фракции НУНС.

Как известно, в случае неизбрания Тимошенко премьером, исполнять обязанности продолжит предыдущий состав Кабинета министров. Это приведет к ситуации, когда одновременно с формальным наличием "новой" коалиции будет исполнять обязанности "старое" правительство.

И в свою очередь это будет стимулировать БЮТ к разрыву коалиционного соглашения и переходу в оппозицию. Конечно, поведение Тимошенко в оппозиции будет существенно отличаться от ее нынешнего поведения.

Вряд ли она будет настаивать на проведении еще одних внеочередных парламентских выборов, так как есть смысл сосредоточиться уже на президентских. Здесь президент и его окружение из потенциальных союзников превращаются в конкурентов в борьбе за президентство.

С этой точки зрения Тимошенко невыгодно существование в парламенте любой коалиции. Ее тактика, скорее всего, будет направлена на усиление противоречий между лагерем президента и ПР.

Не исключено также возвращение к практике ситуативных голосований совместно с ПР с целью преодоления вето, или сценарий общих действий относительно "выдавливания" президента из большой политической игры и попытки создания двухпартийного формата.

Переход БЮТ в оппозицию будет сопровождаться информационной кампанией, направленной против части фракции НУНС и секретариата президента. Также переход в оппозицию будет означать, что блок займет радикально правую и национал-демократическую политическую нишу, представленную преимущественно избирателями Запада Украины.

Другими словами, Тимошенко будет искать ресурсы для расширения своего партийного капитала за счет разрушения электорального поля НУНС.

Часть депутатов НУНС (в первую очередь группа "Народной самообороны", возможно УНП, НРУ) перейдет в оппозиционный лагерь и поддержит Тимошенко. Это может привести к расколу фракции на пропрезидентскую часть, которая может возглавляться и координироваться Яценюком и Плющом, и протимошенковскую, которая будет объединяться вокруг, например, Луценко.

Раскол во фракции НУНС может быть исключительно неформальным – из-за невозможности законодательно согласовать выход из нее групп депутатов.

Поэтому коалиция с Партией регионов становится возможной, если сторонников такого сценария во фракции будет минимальное большинство, которое будет репрезентировать фракционную позицию относительно новой коалиции. Ведь существует конституционная и регламентная норма, которая определяет создание коалиции депутатскими фракциями, у которых большинство в парламенте.

Вместе с тем группа, ориентированная на уход в оппозицию вместе с Блоком Юлии Тимошенко, будет стремиться формализовать фракционный раскол "Нашей Украины – Народной самообороны", чтобы иметь в парламенте собственную организацию.

Не имея законодательной возможности реализовать такие цели, депутаты, ориентированные на Тимошенко, будут в индивидуальном порядке переходить в оппозицию, мотивируя это "предательством" предвыборных обещаний своими однопартийцами.

Это может привести к расшатыванию не только отдельной фракции НУНС, но и всей фракционной системы парламента.

Таким образом, неизбрание Тимошенко премьером спровоцирует уход БЮТ в оппозицию, и сближение НУНС с Партией регионов, что с учетом неоднородности пропрезидентского блока повлечет за собой его раскол и может стать причиной разрушения фракционной структуры парламента.

Перед НУНС в случае ухода БЮТ в оппозицию возникает двойная задача.

Во-первых, обеспечить, чтобы большинство фракции осталось в ее составе, а не пошли в оппозицию вслед за БЮТ. Так как только в случае, если НУНС сохранит статус парламентской фракции, возможно создать другую коалицию фракций большинства.

Без этого понадобятся изменения в регламенте ВР, неоднозначные с точки зрения соответствия Конституции. В особенности это актуально при отсутствии закона об императивном мандате, перспективы его принятия тоже являются проблемными.

Во-вторых – организовать из парламентских фракций нескольких политических сил своеобразный "антитимошенковский" пул, который бы консолидировал усилия на том, чтобы не допустить президентства Тимошенко. Или путем общей победы над ней на президентских выборах, или за счет соответствующих конституционных изменений.

Партия регионов в случае недееспособности демократической коалиции тоже оказывается перед выбором. Сейчас ПР настаивает на широкой коалиции, и готова уступить многими постами, включая пост председателя правительства.

Но если исчезает угроза, что правительство возглавит Тимошенко, у ПР появляется шанс изменить тактику. Они могут выбирать между премьерством Януковича в качестве и.о. и новой коалицией.

Понимая, что шансов на другой формат коалиции у президентских сил не остается, ПР может пересмотреть количество своих уступок в сторону уменьшения. Потенциальная возможность преодолевать вето вместе с БЮТ также может спровоцировать ПР на несоздание коалиции.

Может пересмотреть свою тактику также блок Литвина. Сейчас у него нет "золотой акции", которая бы помогла выдвигать значительные кадровые и прочие требования к будущим возможным коалиционным союзникам. Но в случае попыток создать широкую коалицию такая акция у Литвина появляется.

Существенные изменения может претерпеть позиция КПУ. В случае создания коалиции в формате ПР, НУНС и БЛ коммунисты должны будут попасть в оппозицию. Эта перспектива заставляет их играть против реализации такого сценария.

ПР также осознает риск того, что в случае пребывания КПУ за границами широкой коалиции, ПР становится заложником доброй воли только НУНС или ПР, а в случае вхождения в коалицию КПУ такой риск для ПР уменьшается.

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде