Украина – не Япония. Об общественных туалетах и общественных отношениях

Вторник, 25 декабря 2007, 12:32

...Чего хочется пожелать новому правительству? Уважения к гражданам, уважения к бизнесу. В уважении – ключ к патриотизму, наполнению бюджета, стабильному развитию страны.

Ведь чтобы украинцы стали исправно платить налоги, они должны почувствовать уважение к своему государству. Но чувство это – взаимное, оно возникает только в ответ на то уважительное отношение, которое должно сначала проявить само государство.

Именно в такой последовательности: сначала государство, затем – граждане! И нечего здесь искать знаменитый казус яйца и курицы...

К таким мыслям меня подтолкнула недавняя поездка в Японию. Именно там я уверился в простой истине: уровень развития страны определяется уровнем развития туалетов. Штука давно известная: хочешь узнать, с какой компанией имеешь дело, просто посети ее туалет.

В Японии я, наконец, понял, откуда взялось это правило. Просто туалет – показатель, во-первых, самоуважения, во-вторых, уважения к другим, в–третьих, уважения к жизни во всех ее проявлениях. Вот чему нам всерьез стоит поучиться!

В Японии уважительное отношение и к себе самим, и к своим ближним – на заоблачной высоте. Соответственно, и туалеты здесь оборудованы по последнему слову техники: крышки сами поднимаются и опускаются, все автоматически дезинфицируется, есть целый пульт управления унитазом – словом, космический корабль.

Чтобы совладать с ним нелишне пройти хотя бы краткий курс обучения. Это и есть – уважение.

Японское общество просто пропитано этим чувством. Все начинается сверху: император, моральный авторитет нации, исправно и честно платит налоги.

Следовательно, все понимают: неуплата налогов есть подрыв империи, неуважение к государству. И все платят налоги, причем самостоятельно, понимая, что деньги идут на развитие государства.

А государство, принимая деньги и уважая своих граждан, регулярно отчитывается перед ними о своих тратах.

Редким уважением проникнуты взаимоотношения между работником и работодателем.

Невероятно, но факт: в 127-ми миллионной Японии практически нет безработицы. Почему? Потому что делается все, чтобы занять людей. Из уважения к ним.

И в результате там, где у нас работает два человека, в Японии работают пять. А работодатель, если по каким-то причинам, вынужден уволить работника, обеспечивает ему другое место.

Он может ухудшить условия оплаты или труда, но место все равно предоставит. Потому что один член общества чувствует свою ответственность перед другим членом общества, пусть и более низким по социальному статусу.

В результате в самих гражданах сильно развито самоуважение. И какую бы работу они не выполняли, пусть даже самую низкооплачиваемую, они делают ее с полной отдачей и гордостью.

Закономерен вопрос: как при таких расходах на оплату труда они выдерживают ценовую конкуренцию?

Да просто Япония со своими товарами делает ставку на развитие дорогих высокотехнологичных товаров, которые, кстати говоря, на внутренний рынок поступают по вполне доступным ценам, что тоже говорит об уважении к национальному потребителю. (Вообще, между прочим, товары и услуги широкого потребления в Японии не дороже, чем в Украине.)

Поэтому много средств японцы инвестируют в науку и образование. И в результате получают чудеса техники, которые потом поражают весь мир и используются всем миром.

Такие чудеса, к слову, мы своими глазами наблюдали, когда посещали в ноябре компании Sony, Hitachi, Access, DoCoMo, SoftBank, GDH-Gonzo в рамках менеджмент-тура по самым инновационным компаниям Японии.

А с другой стороны, применение высоких технологий позволяет им удешевлять товары.

Например, выпущенный в Японии автомобиль "Лексус" LX 470 стоит там всего 35 тыс. долларов, и в эти деньги входит все: стоимость комплектующих, цена рабочего труда, прибыли компании-производителя и посредника.

Забавно: но при ввозе в Украину этой модели взимается таможенная пошлина в размере тех же $35 тыс. Получается, наше государство, палец о палец не ударив, забирает в свою пользу цену автомобиля, на который работали тысячи японцев. Стоит ли говорить в данном случае об уважении к украинскому потребителю?

Чтобы понять, что такое взаимное уважение в обществе, достаточно посмотреть, как японцы решают свои транспортные проблемы. Представьте себе мегастолицу - Токио, город, в котором проживает 30 млн. человек.

Так вот, здесь практически нет пробок, т.е. по меркам Киева или Харькова они просто отсутствуют. И не только потому, что здесь так хороши дороги. Просто граждане, видя, что создают друг другу неудобство на дорогах, спокойно пересели в метро.

А метро здесь строят так, что станции подходят практически к каждому офисному небоскребу.

Уважение - во всем. В том числе к чужим культурам, к истории. Казалось бы, американцы и русские были основными врагами, от которых Япония в прошлом терпела самые сокрушительные поражения, и эта вражда должна находить отражение в текущей повседневности.

Ничуть не бывало! Все это не мешает японцам относиться к России и США как к своим историческим учителям и увлекаться на досуге изучением русского или английского языков.

Все понимают, что минувшие проблемы не должны становиться проблемой сегодняшнего дня, мешать сегодняшнему развитию. Поучительно, не так ли?

За какие-нибудь полвека после второй мировой Япония превратилась из страны с довольно варварскими обычаями в мировую державу, с крепкими либеральными традициями и дружелюбными гражданами.

Мне кажется, разгадка этого феномена – в культе взаимного уважения.

Не самый плохой культ в мире... Почему бы его не перенять?

На каждое новое правительство мы, граждане, смотрим с надеждой. Может быть, оно, наконец, отнесется к нам уважительно и будет достойно нашего уважения?..

Эдуард Рубин, директор компании "Телесенс"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде