Игры на вырост

Пятница, 28 декабря 2007, 10:55

Чрезмерное увлечение масс-медиа деталями скандала вокруг назначения Раисы Богатыревой секретарем СНБО отвлекло от оценки важных событий, которые случились в стране, во власти и оппозиции впервые.

Очевидные коллизии переплелись и создали несколько существенных, интереснейших парадоксов. Итак, президент впервые назначил на пост секретаря СНБО представителя крупнейшей оппозиционной партии. Знаково и то, что назначение стало неожиданностью и для коалиции и для коллег-оппозиционеров нового секретаря Совбеза.

Аналитики усмотрели в назначении госпожи Богатыревой начало создания системы противовесов премьерству Юлии Тимошенко.

Однако, очень скоро выяснилось - такие предположения опрометчивы, хотя бы потому, что Раиса Васильевна не получила благословения собственной партии (опять же впервые!) на эту должность.

А без видимой поддержки противостоять лидеру БЮТ и премьеру достаточно проблематично. Рискнем предположить, что главная цель этого назначения совсем иная - тактическая, и она уже достигнута.

Зададимся вопросом: рассчитывал ли Виктор Ющенко на крайне негативную реакцию лидера ПРУ в связи с многообещающим кадровым предложением представителю Регионов?

Судя по действиям, он надеялся на это: в тот самый момент, когда Виктор Янукович устроил Богатыревой публичный прессинг партактива, Ющенко издал еще один указ – о введении Раисы Васильевны в состав СНБО. Как говорится, для тех, кто не понял, президент повторил дважды.

Характерно, что ни сам Ющенко, ни его протеже Богатырева, в период развития скандала публично ни разу не пояснили своих действий. Президент не счел нужным объясняться и с Януковичем, хотя в ПРУ прозрачно намекали, что, мол, должен бы посоветоваться.

Прошел первый открытый конфликт в руководстве Партии регионов. Закончился он не в пользу лидера, что однозначно подрывает его доселе непоколебимые позиции.

Стало очевидно, что, имея мощную поддержку в определенных кругах партии, с Януковичем можно открыто не соглашаться и, несмотря на явные угрозы, вести свою игру. Более того, намеки на исключение Богатыревой из партии, как раз свидетельствуют о слабости лидера "регионалов".

Осуществить эти планы накладно и рискованно, поскольку тогда конфликт получит новое развитие, а понятие "раскол" может стать реальностью для ПРУ. Поэтому пустые угрозы выглядят, по меньшей мере, недальновидно.

С другой стороны, раздражение Януковича и его попытка вынудить Богатыреву отказаться от поста в СНБО, понятно. Но выяснение отношений в стиле, кто главный, однозначного ответа не дало.

После назначения в СНБО весомость второго номера избирательного списка ПРУ значительно возрастет. Богатырева станет уже не вторым, хотя еще и не первым лицом, но практически единственным из лидеров ПРУ, кто будет участвовать в принятии властных решений на высшем уровне, в том числе и определяющих для бизнес-элит.

И это как раз то обстоятельство, которое неминуемо поспособствует увеличению количества жаждущих подружиться с новым секретарем СНБО, как среди однопартийцев, так и вне партии. Причем назначение ее вопреки мнению Януковича автоматически освобождает Богатыреву от каких-либо обязательств перед лидером партии.

Речь конечно, не о расколе в ПРУ, но о начале реальной постепенной децентрализации власти внутри политической силы. Можно было бы, конечно, предположить, что "регионалы" разыграли всех, специально развязали руки и секретарю СНБО, и себе в качестве главных оппозиционеров.

Но тогда логичной выглядела бы иная линия поведения руководства партии. Янукович не подставлялся бы под ситуацию, в которой он заведомо выглядит слабым и проигравшим, он мог бы сразу, без лишних эмоций, пожелать новому секретарю Совбеза успехов и отмежеваться политически от ее деятельности в новом качестве.

Многие аналитики усмотрели в этой коллизии продолжение весенних договоренностей между Виктором Ющенко и Ринатом Ахметовым о проведении досрочных выборов. К тому же отдельные политологи полагают, что таким образом Ахметов дал понять, что сделал ставку на следующих выборах на действующего президента.

Подобные тезисы выглядят весьма противоречиво с точки зрения целей и задач основных игроков. Неоспоримо только то, что слишком стремительная и агрессивная концентрация власти в руках премьера-Януковича напугала и его оппонентов, и политических соратников, и спонсоров самой Партии регионов.

Ведь в Украине, в отличие от других стран Центрально-Восточной Европы, еще не созданы эффективные законодательные механизмы, исключающие узурпацию власти.

А отечественные олигархи не желали опять ходить на поклон к царю-батюшке, рискуя каждый раз потерять не только его благосклонность, но и свой бизнес.

Именно в этом раннем осознании собственной самодостаточности стоит искать один из основных мотивов кулуарных договоренностей представителей части ПРУ и секретариата президента.

Таким образом, действия по отстранению Януковича от власти с последующим снижением уровня его влияния в партии выглядят вполне логично. Но это вовсе не означает, что части финансовых спонсоров "регионалов" выгодно поддержать на следующих президентских выборах Виктора Ющенко.

Для них оптимален кандидат, который способствует не только сохранению, но и приумножению бизнеса, продвижению их интересов. К тому же речь может идти как о своем кандидате в президенты, так и о борьбе за "свою" партию в "Регионах".

Раздор среди лидеров ПРУ, в любом случае, на руку политическим оппонентам, и особенно потенциальным конкурентам в борьбе за президентское кресло на ближайших выборах - вторую позицию в рейтинге симпатий избирателей занимает, как известно, Тимошенко.

Если же говорить о сохранении капиталов в период работы второго правительства Тимошенко, то роль секретаря СНБО Богатыревой также очевидна – не допустить передела собственности и экспроприации приватизированного имущества. Это страховка бизнесменов-"регионалов" от произвола новой власти.

Самим политикам, и Тимошенко, и Богатыревой, придется договариваться, чтобы не допустить повторения публичного суицида образца осени 2005 года, жертвами которого стали правительство и тогдашний секретарь Совбеза.

Вопрос только в том, способны ли они учесть ошибки прошлого.

Одним из аргументов в пользу более мирного сосуществования нынешнего секретаря СНБО и премьера может быть тот факт, что Богатырева не является человеком президента, следовательно, как минимум будет осторожна, не полагаясь на его безоговорочную поддержку.

Кроме того, Раиса Васильевна относится к числу либеральных политиков, склонных более к компромиссу, чем конфронтации.

Исходя из этих и других факторов, следует скорее ожидать обострения противостояний по линии Тимошенко-Ющенко, а не по линии Тимошенко-Богатырева.

Подтверждает подобный прогноз еще один важный информационный посыл, который на фоне событий вокруг СНБО прошел почти незамеченным.

Речь о высказанном президентом желании каждую неделю участвовать в заседаниях правительства. Как известно, правительственные заседания являются тем инструментарием принятия решений, о котором судят по эффективности его работы.

В европейской практике, в принципе, все правительственные документы после соответствующего обсуждения подписываются только на заседаниях Кабинета министров. (Помнится, подобную технологию пытались внедрить в правительстве премьер-министра Ющенко).

Но если президент будет принимать участие во всех заседаниях КМУ (фактически руководить), то к чему тогда сведется роль главы правительства? к одобрению его инициатив?

Многое будет зависеть от степени готовности к компромиссу премьера Юлии Тимошенко, которая в последнее время демонстрирует чудеса сговорчивости, что особенно заметно в кадровых вопросах.

Намерение президента чуток порулить правительством свидетельствует о степени доверия между помаранчевыми партнерами, особенно в свете предстоящих президентских выборов. И, в частности, это цена уверениям, что Тимошенко откажется от участия в выборах 2009 года.

Так что, партнерство партнерством, а электоральные баллы на деятельности Кабмина Ющенко предпочитает зарабатывать сам, на всякий случай. Кстати, на последней своей пресс-конференции президент уточнил, что именно он имел ввиду под своим заявлением о походах на заседания правительства.

И еще несколько слов о возможности самых невероятных политических, возможно, ситуативных, союзов. Желания о возникновении таковых уже можно загадывать под елочку.

Итак, как раз после создания демкоалиции и возрождения президентских амбиций Виктора Януковича, парламентской фракции "регионалов" выгодно поддержать конституционные изменения для усиления президентской власти. Достаточно важно, за какой пост бороться.

Поэтому рассуждения о возможном пересмотре порядка избрания главы державы (речь об избрании парламентом) становятся неактуальными. Учитывая нынешний высокий рейтинг Януковича, все, что ему нужно сделать - не растерять потенциал, пребывая в качестве лидера оппозиции.

При этом, парадоксально, но по крайней мере, на период своего премьерства, Тимошенко будет невыгодно поддерживать законодательные инициативы Ющенко по усилению президентских полномочий. Хотя, БЮТ уже обязался проголосовать за изменения к закону о Кабинете министров и ряд других.

Теперь будет любопытно увидеть, как дружно партнеры по коалиции будут выполнять свои обязательства, добровольно урезая полномочия премьера. Хотя, реально сознавая всю непрочность коалиции, опять же вырисовывается неизбежность достижения компромисса.

Многие последние комбинации во власти, в том числе кадровые, продемонстрировали, что президентские советники и технологи научились находить сильные решения в сложных, почти проигрышных, ситуациях. Состоялись основные назначения в институциях власти в обмен на взаимовыгодные обязательства.

Пришло время начать работу над повышением рейтинга самого гаранта для успешного решения главной задачи, именуемой "второй срок". Как минимум одним из вариантов постепенного становления имиджа волевого президента станет ряд популистских решений в пользу бедных, за что и будут сражаться гарант с правительством.

Следы борьбы за будущего избирателя отобразятся уже в бюджете-2008.

После некоторой паузы продолжится передел властных полномочий и правил игры - также с прицелом на президентские выборы.

Будут предприняты и очередные попытки смены модели власти в зависимости от текущего момента, позиций и шансов фаворитов электоральных симпатий и их личного видения путей развития политической системы государства.

Основной политический риск по-прежнему заключается в непредсказуемости пути развития страны, что в условии отсутствия действенных противовесов в треугольнике президент-парламент-Кабмин не позволяет надеяться на необратимость демократических преобразований.

Альбина Трубенкова, ПроЕвропа, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде